Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Матвеева ОЛЯ.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Цели и методы этапов научно-педагогического исследования

Этапы эксперимента

Цели

Методы исследования

1 этап –

констатирующий

1.  Определение групп здоровья детей.

2.  Подбор комплексов физических упражнений, закаливающий процедур для детей в соответствии с их группой здоровья.

1.  Констатирующий эксперимент.

2.  Диагностика, наблюдение, работа с документацией.

2 этап –

обучающий

1.  Экспериментальная проверка влияния разработанных .мероприятий по оздоровлению  детей старшего дошкольного возраста.

1.  Формирующий эксперимент.

2.  Оценка.

3 этап –

контрольный

1.  Анализ опытно-экспериментальных данных, их анализ и интерпретация.

2.  Оформление результатов, формулировка выводов.

1.  Контрольный эксперимент.

2.  Диагностика.

Цель опытно-экспериментальной работы – проанализировать эффективность разработанных мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.

Согласно поставленной цели, нами были сформулированы задачи, решаемые ходе педагогического эксперимента:

1)     проанализировать уровень здоровья детей, участвующих в эксперименте;

2)     на основе анализа данных констатирующего этапа эксперимента, разработать мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.

В данном эксперименте принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет на базе МДОУ № 1 «Золотой ключик»
г. Троицка.

В соответствии с поставленными задачами, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась в течении одного учебного года.

Всем исследуемым детям присвоена группа здоровья согласно антропометрическими данными.

В педиатрической практике приняты критерии оценки состояния здоровья ребёнка:

- уровень физического развития, его гармоничность;

- соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;

- степень резистентности организма внешнесредовым факторам;

- наличие или отсутствие хронических заболеваний.

В соответствии с названными критериями можно условно выделить 3 группы здоровья:

1.       Основная – I группа здоровья. К ней относятся здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.

2.       Подготовительная – II группа здоровья. У детей отсутствуют хронические заболевания. Сюда же относят переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, детей с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющие.

3.       Специальная – III группа здоровья. Дети больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с ограниченными функциональными возможностями организма.

В исследуемой нами группе дети имеют различные заболевания, у них разные группы здоровья.

Процентное соотношение основных групп заболеваний детей отражено на рис.4.

Рис. 4. Основные заболевания детей

 

Список детей экспериментальной группы с номером группы здоровья приведен в таблице 2.

Таблица 2

Группы здоровья у исследуемых детей

№ п/п

Ф.И.  ребенка

Группа здоровья

1.                                            

Кристина П.

II

2.                                            

Алёна Д.

III

3.                                            

Алексеенко Н.

II

4.                                            

Вероника Д.

II

5.                                            

Катя К.

III

6.                                            

Андрей Д.

I

7.                                            

Лёня Ф.

II

8.                                            

Аня П.

II

9.                                            

Кристина В.

III

10.                                        

Серёжа С.

II

11.                                        

Андрей К.

II

12.                                        

Карина А.

I

13.                                        

Саша Л.

II

14.                                        

Ваня Л.

III

15.                                        

Ира Т.

II

Процентное соотношение основных групп здоровья исследуемых детей отражено на рис.5.

Рис. 5. Процентное соотношение основных групп здоровья

Таким образом, в исследуемой нами группе, дети имеют различные заболевания, у них разные группы здоровья, большинство (60%) детей имеют 2 группу здоровья, у 13% - 1 группа и у 27% - 3 группа здоровья. Полученные данные говорят о том, что первоочередной задачей является снижение высокой заболеваемости детей данной группы.

Анализ результатов, полученных на начало и конец эксперимента, приведен в параграфе 2.3.

 

2.2. Мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребёнка, необходимы мероприятий по оздоровлению, охватывающие различные (психологические, медицинские, педагогические) подходы к решению этой проблемы.

Все мероприятия по оздоровлению должны проводиться в комплексе, т.е. влиять на все анализаторы: зрения, слух, опорно-двигательный аппарат, и т.д.; развивать познавательные навыки.

Здоровье человека - предполагает не только отсутствие у него заболеваний. Нельзя забывать и о нравственном, духовном здоровье.

Педагогам необходимо воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, основными компонентами которого являются:

1. Правильное питание

2. Рациональная двигательная активность

3. Закаливание организма

4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

5. Развитие дыхательного аппарата

Поэтому, нами был разработаны мероприятия по оздоровлению детей: приобщение их к здоровому образу жизни, проведение плановых мероприятии по профилактике ОРЗ, соблюдение оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении, обучение правильному дыханию, профилактика ОДА, ежедневное проведение закаливающих процедур и самомассажа.

Основные мероприятия по оздоровлению детей представлены в таблице 3. – Оля, разрежь таблицу постранично и на каждой новой странице напиши: «продолжение таблицы 3», тоже и с табл.4

Таблица 3

Мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста

Содержание

 

Группа

 

Периодичность выполнения

 

Ответственные

 

Время

 

Оптимизация режима

 

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.

 

старшая подготов

 

Ежедневно

 

Воспитатели, психолог, врач

 

В течении года

 

Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

старшая подготов

 

 

 

 

Психолог, врач

 

В течении года

 

Организация двигательного режима

Физкультурные занятия

 

 

старшая подготов

 

3 раза в неделю (1 на воздухе)

 

 

Инструктор по физическому

воспитанию

 

В течении года

 

Гимнастика после дневного сна

 

старшая

подготов

 

 

Ежедневно

 

Воспитатели, медработник (контроль)

 

В течении года

 

Прогулки с

включением

подвижных

игровых

упражнений

 

старшая

подготов

 

Ежедневно

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

В течении

года

 

 

 

Музыкально-

ритмические занятия

 

старшая

подготов

 

 

 

2 раза в

неделю

 

Муз.работник,

воспитатели

 

В течении

года

 

Спортивный досуг

 

старшая

подготов

 

 

 

 

 

Инструктор

по физическому

воспитанию воспитатели

 

В течении

года

 

Гимнастика глаз

 

старшая

подготов

 

Во время занятии на физ. минутках

 

Воспитатели, мед-работник

 

В течении года

 

Пальчиковая

гимнастика

старшая

подготов

 

3-4 раза в

день

 

Воспитатель,

логопед

 

В течении

года

 

Оздоровительный бег

 

 

старшая

подготов

 

 

 

 

Ежедневно во время прогулок

 

 

 

воспитатели

 

С апреля по ноябрь на улице, с декабря по

март в

помещении

 

Использование

приёмов релаксации:

минуты тишины,

музыкальные паузы

старшая

подготов

 

Ежедневно

несколько раз в

день

 

Воспитатели,

специалисты

 

В течении

года

 

Психогимнастика,      Вибрационная

гимнастика

 

старшая

подготов

 

 

По мере возможности

 

 

Воспитатели

 

 

В течении

года

 

Профилактика заболеваемости

Самомассаж

«7 волшебных точек»

 

старшая  подготов

Ежедневно после утренней гимнастики

 

Инструктор по физическому воспитанию

 

С октября по апрель

 

Дыхательная гимнастика в игровой форме

 

 

старшая

подготов

 

 

 

 

3 раза в день во время утренней

зарядки, на

прогулке, после сна

 

Воспитатели, медработник (контроль)

 

 

В течении года

 

Профилактика гриппа - дибазол

 

старшая

подготов

 

Ежедневно, через 2 часа

после завтрака, 1 месяц

 

медработник

 

 

Ноябрь-декабрь

 

 

Оксалиновая мазь

 

 

старшая

подготов

 

 

Ежедневно, 2 раза вдень

перед прогулкой

 

Мед-работник воспитатели.

 

 

Ноябрь-декабрь.

март-апрель

 

Оздоровление фитонцидами

Ароматизация помещений (чесночные букетики)

 

старшая

подготов

 

В течение дня ежедневно

 

Младшие воспитатели, контроль медработника

 

Октябрь-апрель

 

Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка

Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года)

 

старшая  подготов

Ежедневно

 

Воспитатели

 

В течении года

 

Прогулки на воздухе

 

старшая

подготов

 

 

 

 

Ежедневно

 

Воспитатели

 

В течении года

 

Хождение босиком по траве

 

старшая

подготов

 

Ежедневно

 

Воспитатели

 

Июнь-август

 

Хождение босиком по дорожке «здоровья»

 

старшая

подготов

 

 

Ежедневно после дневного сна

 

Воспитатели

 

В течении года

 

Обширное умывание

 

старшая  подготов

Ежедневно после дневного  сна

 

Воспитатели

 

В течении года

 

Водный душ

 

старшая

подготов

 

 

 

 

После прогулки

 

Воспитатели, младшие воспитатели

 

Июнь-август

 

Контрастное обливание ног

 

старшаяподготов

 

После сна

 

Воспитатели, младшие воспитатели

 

В течение года

 

Игры с водой

 

старшая

подготов

 

 

Во время прогулки, на занятиях

 

Воспитатели

 

Июнь-

август

 

Полоскание зева кипячёной охлажденной водой

 

старшая

подготов

 

После каждого приёма пищи

 

Воспитатели, младшие воспитатели

 

В течении года

 

Лечебно-оздоровительная работа

Лечебное полоскание рта

Противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка)

 

старшая

подготов

 

 

После сна

 

Мед. работник, воспитатель

 

С октября по апрель

 

Фурацилином

 

старшая

подготов

 

После дневного сна по 2 недели с 2 недельным перерывом

 

Воспитатели, мед.работник

 

Ноябрь-апрель

 

Витаминотерапия

«Ревит», поливит

 

старшая

подготов

 

 

По 1 разу в течение 10 дней

 

Мед. работник

 

Декабрь февраль

 

Настойка шиповника

 

старшая  подготов

По 1 разу в день в 10.00 3 раза в неделю

 

Мед, работник:

 

Октябрь, ноябрь, январь, март

 

Витаминизация третьего блюда

 

 

старшая

подготов

 

 

 

 

ежедневно

 

Мед. работник

 

В течении года

 

Физиопроцедуры

Тепловые прогревания лампой «соллюкс»

 

старшая

подготов

 

 

По назначению врача 1 раз в день перед обедом

 

Мед. работник

 

В течении года

 

Ингаляции УЗ-аппаратом «Муссон»

 

 

старшая  подготов

 

По назначению врача 1 раз в день

 

Мед. работник

 

В течении года

 

Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки

Корригирующая гимнастика

 

старшая подготов

 

2 раза в неделю по 30 минут после дневного сна

 

Мед. работник, инструктор по физ. воспитанию

 

В течении года

 

Чтобы сформировать у детей базу знаний и практических ЗОЖ, мы начали свою работу по ознакомлению со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постарались расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их предотвратить. В таблице 4 представлена тематика занятий с детьми по формированию основ здорового образа жизни.

Таблица 4

Тематика занятий с детьми по формированию основ
здорового образа жизни

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Здоровье ребенка

Ценности

здорового образа

жизни.

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни.

Способствовать осознанному приобщению к ним

Поговорим о болезни.

Расширить и углубить знания детей о болезнях (и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.

Изучаем свой организм.

Продолжать приучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем

Прислушиваемся к своему организму.

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.

Правила первой

помощи. Уход за

больными.

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными.

2

Эмоциональное благополучие ребенка

Конфликты и ссоры.

Познакомить детей с понятиями «конфликт» «ссора», с              их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие.

Добро и зло.

Учить детей различать добро и зло, Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих.

Страхи.

Выяснить с детьми ситуации,              у них страх, Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение.

Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать

Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать как оно отражается на состоянии здоровья.

3

Ребенок и природа

Сигналы

опасности

природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

Познакомить с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Когда съедобное ядовитое.

Обратить              детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения непригодности продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.

Контакты с

животными могут быть опасными.

 

Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными.

Объяснить как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том как животные лечатся сами.

Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры