Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
В последнее время это положение усилилось новыми научными доказательствами, связывающими физическую активность с большой пользой для физического и психологического здоровья. По данным исследований Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьева, не только физическое развитие человека, но и интеллектуальное, психическое и социальное развитие подвержены в определенной степени воздействию физических упражнений и двигательной деятельности [83]. – Оля, у тебя их столько нет (источников)
Иными словами, кроме двигательного компонента в содержание физической активности включают интеллектуальный (формирование умений, навыков и знаний, связанных с оптимизацией физической активности) и социально-психологический – формирование мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций.
Л.С. Выготский справедливо отмечал, что у ребенка «оба плана развития - естественный и культурный, совпадают и сливаются один с другим» [37, c.43].
Повышение энергетического потенциала ребенка за счет физических упражнений, по мнению Г.Л. Апанасенко, обусловливает и высокий его уровень здоровья, который определяется взаимодействием многих факторов (социальных и биологических) [9, c.51].
Несомненно, что в комплексе этих факторов незаменимая роль принадлежит физической культуре. И не только потому, что она содержит исключительно действенные средства восстановления, поддержания и сохранения здоровья. Еще и потому, что органическое приобщение к ней в целом, как никакой другой фактор, позволяет безгранично увеличивать возможности организма, расширять пределы его приспособительных возможностей, повышать уровень дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям.
Поэтому в увеличивающейся сегодня борьбе за всеобщее здоровье неслучайно именно физической культуре отводится особая роль.
Особенность феномена физическая культуры состоит, прежде всего, в том, что она соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации физических возможностей человека.
По мнению Л.И. Лубышевой, воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса [20, c.60].
Физическая культура радикально отличается от ряда других средств и методов, созданных человеком для приведения в порядок своего физического и общего состояния, восстановления и укрепления здоровья.
Данный вид культуры имеет гуманистическую направленность, поскольку содействует духовному развитию человека, формирует ценности, имеющие общекультурное значение, главным среди которых является здоровье.
Л.И. Лубышева также отмечает, что потребность в оздоровлении остро ощущается в настоящее время, когда жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии. Недостаточная двигательная активность самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье человека. Ну и поскольку потребность в сохранении здоровья чувственно осознается лишь при его утрате – ее нужно формировать на уровне интеллектуального и социально-психологического осознания [20, c.62].
Особую актуальность решение данной задачи приобретает в работе с детьми дошкольного возраста. В отличие от взрослого, «за здоровьем» ребенок не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям, которая была бы спроектирована на самосохранение и саморазвитие ребенка.
Изучение состояния здоровья детей и разработка в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений мер, направленных на его укрепление, в настоящее время является актуальной проблемой.
По мнению ведущих ученых, здоровье населения на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Анализ состояния здоровья детей дошкольных образовательных учреждений за последние 10 лет вызывает крайнюю озабоченность. За этот период уровень заболеваемости увеличился более чем в два раза [2, с.54].
Наиболее распространенными болезными среди детского населения
г. Троицка, являются:
болезни органов дыхания (47,5%);
инфекционные и паразитарные заболевания (8,8%);
болезни костно-мышечной системы (6%);
травмы, отравления (5,2 %).
Доминирующей патологией среди детей является заболеваемость органов дыхания, что указывает на существенную роль загрязнения атмосферного воздуха в развитии различных нарушений дыхательной системы [23, c.142-145].
По данным НИИ гигиены детей и подростков, число детей, имеющих различные функциональные отклонения, составляет 57,6%, с хроническими заболеваниями – 17,3%, количество абсолютно здоровых детей находится в пределах 12-15%. Именно поэтому, на наш взгляд, дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека [43, c.62].
Движения являются биологической потребностью ребенка. Степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма. По мнению Н.И. Шлык, уровень обменных процессов и энергия формирования органов и систем в каждом возрастном периоде непосредственно зависит от объема и интенсивности двигательной активности [113, с.34].
Так, отрицательное влияние гипокинезии на скелетную мускулатуру, вызывая снижение ее силы и работоспособности, способствует возникновению у детей нарушений осанки, искривлений позвоночника, уплощению стоп и отставанию их моторного развития, т.е. задержке возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
По данным исследований Г.А. Виноградова, отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему проявляется в сужении диапазона функциональных возможностей, т.е. работоспособности организма и в возникновении у ряда школьников вегето-сосудистой дистонии и нервно-психической неустойчивости [33, c.116]
Очень важно, что при двигательном дефиците у детей происходит отчетливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам. Поэтому у детей, для которых характерна гипокинезия, в 3-5 раз выше заболеваемость острыми респираторными заболеваниями.
В раннем и дошкольном возрасте необходимы правильно организованные, целенаправленные занятий в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений. Регулярные занятия ЛФК, по мнению
А.Д. Глазыриной и М.Д. Маханевой, в этом возрасте имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение [41, 58].
Именно в этом возрасте организм ребенка наиболее эластичен, и любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие легко воспринимается и оставляет прочный след в развитии ребенка.
Дети, систематически занимающиеся физической культурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, сообразительнее, внимательнее, более настойчивыми при достижении намеченной цели, легче входят в любой детский коллектив и осваивают трудовые навыки.
Однако, как указывают А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева и др., увеличение двигательной активности, когда органы и системы детей находятся в стадии роста и формирования, чревато негативными последствиями, если не учитывать возрастные и морфофункциональные особенности развития каждого ребенка [60].
Известно, что процессу физического развития свойственная гетерохронность, выражающаяся в ретардации и акселерации детей одного возраста.
Оптимизировать процесс физического воспитания нужно только путем дифференцированных педагогических воздействий, то есть подбора средств и методов, наиболее адекватных биологическим возможностям ребенка.
Многочисленные медицинские обследования детей дошкольного и школьного возраста выявили негативные последствия гипокинезии для здоровья, работоспособности растущего организма и развития детей и подростков.
В связи с гипокинезией и гиподинамией страдает сердечно-сосудистая система. Специфическим последствием гипокинезии являются структурные и функциональные изменения локомоций, обусловленные ограничением нагрузки на костно-двигательный аппарат.
Установлены существенные изменения белкового обмена в костях, сопровождающиеся повышенной их ломкостью. Дизрегуляторные изменения негативно влияют на возбудимость и координационные способности, статическую и динамическую силу мышц и их выносливость.
По данным исследования ВИ. Жолдак, П.А. Виноградов, нарушения на разных уровнях системно-структурной организации целостного организма отрицательно сказываются на его интегративной деятельности, что в свою очередь отражается на реактивности, иммунологической и противоаллергической устойчивости [33, c.120].
Дефицит мышечной работы у детей, как показывают клинические данные, может приводить к снижению ферментативной активности, влияющей на окислительные процессы, к отставанию моторики и развития физических качеств (быстроты, выносливости), к снижению адаптивной способности сердечно-сосудистой системы. Развивается склонность к ожирению, гипертензионному синдрому, падает иммунитет.
Врачебно-педагогические наблюдения последних лет свидетельствуют о целесообразности применения относительно продолжительных, но умеренных по интенсивности упражнений в дошкольном и раннем дошкольном возрасте.
Это дает возможность в доступной форме развивать энергосберегающие системы организма – сердечно-сосудистую и дыхательную. Естественно, что такого рода упражнения на выносливость лучше использовать в форме подвижных игр [33, c.121].
Таким образом, возможность использования физкультурной деятельности в интересах здорового образа жизни основывается на закономерностях развития физических качеств в онтогенезе и на особенностях физиологического влияния отдельных видов спорта.
Однако следует учитывать индивидуальные различия уровня физического и функционального развития, обусловленные разными темпами биологического созревания.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо развивать до того, как ребенок придет в мир, ибо здоровье человека – это всегда индивидуальная способность жизни, основным компонентом которого является физкультурно-оздоровительная деятельность. Последняя имеет принципиальное значение в системе средств и методов ее формирования.
Отсутствие на уровне дошкольного образования системы воспитания потребности в здоровом образе жизни, формирования здоровьесберегающего поведения детей подчеркивает особую актуальность вопроса разработки методики обучения здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.
Выводы по первой главе
Оздоровление детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми (2007г.).
Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7 - 10 % - от уровня здравоохранения и на 50 % - от образа жизни человека
(Ю.П. Лисицын, Г.К. Зайцев и др.).
В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Оздоровление – система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Задачи, содержание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Основным направлением второй главы является выявление особенностей процесса реализации мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава содержит сформулированные и описанные цель, задачи и этапы экспериментального исследования, а также представленные результаты опытно-экспериментальной работы.
Для проверки эффективности, разработанных мероприятий по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста, были проведены все этапы педагогического эксперимента: констатирующий, обучающий, контрольный.
В таблице 1 представлены цели каждого этапа и методы научно-педагогического исследования, которые мы использовали в ходе эксперимента.
Таблица 1
Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры