Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, дипломная работа
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережливо рас-ходовать.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика анатомо-физиологического развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Здоровый образ жизни и его структура
1.3. Роль физкультурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у дошкольников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
2.1. Цель, задачи, этапы опытно- экспериментальной работы
2.2. Мероприятия по оздоровлению для детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Цели и методы этапов научно-педагогического исследования
Этапы эксперимента | Цели | Методы исследования |
1 этап – констатирующий | 1. Определение групп здоровья детей. 2. Подбор комплексов физических упражнений, закаливающий процедур для детей в соответствии с их группой здоровья. | 1. Констатирующий эксперимент. 2. Диагностика, наблюдение, работа с документацией. |
2 этап – обучающий | 1. Экспериментальная проверка влияния разработанных .мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста. | 1. Формирующий эксперимент. 2. Оценка. |
3 этап – контрольный | 1. Анализ опытно-экспериментальных данных, их анализ и интерпретация. 2. Оформление результатов, формулировка выводов. | 1. Контрольный эксперимент. 2. Диагностика. |
Цель опытно-экспериментальной работы – проанализировать эффективность разработанных мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.
Согласно поставленной цели, нами были сформулированы задачи, решаемые ходе педагогического эксперимента:
1) проанализировать уровень здоровья детей, участвующих в эксперименте;
2) на основе анализа данных констатирующего этапа эксперимента, разработать мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.
В данном эксперименте принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет на базе МДОУ № 1 «Золотой ключик»
г. Троицка.
В соответствии с поставленными задачами, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась в течении одного учебного года.
Всем исследуемым детям присвоена группа здоровья согласно антропометрическими данными.
В педиатрической практике приняты критерии оценки состояния здоровья ребёнка:
- уровень физического развития, его гармоничность;
- соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;
- степень резистентности организма внешнесредовым факторам;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний.
В соответствии с названными критериями можно условно выделить 3 группы здоровья:
1. Основная – I группа здоровья. К ней относятся здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.
2. Подготовительная – II группа здоровья. У детей отсутствуют хронические заболевания. Сюда же относят переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, детей с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющие.
3. Специальная – III группа здоровья. Дети больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с ограниченными функциональными возможностями организма.
В исследуемой нами группе дети имеют различные заболевания, у них разные группы здоровья.
Процентное соотношение основных групп заболеваний детей отражено на рис.4.
Рис. 4. Основные заболевания детей
Список детей экспериментальной группы с номером группы здоровья приведен в таблице 2.
Таблица 2
Группы здоровья у исследуемых детей
№ п/п | Ф.И. ребенка | Группа здоровья |
1. | Кристина П. | II |
2. | Алёна Д. | III |
3. | Алексеенко Н. | II |
4. | Вероника Д. | II |
5. | Катя К. | III |
6. | Андрей Д. | I |
7. | Лёня Ф. | II |
8. | Аня П. | II |
9. | Кристина В. | III |
10. | Серёжа С. | II |
11. | Андрей К. | II |
12. | Карина А. | I |
13. | Саша Л. | II |
14. | Ваня Л. | III |
15. | Ира Т. | II |
Процентное соотношение основных групп здоровья исследуемых детей отражено на рис.5.
Рис. 5. Процентное соотношение основных групп здоровья
Таким образом, в исследуемой нами группе, дети имеют различные заболевания, у них разные группы здоровья, большинство (60%) детей имеют 2 группу здоровья, у 13% - 1 группа и у 27% - 3 группа здоровья. Полученные данные говорят о том, что первоочередной задачей является снижение высокой заболеваемости детей данной группы.
Анализ результатов, полученных на начало и конец эксперимента, приведен в параграфе 2.3.
2.2. Мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребёнка, необходимы мероприятий по оздоровлению, охватывающие различные (психологические, медицинские, педагогические) подходы к решению этой проблемы.
Все мероприятия по оздоровлению должны проводиться в комплексе, т.е. влиять на все анализаторы: зрения, слух, опорно-двигательный аппарат, и т.д.; развивать познавательные навыки.
Здоровье человека - предполагает не только отсутствие у него заболеваний. Нельзя забывать и о нравственном, духовном здоровье.
Педагогам необходимо воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, основными компонентами которого являются:
1. Правильное питание
2. Рациональная двигательная активность
3. Закаливание организма
4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
5. Развитие дыхательного аппарата
Поэтому, нами был разработаны мероприятия по оздоровлению детей: приобщение их к здоровому образу жизни, проведение плановых мероприятии по профилактике ОРЗ, соблюдение оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении, обучение правильному дыханию, профилактика ОДА, ежедневное проведение закаливающих процедур и самомассажа.
Основные мероприятия по оздоровлению детей представлены в таблице 3. – Оля, разрежь таблицу постранично и на каждой новой странице напиши: «продолжение таблицы 3», тоже и с табл.4
Таблица 3
Мероприятия по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста
Содержание
| Группа
| Периодичность выполнения
| Ответственные
| Время
|
Оптимизация режима
| ||||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.
| старшая подготов
| Ежедневно
| Воспитатели, психолог, врач
| В течении года
|
Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
| старшая подготов
|
| Психолог, врач
| В течении года
|
Организация двигательного режима | ||||
Физкультурные занятия
| старшая подготов
| 3 раза в неделю (1 на воздухе)
| Инструктор по физическому воспитанию
| В течении года
|
Гимнастика после дневного сна
| старшая подготов
| Ежедневно
| Воспитатели, медработник (контроль)
| В течении года
|
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений
| старшая подготов
| Ежедневно
| Воспитатели
| В течении года
|
Музыкально- ритмические занятия
| старшая подготов
| 2 раза в неделю
| Муз.работник, воспитатели
| В течении года
|
Спортивный досуг
| старшая подготов
|
| Инструктор по физическому воспитанию воспитатели
| В течении года
|
Гимнастика глаз
| старшая подготов
| Во время занятии на физ. минутках
| Воспитатели, мед-работник
| В течении года
|
Пальчиковая гимнастика | старшая подготов
| 3-4 раза в день
| Воспитатель, логопед
| В течении года
|
Оздоровительный бег
| старшая подготов
| Ежедневно во время прогулок
| воспитатели
| С апреля по ноябрь на улице, с декабря по март в помещении
|
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | старшая подготов
| Ежедневно несколько раз в день
| Воспитатели, специалисты
| В течении года
|
Психогимнастика, Вибрационная гимнастика
| старшая подготов
| По мере возможности
| Воспитатели
| В течении года
|
Профилактика заболеваемости | ||||
Самомассаж «7 волшебных точек»
| старшая подготов | Ежедневно после утренней гимнастики
| Инструктор по физическому воспитанию
| С октября по апрель
|
Дыхательная гимнастика в игровой форме
| старшая подготов
| 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна
| Воспитатели, медработник (контроль)
| В течении года
|
Профилактика гриппа - дибазол
| старшая подготов
| Ежедневно, через 2 часа после завтрака, 1 месяц
| медработник
| Ноябрь-декабрь
|
Оксалиновая мазь
| старшая подготов
| Ежедневно, 2 раза вдень перед прогулкой
| Мед-работник воспитатели.
| Ноябрь-декабрь. март-апрель
|
Оздоровление фитонцидами | ||||
Ароматизация помещений (чесночные букетики)
| старшая подготов
| В течение дня ежедневно
| Младшие воспитатели, контроль медработника
| Октябрь-апрель
|
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка | ||||
Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года)
| старшая подготов | Ежедневно
| Воспитатели
| В течении года
|
Прогулки на воздухе
| старшая подготов
| Ежедневно
| Воспитатели
| В течении года
|
Хождение босиком по траве
| старшая подготов
| Ежедневно
| Воспитатели
| Июнь-август
|
Хождение босиком по дорожке «здоровья»
| старшая подготов
| Ежедневно после дневного сна
| Воспитатели
| В течении года
|
Обширное умывание
| старшая подготов | Ежедневно после дневного сна
| Воспитатели
| В течении года
|
Водный душ
| старшая подготов
| После прогулки
| Воспитатели, младшие воспитатели
| Июнь-август
|
Контрастное обливание ног
| старшаяподготов
| После сна
| Воспитатели, младшие воспитатели
| В течение года
|
Игры с водой
| старшая подготов
| Во время прогулки, на занятиях
| Воспитатели
| Июнь- август
|
Полоскание зева кипячёной охлажденной водой
| старшая подготов
| После каждого приёма пищи
| Воспитатели, младшие воспитатели
| В течении года
|
Лечебно-оздоровительная работа Лечебное полоскание рта | ||||
Противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка)
| старшая подготов
| После сна
| Мед. работник, воспитатель
| С октября по апрель
|
Фурацилином
| старшая подготов
| После дневного сна по 2 недели с 2 недельным перерывом
| Воспитатели, мед.работник
| Ноябрь-апрель
|
Витаминотерапия | ||||
«Ревит», поливит
| старшая подготов
| По 1 разу в течение 10 дней
| Мед. работник
| Декабрь февраль
|
Настойка шиповника
| старшая подготов | По 1 разу в день в 10.00 3 раза в неделю
| Мед, работник:
| Октябрь, ноябрь, январь, март
|
Витаминизация третьего блюда
| старшая подготов
| ежедневно
| Мед. работник
| В течении года
|
Физиопроцедуры | ||||
Тепловые прогревания лампой «соллюкс»
| старшая подготов
| По назначению врача 1 раз в день перед обедом
| Мед. работник
| В течении года
|
Ингаляции УЗ-аппаратом «Муссон»
| старшая подготов
| По назначению врача 1 раз в день
| Мед. работник
| В течении года
|
Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки | ||||
Корригирующая гимнастика
| старшая подготов
| 2 раза в неделю по 30 минут после дневного сна
| Мед. работник, инструктор по физ. воспитанию
| В течении года
|
Чтобы сформировать у детей базу знаний и практических ЗОЖ, мы начали свою работу по ознакомлению со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постарались расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их предотвратить. В таблице 4 представлена тематика занятий с детьми по формированию основ здорового образа жизни.
Таблица 4
Тематика занятий с детьми по формированию основ
здорового образа жизни
№ | Раздел | Тематика занятий | Основные задачи |
1 | Здоровье ребенка | Ценности здорового образа жизни. | Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним |
Поговорим о болезни. | Расширить и углубить знания детей о болезнях (и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний. | ||
Изучаем свой организм. | Продолжать приучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем | ||
Прислушиваемся к своему организму. | Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. | ||
Правила первой помощи. Уход за больными. | Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными. | ||
2 | Эмоциональное благополучие ребенка | Конфликты и ссоры. | Познакомить детей с понятиями «конфликт» «ссора», с их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие. |
Добро и зло. | Учить детей различать добро и зло, Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих. | ||
Страхи. | Выяснить с детьми ситуации, у них страх, Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать | ||
Помоги себе сам | Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать как оно отражается на состоянии здоровья. | ||
3 | Ребенок и природа | Сигналы опасности природы | Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. |
Когда съедобное ядовитое. | Обратить детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения непригодности продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи. | ||
Контакты с животными могут быть опасными.
| Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том как животные лечатся сами. |
Информация о работе Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры