Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2009 года по май 2010 года базе МДОУ № 1 «Золотой ключик» г. Троицка. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
После внедрения мероприятий по оздоровлению, нами в мае был проведен контрольный эксперимент. Он заключался в определение группы здоровья детей исследуемой группы по окончании программы.
Практика показала, что в исследуемой группе детей изменились показатели групп здоровья.
На начало эксперимента из 15 человек:
2 человека – I группа здоровья
9 человек – II группа здоровья
4 человека - III группа здоровья
На конец эксперимента из 15 человек:
5 человек – I группа здоровья
7 человек – II группа здоровья
3 человека - III группа здоровья.
Изменения показателей групп здоровья на начало и конец эксперимента с детьми экспериментальной группы представлены в сводной таблице 5.
Таблица 5
Показателей групп здоровья на начало и конец эксперимента
Группы | На начало эксперимента | На конец эксперимента | |||
кол-во детей | % соотношение | кол-во детей | % соотношение | ||
I | 2 | 13 | 5 | 33 | |
II | 9 | 60 | 7 | 47 | |
III | 4 | 27 | 3 | 20 |
Анализируя полученные количественные данные, мы сделали вывод о том, что разработанные мероприятия по оздоровлению детей привели к улучшению уровня здоровья детей, т.к. произошло увеличение количества детей с I группой здоровья, а со II и III группами здоровья количества детей уменьшилось.
Выводы по второй главе
Важное значение для оздоровления детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий, воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов.
Как показала практика работы, необходимо обеспечить оптимальную двигательную активность ребенка, закаливание. При этом для здоровых детей предусматриваются более сильные закаливающие мероприятия, увеличенные физические нагрузки. Особой заботы требуют часто и долго болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня, более чуткое внимание к их психике, двигательной активности.
С детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии, проводится коррекционная работа. Такой вид работы проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющими однородные отклонения, а также индивидуально.
В данной главе нами описана опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась один год, на базе МДОУ № 1 «Золотой ключик»
г. Троицка. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Анализируя полученные количественные данные, мы делали вывод о том, что разработанные рекомендации по оздоровлению детей привели к улучшению уровня здоровья детей, т.к. произошло увеличение количества детей с I группой здоровья, а со II и III группами здоровья количества детей уменьшилось.
Здесь можешь 3-4 предложения добавить про содержание табл. 3 и 4
Заключение
Оздоровление детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего, и это подтверждают данные последней Всероссийской диспансеризации. Поэтому сохранение здоровья дошкольников должно быть одним из приоритетных направлений в деятельности учреждений образования.
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Это предполагает построение воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов ЗОЖ.
Ценность образования в области здоровья заключается в привитии нравственно-этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений, а также и в улучшении медико-гигиенических знаний, умений, навыков, что должно предполагать включение вопросов здорового образа жизни в воспитательные планы ДОУ.
Особенно необходимо выделить физкультурную деятельность детей, т.к. именно физическая активность в большей степени способствует формированию здорового организма.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова,
С.М. Мартынов, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др.
В исследуемой нами группе дети имеют различные заболевания, у них разные группы здоровья, большинство 60% детей имеют 2 группу здоровья, у 13% - 1 группа и у 27% - 3 группа здоровья. Полученные данные говорят о том, что первоочередной задачей является снижение высокой заболеваемости детей данной группы.
При осуществлении воспитательного воздействия на ребенка методами физического воспитания и физкультурной деятельности необходимо акцентировать внимание на здоровых формах движения, которые способствуют укреплению иммунитета ребенка и снижают риск развития заболеваний, особенно дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной патологии.
Таким образом, мы пришли к выводу, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста.
Список использованной литературы
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – Нижний Новгород: Линка Пресс, 1993. – 110с.
2. Антонов, Ю.Е.Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / Антонов // Обруч. – 1996. - № 1. - С. 5-6.
3. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. – Киев, 1985. – 80с.
4. Артамонов, В.Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни: Методические разработк / В.Н. Артамонов, Р.Е. Мотылянская. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 51с.
5. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть / И.А. Аршавский. – М.: Советский спорт, 1990. – 30с.
6. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270с.
7. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 208с.
8. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич,
В.А. Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1987. – 223с.
9. Белкина, В.П.Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / В.П. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 217с.
10. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю. В. Дергачев. – М., 2006. – 83с.
11. Берхман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Берхман. – М.: ФиС, 1990.
12. Берхман, И.И. Проблема обучения человека здоровью / И.И. Берхман. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Владивосток: Дальнаука, 1995. – с.24.
13. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб: Водолей, 1998. – 560с.
14. Богина, Т. Здоровье – прежде всего / Богина //Дошкольное воспитание, 2004. – №12. – с. 98.
15. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 1997. – 240с.
16. Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек / Бочарова //Дошкольное воспитание. – 1997.- №12. – с. 72-75.
17. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М., 1983.
18. Вержбицкая, Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) /
Н.А. Вержбицкая// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3.
19. Видра, Д. Движение и здоровье / Видра //Дошкольное воспитание, 2004. - №1. – с. 69.
20. Виноградов, П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 1996. – 591с.
21. Воложин, А. Путь к здоровью / А. Воложин, Ю. Субботин, С. Чикин. – М.: Знание, 1990. – 160с.
22. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьёв. – М., 2000. – 128с.
23. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224с.
24. Выдрин, В.М. Деятельность специалиста физической культуры /
В.М. Выбрин. – СПб.: 1997. – 74с.
25. Гелецкий, В.М. О комплексном развитии физических качеств у детей 3-7 лет в режиме детского сада / Гелецкий, Высоцкий, Алехина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. - №4. – С.52-60.
26. Гиль, Г.И. Здоровый малыш. Здоровье сберегающая педагогическая система / Г.И. Гиль. – Томск, 2001.
27. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л.Д. Глазырина. – Мн.: НМ Центр, 1995. – 240с.
28. Гончаров, В.Д. Физическое образование и физическая культура в системе социокультурной деятельности дошкольного учреждения // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста /Сост. Л.А. Виноградова. – СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1998. – с. 4-7.
29. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г, Доман,
Д. Доман, Б. Хаги. – М., 1998.
30. Доронова, Т. Право на охрану здоровья / Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С.5-8
31. Ефименко, А.Л. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Л. Ефименко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.- 251с.
32. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний / Под ред.
Ю.Д. Жилов. – М.: Высшая школа, 2001.
33. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000. - 88с.
34. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения /
Ю.Ф. Змановский //Дошкольное воспитание, 1993. – №9.
35. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник (авторская программа) / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – №6. – С.25-30.
36. Змановский, Ю.Ф. Оздоровительно-
37. Иванов, С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / С.М. Иванов. – М.: Медицина, 1983. – 399с.
38. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. - М., 1985.
39. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенкА / М.М. Кольцова. – М., 1973.
40. Кудрявцева, В.Т. Физическая культура и здоровье ребенка / Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1-3,5,
41. Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления /
В.Т. Кудрявцева. – М.: Линка - Пресс, 2000.
42. Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко,
Ю.В. Новиков. – М., 2002. - 172с.
Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры