Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 20:17, отчет по практике
В ходе прохождения педагогической практики я убедилась, что дети очень разные, но не только по степени обученности и чертам характера, но и по тем стартовым возможностям, особенностям восприятия, темперамента и особенностям запоминания. Некоторые дети хорошо воспринимают информацию на слух, другим нужно увидеть, третьи обдумывают увиденное и услышанное и только потом запоминают и усваивают.
1.Введение………………………………………………………………………….2
2.Матрица параметров ИСУД обучающегося…………………………………...3
3.Способы педагогической и психолого – педагогической оценки параметров ИСУД ученика…………………………………………………………………..7
4.Обученность……………………………………………….…………………….7
5.Обучаемость……………………………………………………………………. 7
6.Внимание…………………………………………………………………………8
7.Память……………………………………………………………………………9
8.Модальность……………………………………………………………………..9
9.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга…………………11
10.ОУУН……………………………………………………………………………13
11.Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер……………………………………………………………………………..15
12.Форма для записи результатов мониторинга (учета динамики изменений параметров ИСУД) в течение учебного года……………………………..17
13.Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося………………..18
14.Технология подбора и/или проектирования заданий, учитывающих и развивающих различные параметры индивидуального стиля учебной деятельности…………………………………………………………………..20
15.Заключение…………………………………………………………………….21
16.Список литературы …………………………………………………………...22
Содержание.
Введение.
В ходе прохождения педагогической практики я убедилась, что дети очень разные, но не только по степени обученности и чертам характера, но и по тем стартовым возможностям, особенностям восприятия, темперамента и особенностям запоминания. Некоторые дети хорошо воспринимают информацию на слух, другим нужно увидеть, третьи обдумывают увиденное и услышанное и только потом запоминают и усваивают.
В результате я пришла к выводу, что для успешной деятельности необходимо учитывать все особенности учеников и на основе этого строить урок, обдумывать методические приемы и вообще план построения урока. Оказывается, есть технология обучения детей с учетом их психолого-интеллектуальных особенностей, называется она «ИСУД». Я решила познакомиться с ней поближе.
Я решила выяснить для себя следующее:
Для этого я
ознакомлюсь с литературой и
сайтами, относящимися к вопросу, выясню,
как можно условно поделить детей
в классе и на какие группы, какие
особенности надо при этом учитывать,
и как, и постараюсь применить
знания на практике.
Матрица параметров ИСУД обучающегося.
Основные опорные понятия, используемые в данном исследовании, взяты из работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.С. Немову принадлежит определение индивидуальности, которое интегрирует смыслы таких понятий, как человек, индивидуум, личность (рис. 1). Таким образом, индивидуальность мы определяем как совокупность биологических, психофизиологических, психосоциальных и духовных качеств конкретного человека.
Рис.
2. Смысловая характеристика
понятия «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» |
Рис. 3. Ресурсы учебного успеха ученика |
К.К. Платоновым
была разработана динамическая система
индивидуальности как совокупности
подсистем, требующих различных
способов педагогического воздействия
(табл. 4). Сам автор называл описываемую
целостную систему «личностью», однако,
пристальный анализ таблицы и сравнение
ее со схемой Немова выявляет практическую
идентичность двух понятий: личность (по
Платонову) = индивидуальности (по Немову).
В результате многолетней
работы опытных преподавателей в режиме
педагогического эксперимента и последующей
апробации результатов в школах с разными
формами и режимами обучения, была разработана
«рабочая структура
учебного успеха ученика», на основании
которой была спроектирована матрица
параметров индивидуального стиля учебной
деятельности (ИСУД) учащегося (см. рис.
1. и табл. 1):
Таблица 1
Ресурсы учебного успеха ученика
|
Рис. 1 Структура учебно-познавательного успеха ребенка
Каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра – как длину отрезка (см. рис. 2). В таком случае общие учебные возможности ученика будут выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков.
Рис. 2. Сущность обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика
Такое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра ИСУД ученика – обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей.
Этот параметр
имеет все шансы претендовать
на динамическую интегральную характеристику
зоны ближайшего развития ученика, так
как зависит и определяется развитием
всех остальных упомянутых выше параметров
ИСУД: уровень учебных возможностей
– обучаемость
– ученика определяется и уровнем интереса
к предмету, и объемом усвоенных знаний,
и уровнем развития общеучебных навыков,
и психофизиологическими особенностями
личности. Поэтому на схеме обучаемость
будет выглядеть, как площадь замкнутой
фигуры АБВГДЕЖ.
Способы педагогической и психолого – педагогической оценки параметров ИСУД ученика.
Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры увеличится. В переводе на язык дидактики:
Обученность
Объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.д.
Обучаемость
Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра, зависящее от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет уровень педагогической помощи и/или место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем выше уровень педагогической помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель, осуществляющий обучение.
III уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.)
II уровень – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).
I уровень – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется учителем довольно легко: по результатам специального контрольно-методического среза (КМС).
Методика определения уровня обучаемости
Алгоритм проведения
контрольно-методического
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Ответьте на
вопрос по содержанию нового
материала (воспроизведите
3. Выполните задание по образцу.
4. Выполните задания в измененной ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью (решите задачу).
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника.
Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о втором, прикладном уровне обучаемости.
Если выполненными оказываются три первых задания – этот ученик демонстрирует первый, репродуктивный уровень обучаемости.
(Модифицированная
методика П.И. Третьякова и
И.Б. Сенновского)