Отчет по педагогической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 20:17, отчет по практике

Краткое описание

В ходе прохождения педагогической практики я убедилась, что дети очень разные, но не только по степени обученности и чертам характера, но и по тем стартовым возможностям, особенностям восприятия, темперамента и особенностям запоминания. Некоторые дети хорошо воспринимают информацию на слух, другим нужно увидеть, третьи обдумывают увиденное и услышанное и только потом запоминают и усваивают.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………….2
2.Матрица параметров ИСУД обучающегося…………………………………...3
3.Способы педагогической и психолого – педагогической оценки параметров ИСУД ученика…………………………………………………………………..7
4.Обученность……………………………………………….…………………….7
5.Обучаемость……………………………………………………………………. 7
6.Внимание…………………………………………………………………………8
7.Память……………………………………………………………………………9
8.Модальность……………………………………………………………………..9
9.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга…………………11
10.ОУУН……………………………………………………………………………13
11.Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер……………………………………………………………………………..15
12.Форма для записи результатов мониторинга (учета динамики изменений параметров ИСУД) в течение учебного года……………………………..17


13.Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося………………..18
14.Технология подбора и/или проектирования заданий, учитывающих и развивающих различные параметры индивидуального стиля учебной деятельности…………………………………………………………………..20
15.Заключение…………………………………………………………………….21
16.Список литературы …………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 78.12 Кб (Скачать)

Уровень развития мотивационно-потребностной  и эмоционально-волевой  сфер

Один из важнейших  параметров ИСУД, т.к. выявляет степень  заинтересованности ученика в вашем  предмете. Для учителя эти данные еще и основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.

В табл. 2 приведены характеристики уровней развития мотивационно-потребностной сферы ученика для педагогического анализа.

Таблица 2

Структура и уровни развития мотивационно-потребностной  сферы личности

Уровни  развития Самопознание Самоопределение Саморазвитие
Социально-духовный   Потребность быть личностью

«Я знаю свои недостатки, и сам могу их искоренить, осознаю свои достоинства и использую  их во благо себе и окружающим»

Потребность в  понимании смысла жизни

«Я понимаю, зачем  я живу»

Потребность в нравственно-этических характеристиках, категориях

«Я понимаю, что  хорошо и что плохо, я хочу соответствовать “хорошему”»

Потребность в  мотивации своих достижений

«Я понимаю  истинные причины моих побуждений, могу выстроить иерархию желаний  и целей»

Социальный   Потребность в  самоутверждении

«Я такой, каким  хочу быть, несмотря ни на какие условности»

Потребность в  познании

«Я хочу узнавать то, что надо мне и моим друзьям»

Потребность в  общении

«Хочу общаться с теми, кого выбираю сам, меня интересует мнение лишь тех, кто выбран мною для  общения»

Потребность в  самовыражении

«Хочу показать окружающим, какой я, что могу, что  знаю»

Биосоциальный, познавательный Поиск источников наслаждения

«Я активно  ищу ситуации, от которых я испытываю удовольствие, без оценки возможных негативных последствий»

Поиск ситуаций свободы выбора

«Я хочу все  делать, пробовать САМ, без излишней опеки»

Поиск ситуаций эмоционального насыщения

«Я активно  ищу общения с теми, кто дает мне возможность чувствовать себя счастливо и радостно»

Поиск ситуаций для выхода энергии

«Я могу быть чрезмерно подвижным без оценки возможных негативных последствий»

Базовый    
Потребность в безопасности

«Я стараюсь избегать опасностей, чаще интуитивно ощущая их»

Потребность в  ориентировочно-исследовательской  деятельности

«Я постоянно  исследую окружающий меня мир, стараясь определить, насколько он соответствует  моей безопасности»

Потребность в  контактах

«Я страдаю  от отсутствия контактов, мне нравится, когда меня ласкают и хвалят»

Потребность в  движении, в игре

«Я страдаю  от отсутствия движения и однообразия  окружающего меня пространства, монотонности звука и цвета»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Форма для записи результатов  мониторинга (учета  динамики изменений  параметров ИСУД) в  течение учебного года.

Практика показывает, что при использовании возможностей школьной компьютерной сети, такой  мониторинг может быть включен в  общешкольный мониторинг по всем учащимся. Но если нагрузка учителей слишком  высока для такой деятельности, то имеет смысл начать с мониторинга  учебного успеха по детям «группы  риска». В сентябре учитель проводит контрольно-методические срезы актуального  уровня знаний по своему предмету и  к 15 сентября определяет группу учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке. Эти фамилии и вносятся в форму, приведенную здесь. Эти листки находятся  в управленческой папке учителя (о ней мы поговорим в Лекции 4) и в свободном для учителей доступе в специальной папке в методическом кабинете. При соблюдении педагогами сроков выставления данных мониторинга в эти формы, завучу специальные «отчеты» от них не понадобятся. В конце каждого этапа обучения (четверти, триместра, полугодия) на собеседовании по результатам учебного процесса такая форма служит основой для планирования дальнейшей деятельности, как учителя, так и завуча.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося

      (Пример  матрицы смотрите в приложении) 

Практический  опыт учителей школы показал, что, проектируя матрицу ИСУД, можно оценивать  внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика  для целенаправленной деятельности учителя, и именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности как  следствие минимальной мозговой дисфункции на основе легкого поражения  ЦНС, а также при других состояниях.

При диагностике  свойств памяти мы сочли необходимым  выделить две группы свойств: по видам  памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная) и по времени сохранения информации (долговременная, кратковременная, оперативная). Эти свойства памяти во многом определяют для ученика СПОСОБЫ  усвоения учебного материала, а для  учителя – еще одно основание  для отбора учебных приемов в  работе с конкретным учеником.

Такую же дидактическую  роль – основы для выбора тех  или иных форм учебной работы для  конкретного ученика – играют еще два параметра ИСУД: модальность  и доминирование полушарий головного  мозга.

Модальность (по Бендлеру и Гриндеру) – это преимущественное использование одного из каналов  приёма и переработки информации. В первом приближении, говоря о модальности, мы будем иметь в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический. Конечно, в реальности практически  невозможно встретить «чистого»  «визуала» или «кинестетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной  реакции на информационный сигнал извне.

Учителю необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику своего ученика, как  доминирование полушария мозга. Особенности стиля учебной деятельности ученика, определяемые доминированием правого или левого полушария, описаны  в книгах А.Л. Сиротюк. Учителю важно  знать, что доминирование полушарий  зависит не только от уровня развития полушария, но в первую очередь от быстроты его включения. То полушарие, которое включается первым в ответ  на поступивший сигнал извне, будет  доминировать (т.е. подавлять функцию  противоположного полушария). В то же время уровень развития подавляемого полушария может быть и выше.

В окончательном  виде матрица ИСУД ученика представлена в табл. 3.

Табл. 4 раскрывает смысл и процедуры определения  всех параметров ИСУД для учителя (предлагаемые приемы диагностики подобраны таким  образом, чтобы усилить именно педагогическую составляющую в психолого-педагогической диагностике). В таблицах 5 и 6 представлены рабочие матрицы ИСУД учащихся нашей  школы, используемые в работе учителем математики С.В Захаровой и учителем биологии Н.Л. Галеевой.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Технология  подбора и/или  проектирования заданий, учитывающих и  развивающих различные  параметры индивидуального  стиля учебной  деятельности.

Определение особенностей индивидуального стиля учебной  деятельности ученика – несомненно важнейшая составляющая арсенала средств  учителя для индивидуализации учебного процесса. Однако эта информация, не подкрепленная достаточным количеством  разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить выполнение требований индивидуализации учебного процесса.

Мы знаем, на какие параметры ИСУД у данного  ученика мы можем опираться и  какие из них надо развивать, но как  и с помощью каких учебных  приёмов это делать?

Для того, чтобы  научиться целенаправленно выбирать или проектировать приемы, необходимые  для учебного успеха и развития конкретного  ученика, охарактеризованного по матрице  ИСУД, учителя-предметники, члены проблемно-творческой группы (ПТГ), в течение учебного года проводили специальную работу. Они оценивали те приемы учебной  работы, которые предлагали учащимся на своих уроках по тем же основаниям, что и ИСУД ученика.

 

Заключение. 

Таким образом, в ходе выполнения работы я изучила  новую методику проведения урока, подхода  к ученикам. В ходе работы составляется матрица ИСУД ученика, которая может  рассматриваться как модель свойств  учащегося, существенных для процесса обучения. Она же позволяет построить мониторинг параметров учебного успеха ученика. Благодаря этому подходу можно учитывать индивидуальные особенности ученика, его возможности, способности и интересы, позволяет использовать эти возможности и потенциал, «раскрывать» ребенка.

 

Список  литературы.

  1. «отстающие в учении школьники. Проблемы психологического развития» под редакцией Калмыковой. М. «Педагогика»1986.
  2. Huber D. Stevens C. перевод Алексеенко. М. «Мир» 1982.
  3. Батуев А.С. «физиология высшей нервной деятельности и сенсорные системы» 3-е издание. «питер» 2008.
  4. Галеева Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М. «5 за знания» 2006.
  5. Грищенко Л.И. «теория и методика воспитания. Личностно – социальный аспект» 2-е издание. М. «Академия». 2008.
  6. Загвязинский П.С. « Теория обучения. Современная интерпретация» третье издание. М. «академия». Серия  «Педагогические специальности». 2008.
  7. Ротенберг В.С. Бондаренко С.М. « Мозг. Обучение .Здоровье.» книга для учителя. М. «Просвещение» 1989.
  8. Сыренский В.И. «Психология здоровья». Санкт-петербург. «каро» 2008.

Информация о работе Отчет по педагогической практике