Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 20:17, отчет по практике
В ходе прохождения педагогической практики я убедилась, что дети очень разные, но не только по степени обученности и чертам характера, но и по тем стартовым возможностям, особенностям восприятия, темперамента и особенностям запоминания. Некоторые дети хорошо воспринимают информацию на слух, другим нужно увидеть, третьи обдумывают увиденное и услышанное и только потом запоминают и усваивают.
1.Введение………………………………………………………………………….2
2.Матрица параметров ИСУД обучающегося…………………………………...3
3.Способы педагогической и психолого – педагогической оценки параметров ИСУД ученика…………………………………………………………………..7
4.Обученность……………………………………………….…………………….7
5.Обучаемость……………………………………………………………………. 7
6.Внимание…………………………………………………………………………8
7.Память……………………………………………………………………………9
8.Модальность……………………………………………………………………..9
9.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга…………………11
10.ОУУН……………………………………………………………………………13
11.Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер……………………………………………………………………………..15
12.Форма для записи результатов мониторинга (учета динамики изменений параметров ИСУД) в течение учебного года……………………………..17
13.Матрица параметров учебного успеха (ИСУД) учащегося………………..18
14.Технология подбора и/или проектирования заданий, учитывающих и развивающих различные параметры индивидуального стиля учебной деятельности…………………………………………………………………..20
15.Заключение…………………………………………………………………….21
16.Список литературы …………………………………………………………...22
Внимание
Характеризует в системе ИСУД направленность и сосредоточенность сознания ученика на определенных объектах.
Для учителя данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности.
Качества внимания:
Объем – количество и размер объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно (может ли использовать 2–3 источника информации одновременно или работать сразу со всем содержанием большой главы).
Концентрация – способность выделять нужный объект из ряда других, степень сосредоточенности на конкретном объекте.
Распределение – возможность использовать одновременно несколько способов восприятия и переработки информации (слышать и писать, смотреть, слышать и записывать и т.д.).
Устойчивость – длительность сознательного удержания внимания на объекте (как долго может быть сосредоточен).
Лучше всего
использовать диагностические данные
психологов, но учитель-предметник может
в первом приближении оценить
развитие психофизиологического
Память
Сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Для учителя эта информация об ученике важна как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику). Одновременно учитель должен развивать те виды памяти, которые у ученика находятся на низком уровне. Учитель должен владеть сам и обучать учащихся мнемонической технике, помогая ему развить различные виды памяти:
Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь учитель-предметник может определить «западающий» вид памяти у своего ученика путем внимательного наблюдения за его деятельностью.
Модальность
Предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации (под модальностью, строго говоря, понимают также и предпочитаемый способ переработки и выдачи информации). Для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика. (М. Гриндер и Л. Лойд «Исправление школьного конвейера», 2001, М.).
Модальность выявляется четче всего в специальных опытах; однако, наблюдение педагога позволяет выявить наиболее ярких представителей:
Визуал – ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д.
Аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет;
Кинестетик – чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен, потому что – «какая разница». Однако зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем – особенно, если учитель не кинестетик – однако из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие, творческие личности.
Ведущая модальность при приеме информации | Результаты наблюдения за учеником. |
Визуальная | Часто смотрит
вверх, когда учитель рассказывает, как
будто представляет себе все. Когда учитель
читает текст по учебнику, всегда следит
по тексту. Тетрадь такого ученика очень
аккуратная, записи чистые, исправлений
нет. Придает большое значение своему
внешнему виду и порядку на парте. При
написании диктанта может пропустить
два –три слова. Хорошо воспринимает информацию,
представленную на плоскости: схемы, рисунки,
видеофрагменты.
На уроке чаще спокоен, редко включается в возникающий конфликт. |
Аудиальная | Когда читает текст,
для лучшего понимания, проговаривает
текст про себя.
Гораздо чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Обычно – хороший имитатор, может повторить слово в слово то, что говорил учитель, даже если, казалось, не слушал. Хуже вычисляет в уме, ему нужно повторить вслух, чтобы осознать вопрос. Лучше работает сам, когда в классе тишина, или когда он сидит отдельно от всех. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Он лучше расскажет, чем напишет. |
Кинестетическая | Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет минимум две потасовки. Хорошо работает с моделями, составляет системы из карточек, предложения из слов. Всегда готов включиться в игру, в которой правила и законы осваиваются через движение и осязание. |
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Способность одного
полушария мозга включаться на доли
секунды раньше другого, подавляя функцию
другого полушария. Для учителя
важно выделить учеников, у которых
доминирование правого или
«Правополушарник» – анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации.
«Левополушарник» – анализирует информацию по формальным основаниям.
«Равнополушарник» – способен руководить «включением» полушарий.
Этот параметр
диагностируется психологами
Методика определения функциональной асимметрии мозга по методу Павлова.
Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используют метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предлагается набор из 9 карточек со словами : окунь, орел, овца, бегать , летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.
Карточки должны быть одинаковые, надписи на их должны быть сделаны шрифтом одного цвета и размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы «по смыслу».
Если
ученик делит слова в соответствии
с их формальными признаками (в
одну группу попадают все названия
животных: окунь, овца, орел, в другую
– глаголы, в третью – названия
внешних покровов этих животных), то,
скорее всего, этот ребенок реализует
левополушарный тип мышления. Ребенок
с доминированием правого полушария
соберет из карточек три «образа» (овца
– бегать - шерсть, окунь – плавать - чешуя,
орел – летать - перья). Если ребенок собирает
одним способом, но говорит, что может
т по-другому, и демонстрирует это, то этот
ребенок не обладает ярко выраженным доминированием
какого-либо полушария, и он в таком случае,
будет называться равнополушарным.
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы.
Мотивационный этап | Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают | Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Пространственная организация | Рабочая полусфера доски - левая | Рабочая полусфера доски - правая |
Цветовая организация | Светлая доска – темный мел | Темная доска – светлый мел |
Условия необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации | Гельштат (образы)
Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм |
Детали
Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке |
Векторы мотивации | Завоевание
авторитета
Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности |
Стремление
к самостоятельности
Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании |
Восприятие информации | Целостные
Внимательны к интонациям Предпочитают ощущение, кинестетический канал восприятия Есть визуалы |
Дискретное
Смысловая сторона речи Чаще аудиалы, реже визуалы |
Переработка информации | Быстрая, иногда мгновенная | Последовательная, медленная |
Интеллект | Интуитивный | Логический |
Эмоции | Экстравертированность, легко выходят из себя | Чаще интровертированность, практически не выходят из себя |
Память | Наглядно-образно смысловая | Словесно логическая, часто механическая |
Мышление | Оперирование образами, систематизация по реальным критериям, легко оперируют трехмерными моделями, ставят мысленные эксперименты | Оперирование цифрами, знаками, систематицазия по формальным критериям, двумерное (на плоскости) |
Деятельность | Приверженность к практике: интересует сам процесс, задания с точным сроком исполенния | Приверженность теории: интересует результат, задания с неограниченным сроком выполнения. |
Мыслительные ОУУН
Психофизиологические
функции головного мозга, лежащие
в основе сознательного мышления
учащихся. Уровень развития того или
иного мыслительного навыка у
детей точнее установят психологи,
но учитель должен определять его
хотя бы раз в год на материалах
своего предмета с помощью специального
контрольно-методического
Организационные ОУУН
Общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.
Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий типа проектных).
Навык организации и ведения записей в собственной тетради.
Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата, и сам результат) и другие навыки.
Коммуникативные ОУУН
Определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения. Для учителя это очень важные параметры при планировании и организации многих социализирующих форм и видов работы – дискуссий, коллективной работы на единую цель и т.д.:
способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями) и др.
Методика определения уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками
Алгоритм проведения
контрольно-методического
Когда: после зачетной работы по теме, на уроке коррекции и обобщения знаний.
Как: в виде письменной работы определенного вида из пяти типов вопросов.