Отчет по психолого-педагогической практике в палаточном лагере "Зелёный щит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 00:49, отчет по практике

Краткое описание

Целью моей психолого-педагогической практики была: ознакомление с работой психолога, или его помощника в детском оздоровительном лагере.

Данная цель практики можно реализовать, решая следующие задачи:

- приобретение опыта самостоятельной педагогической работы с детьми во временных объединениях в каникулярный период;

- овладение содержанием и формами педагогической деятельности в каникулярный период;

- практическое использование приобретённых в ходе изучения предметов психолого-педагогического цикла знаний и умений;

- приобретение опыта профессиональных и неформальных взаимодействий студентов с детьми и педагогами.

Оглавление

Введение (актуальность, цель, задачи объекта, предмет и методы исследования)…………………………………………………………………

I. Нормативно-правовое обеспечение создания областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»………………………

II. Организационно-управленческая характеристика областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»………………….

III. Анализ результативных показателей работы областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»…………………

IV. Движение трудового состава областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»……………………………….

Заключение………………………………………………….……………...

Список использованных источников………………………………..…...

Приложения….............................................................................................

Файлы: 1 файл

желудкова отчет.docx

— 93.25 Кб (Скачать)

По опроснику Баса-Дарки, Виталик показал следующие результаты:

физическая  агрессия - 5

косвенная агрессия - 5

раздражение - 9

негативизм - 4

обида - 7

подозрительность - 7

вербальная  агрессия - 7

чувство вины - 6

Можно сделать вывод о том, что первый источник проблем Виталика с мамой и бабушкой - непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, ложные представления о его переживаниях и мотивах тех или иных поступков. Родители, видя взросление ребенка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны, не обращают внимание на новое и позитивное.

Несмотря  на внешнее противодействие, проявляемое  по отношению к родителям, Виталик испытывает потребность в поддержке.

Мне удалось  познакомиться с мамой Виталика и найти с ней общей язык. Как я уже отмечала, она по отношению  к Виталику настроена более лояльно  и понимает, что чрезмерная опека  и контроль негативно сказываются  на сыне. Она озабочена сложившейся ситуацией и ищет помощи. Я порекомендовала маме Виталика познакомиться с психологическими особенностями подросткового возраста, проблемами, то есть типичными трудностями, которые испытывают и переживают дети, типичными сложностями с которыми сталкиваются взрослые. Среди них можно выделить следующие:

общение со сверстниками

взаимодействие  с родителями

трудности самопознания и самоопределения.

Я объяснила  маме, что особо благоприятной  является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга и в этом случае взрослым можно значительно облегчить ребенку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность поможет Виталику по новому узнать маму и бабушку. В результате сложатся более глубокие эмоционально-теплые отношения. Виталик испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о себе, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

Сейчас  очень важно понимать, что отношения  с товарищами находятся в центре жизни Виталика, во многом определяя  все остальные стороны его  поведения. Для ребенка важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное занимать среди них удовлетворяющее его положение. Невозможность добиться такого положения, получить признание чаще всего является причиной конфликтного поведения.

Взаимодействуя  друг с другом, подростки учатся рефлексии. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Поэтому Виталик доверяет свои тайные планы не маме с бабушкой, а новому другу. Для Виталика дружба приобретает все большее и большее значение, но у него очень мало возможностей общаться со своими друзьями без контроля со стороны бабушки. Поэтому отношения с ребятами в классе у него складываются не совсем так, как ему хотелось бы. Ведущая деятельность подростков - интимно-личностное общение со сверстниками. В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществить эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям ребенок, как правило, занимает негативную позицию. У Виталика нет возможности удовлетворить свою потребность в общении со сверстниками. Его это беспокоит, и он раздражается на родителей.

У Виталика возникает интерес по отношению  к девочкам. У него есть подружка Аня, с которой они уже давно. И постепенно, что характерно для подростков, у него исчезает непосредственность в общении с ней: это выражается в стеснительности.

Виталик демонстрирует нормальное умственное развитие для своего возраста. По школьному тесту умственного развития (ШТУР) демонстрирует следующие результаты:

Субтесты

« осведомленность» - 22.08

« осведомленность» - 23.01

«аналогии» - 30.72

« классификации» - 40.48

« обобщения» - 18.03

« числовые ряды» - 26.71

Его речь довольно грамотна, он практически  не использует «слова-паразиты». Подростки  часто имитируют поведение взрослых. Виталик в основном общается с бабушкой, и его речь наполнена выражениями и интонациями пожилого человека: «Боже! Даже дорогу не могут нормально заасфальтировать! Что это такое!».

Виталик сейчас решает такую важную проблему как вопрос самоопределения. Он еще точно не решил, кем он будет, но скорее всего это будет что- то, связанное с областью юриспруденции. Виталик говорит так: « наверное, мне все - таки придется получить юридическое образование, но сейчас престижна профессия предпринимателя или бизнесмена».

В этом возрасте большое значение в самопознании занимает представление о своей  внешности. Виталик очень беспокоится  по поводу занятий спортом. Из-за травмы позвоночника он ограничен в выборе. Очень бы хотел играть в футбол, но ему не разрешает врач. Поэтому  он выбрал плавание. Мама поддерживает его решение. Представление о своей внешности не случайно играет такую большую роль. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются в изменении телесного облика. Родителям необходимо понимать, что пристальное внимание к своей внешности естественное и нормальное явление.

При общении  с Виталиком были учтены все его  особенности, как возрастные, так и особенности воспитания и отношения с родителями. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя более комфортно проведена следующая работа - Виталику в большом количестве давались разнообразные поручения, чтобы он мог проявлять самостоятельность, к нему часто обращались и спрашивали его мнение по тому или иному поводу, для повышения его самооценки и значимости как в собственных глазах, так и сверстников.

Очень хочется надеяться, что мама и  бабушка Виталика по отношению к  нему будут более терпеливы, предоставят ему большую свободу действий, дадут возможность быть самостоятельным, учтут его потребности и желания. Это, несомненно, поможет снизить напряженность их отношений, сделать общение более теплым, доброжелательным и близким.

Подводя итоги, можно сказать, что главными особенностями подросткового периода  являются: оформление устойчивых форм поведения, черт характера и способов эмоционального реагирования, которые  в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его  психическое и физическое здоровье, личную зрелость. Вот почему так велика роль внимательного терпимого и доброжелательного отношения к подростку, ведь оно будет способствовать здоровому развитию личности.

Юношество

Социально - психологический портрет Антона, 19 лет.

Антон живет с обоими родителями и бабушкой, учиться на экономическом факультете, на втором курсе. На него большое влияние  оказывают мама и бабушка, и он зависит от их мнения. Не способен к самостоятельному принятию решений от чего очень страдает.

По темпераменту выраженный меланхолик. Ему трудно на чем-либо долго сосредоточиться. Он глубокий и содержательный человек. При неблагоприятных условиях превращается в замкнутого, тревожного и боязливого человека.

В характере  преобладает эмотивный тип. Он предпочитает общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливает хорошие контакты и понимает их «с полуслова». Редко вступает в конфликты, а если и конфликтует, то играет в них пассивную роль. Обиды носит в себе, не «выплескивает» наружу. Среди его привлекательных черт можно выделить такие как: доброту, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.

По опроснику FPI показал следующие результаты:

1 невротичность - 5

2 спонтанная  агрессивность - 7

3 депрессивность - 6

4 раздражительность  - 4

5 общительность  - 3

6 уравновешенность - 2

7 реактивная  агрессивность - 6

8 застенчивость  - 7

9 открытость - 9

10 экстраверсия - интроверсия - 4

11 эмоциональная  лабильность - 7

12 маскулинизм - феминизм -2

У Антона высок уровень застенчивости. Настроение чаще плохое, чем хорошее и он подвержен стрессам. У него повышенная тревожность и мнительность. Неуверен в себе и имеет трудности с социальными контактами. Если сердится, то быстро отходит. Очень тяжело переживает травмирующие его ситуации, не делится своими переживаниями, долго держит их в себе. Робок нерешителен, не умеет говорить «нет». Стремится к доверительно - откровенному общению с высоким уровнем критичности к себе.

Ему было предложено нарисовать три рисунка  человека, дом и дерево. Он сразу  же согласился, что может свидетельствовать  о интересе к рисованию, желании участвовать в исследовании или о хорошем отношении к «исследователю». Антон изобразил человека того же пола, что и он. А значит отразил те чувства, которые испытывает к себе. рисунок свидетельствует о наличии фрустрации, стремлении от нее избавиться (на рисунке голова изображена в профиль). Первое, что бросается в глаза на рисунке - это проблема межперсональных контактов, общения. Обнаруживается некая тенденция к замкнутости, к самозащите. И в действительности это так. у Антона есть проблемы социального поведения и общения. Он очень хорошо общается друзьями, пользуется у них авторитетом и с трудом вступает в контакт с незнакомыми. По рисунку видно, что Антон отрицательно относится к своему телу, не принимает его (Антон очень высокий и обладает лишним весом). Отсюда у него проблемы в социальной сфере и трудности в общении с девушками (с ребятами Антон ладит лучше). Он хочет казаться активным, решительным и мужественным. Кроме того, можно говорить о стремлении вырваться из-под контроля и опеки со стороны родителей. Об это Антон ничего не рассказывает, но это становится понятным потому, как часто он упоминает о матери в ситуациях, когда требуется принятие, какого - либо решения. На рисунке отсутствуют глаза, что лишний раз подчеркивает трудности межперсональных связей. На рисунке выделены губы, но рот не прорисован - это признак проблемы вербальной коммуникации. У Антона большое число неудовлетворенных потребностей. Он испытывает чувство неудовлетворенности, неполноценности по отношению к себе. Но он хочет казаться устойчивым(на рисунке большие стопы). Антон очень переживает из-за своих сложностей, у него довольно высокий уровень тревожности (о чем так же свидетельствуют формальные характеристики рисунка). Он уже осознает свои возможности, обладает высоким уровнем интеллекта (о чем говорит рисунок дерева). Но еще не совсем уравновешен и устойчив. Рисунок дома свидетельствует о том, что Антон стремится к контактам, демонстрирует готовность к общению, открытость, однако в реальности немного замкнут и о себе рассказывает только близким людям. По рисунку видно, что он стремится контролировать открытое проявление чувств и является человеком довольно зрелым в эмоциональном плане, однако ощущает некую неуравновешенность и неустойчивость.

Наблюдая  за Антоном можно было увидеть  противоречия, свойственные для юношей - противоречие эмоционального и волевого развития. Он еще остается легкоранимым - едкое замечание может заставить его покраснеть, но он постарается сдержать свои чувства. Антон, как и большинство людей его возраста, находится в поиске своего места в жизни. Он проходит через некое обособление и даже отчуждение, так как сосредоточившись на своих ощущениях, переживаниях можно прийти к осознанию своего внутреннего мира, который и будет определять в дальнейшем ценности, интересы. Антон сопоставляет общечеловеческие ценности со своими ценностными ориентациями, установками. Он выбирает свою жизненную позицию, которую на протяжении определенного периода жизни будет считать единственно правильной и верной. Но это уже не подростковый негативизм, а твердый выбор, сделанный на основании трудной духовной работы. В юности продолжается рефлексирование своих отношений с друзьями, родными и близкими. Антон стремится быть самостоятельным, но еще не преодолел привычку ориентироваться на мнение, решения и помощь родителей. Также в нем еще сильна непреодоленная с подросткового возраста группоцентрическая направленность. У Антона очень велика потребность в откровенности и искренних, дружеских отношениях. Но он как и все юноши очень избирателен, потому, что боится, что друг, который становится очень близок можем сделать больно, нанести удар по самому ценному - по внутреннему миру. Отношения эмоциональной привязанности очень устойчивые. Антон поссорился со своим другом, но спустя время, когда он эмоционально пережил ситуацию, посчитал, что он может пойти на примирение и что «всякая ерунда не должна отражаться на нашей дружбе, ведь мы дружим с девятого класса, и я ему доверяю». Это произошло потому, что у Антона и его друга присутствовала главная сближающая характеристика юности - единство взглядов и интересов. Для Антона важна не только потребность в дружбе, но потребность и в уединении. Отстранение нужно для того, чтобы понять себя. Антон несколько саркастичен по отношению к себе и окружающим потому, что ему, как и всем юношам, часто не хватает времени для глубокой рефлексии. Но у него хорошо развита способность к чувствованию в состояние других, способность переживать за других. Он очень сенситивен и одновременно раним. Для Антона сейчас очень важный период, так как именно сейчас начинает быть возможным сознательное стремление к духовному росту, к построению жизни на основе понятия нравственная ценность. Юноша живет будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Это облегчает ему переживание неприятностей, позволяя, относится к ним с легкостью. С этим связано и пониженное чувство ответственности. В юности по-настоящему пробуждается стремление к другому полу. Оно может доминировать над всеми остальными чувствами. Юность умеет идеализировать жизнь, поэтому она так прогрессивна и так способна к росту.

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в палаточном лагере "Зелёный щит"