Отчет по педагогической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:59, отчет по практике

Краткое описание

Составленная программа работы в ходе педагогической практики
включала следующие положения:
Изучение организации и содержания педагогической работы по направлению «Психология».
Ознакомление и анализ учебного плана, программы, тематического плана по курсу «Общий психологический практикум».
Ознакомление с содержанием работы преподавателя.
Составление конспектов занятий по данному курсу и проведение их.
Обсуждение с руководителем практики, содержания и методик проведенных в ходе практики учебных занятий.

Файлы: 1 файл

1-3 сга.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

      25.10.10. (константинович)

    ВВЕДЕНИЕ 

      
    1. Цели  и задачи педагогической практики

      Цель  – освоение умений и навыков преподавания психологии в высшем профессиональном учебном заведении.

      Задачи:

      1. Своевременно прибыть на место прохождения практики, четко и качественно выполнить поставленные задания, предусмотренные программой практики и получить отзыв о проделанной работе по месту прохождения практики.

      2. Закрепление теоретических знаний  в области педагогики и психологии, получение навыков их практического применения в деятельности преподавателя.

      3. Освоение умений разрабатывать  и проводить лекционные занятия  по различным темам.

      4. Обучение навыкам организации  и проведения различных видов  практических занятий.

      5. Формирование педагогической культуры  психолога.

      6. Знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии.

      7. Формирование у студентов умений  научной интерпретации полученных результатов, развитие познавательной активности и потребности в самообразовании. 

      Составленная  программа работы в ходе педагогической практики

      включала  следующие положения: 

      
  • Изучение  организации и содержания педагогической работы по направлению «Психология».
  • Ознакомление и анализ учебного плана, программы, тематического плана по курсу «Общий психологический практикум».
  • Ознакомление с содержанием работы преподавателя.
  • Составление конспектов занятий по данному курсу и проведение их.
  • Обсуждение с руководителем практики, содержания и методик проведенных в ходе практики учебных занятий.
 
      
    1. Методическая  база и основные аспекты  работы педагога
 

      Проходя практику на 2 курсе направления  «Психология» НФСГА имела возможность ознакомиться и изучить программу курса, тематический план, дидактический план и рабочие модульные учебники по преподаваемым дисциплинам  «Общий психологический практикум». Данная программа разработана и подготовлена специально для дистанционного обучения студентов Современного Гуманитарного Университета (г. Москва), А.В. Мищенко, доктором психологических наук.

      Программа курса «Общий психологический практикум», были утверждены рецензентами: Сыромятников И.В., канд. психол. наук; доцент Сосновский Б.А., доктор психол. наук, профессор и рекомендованы Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений в 2002 г.

      Программа курса «Общий психологический практикум» включает в себя темы, содержательно объединенные в разделы, которые распределены по ЮНИТАМ с рекомендованной литературой, глоссарием (предназначен для самостоятельного заучивания новых понятий), тренинг умений, логической схемой и самостоятельной работой (домашнее задание).

      Курс  «Общий психологический практикум» рассматривает и отражает полное представление о методах организации деятельности практического психолога. Курс ориентирован на подготовку специалистов психологов и является одним из основных в блоке дисциплин.

      Курс  состоит из:

      Юнита 1. Методы исследования в психологии.

      Юнита 2. Метод наблюдения в психологии.

      Юнита 3. Метод беседы в психологии.

      Юнита 4. Метод эксперимента в психологии.

      Юнита 5. Методы психологических измерений.

      Юнита 6. Планирование эмпирических исследований.

      Юнита 7. Процедуры получения и описания данных.

      Юнита 8. Способы обработки и представления  данных. 

      Цель курса «Общий психологический практикум»:

  1. Дисциплина направлена на изучение методов исследования в психологии.
  2. Изучение теоретических, методических основ наблюдения, беседы, эксперимента, методов психологических измерений и их практическое применение.
  3. Помочь студентам в реализации осваиваемых знаний.

      Методология курса: реализация системного подхода в процессе изучения общего психологического практикума.

      Практика  проходила с 20 сентября по 24 октября 2010 года. Продолжительность практики 5 недель. Руководитель практики преподаватель  психологии  Магомедова М.М. 
 
 
 
 

      ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 

      Коммуникативный тренинг

      Тема: «Метод беседы в психологии». 

      Для студентов Северного Гуманитарного  Университета 

      Юнита соответствует образовательной  профессиональной программе №2 
 

      ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
 

      Общее понятие о беседе. Характеристика беседы. Основные виды беседы в психологии. Стандартизированная беседа. Частично стандартизированная беседа. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа.

      Теоретические основы беседы. Понятие социальной перцепции. Содержание восприятия личности другого человека в процессе беседы. Механизмы понимания другого человека в процессе беседы. Эффекты восприятия личности другого человека в процессе беседы. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция.

      Методические  основы беседы. Условия проведения индивидуальной беседы. Факторы успешности беседы. Профессиональная этика психолога. Динамика индивидуальной беседы. Методы изучения и воздействия на собеседника в процессе беседы.

      Практика  применения метода беседы. Подготовка к беседе. Техника постановки вопросов. Примерный план беседы. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Критерии оценки собеседника в ходе индивидуальной беседы. Особенности ведения беседы. 
 
 
 
 

      Цель: помочь студентам осмыслить изучаемый материал; формировать навыки и умения интеллектуальной и учебной деятельности; помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации; помочь студентам осознать связь знаний с их будущей профессиональной деятельностью. 

      Практические  задания:

      I. Для всей группы: Построить систему методов работы психолога в процессе беседы. Обсудить ответы в форме дискуссии со студентами. 

      II. Для подгрупп: Решите самостоятельно следующие ситуации:

      1. Фирме, занимающейся разработкой бухгалтерского и финансового программного обеспечения, требуется инженер-математик. По факсу на имя директора фирмы пришло резюме от соискательницы - женщины 32-хлет, закончившей МГУ. Прочитав ф.и.о., директор отрезал: "Женщины нам не нужны".

      Назовите  механизмы, вызвавшие ошибки восприятия (социальной перцепции).

      2. Мария - сотрудница медицинского центра. Она заканчивает аспирантуру, ее профессионализм высоко ценят в коллективе. Медицинский центр расширяется, и Мария предлагает главврачу центра взять на работу свою подругу Людмилу- Мария всячески подчеркивает Достоинства своей подруги.

      Собеседование главврача с Людмилой, начавшись  с сугубо профессиональных вопросов, очень быстро перешло в задушевный Разговор о "жизни" (воспоминание о годах учебы в институте, поиск возможных общих знакомых в медицинских кругах, проблемы "отцов и детей" и т. п.). В итоге главврач принял решение о приеме Людмилы на Работу,

      Назовите  механизмы, вызвавшие ошибки восприятия (социальной перцепции).

      3. Заместитель директора по производству беседует с Андреем -соискателем на должность начальника цеха. Внезапно по телефону позвонил .директор предприятия и грубо отчитал замдиректора. После этого заместитель директора невнимательно слушал Андрея и решил, что на второй тур собеседования этот "развязный, невыдержанный и агрессивный тип", т. е. Андрей не должен быть допущен.

      Назовите  механизмы, вызвавшие ошибки восприятия (социальной перцепции).

      4. В связи с увеличением объема работ руководство фирмы приняло решение о наборе двух новых сотрудников в отдел маркетинга. Григорий в хороших отношениях с начальником этого отдела Виктором Викторовичем. "У меня есть для Вас замечательный работник, на его фирме на нем весь отдел снабжения держится", - сказал Григорий. Поговорив с Дмитрием о его прежней работе в отделе снабжения, Виктор Викторович остался весьма доволен и решил взять его к себе в отдел маркетинга, так сказать, "вне конкуренции".

      Назовите  механизмы, вызвавшие ошибки восприятия {социальной перцепции).

      5. Фирме требуется заместитель главного бухгалтера в один из ее филиалов. Отбор кандидатов проходит в несколько этапов. В первый день собеседование прошли 18 человек. На второй тур нужно было из ;лих отобрать 5 человек. Менеджер по персоналу вела протокол, она обратила внимание, что ко второму туру были допущены два соискателя, проходившие собеседование первыми и три соискателя, проходившие собеседование последними.

      Назовите  механизмы, вызвавшие ошибки восприятия (социальной перцепции). 

      III. Для подгрупп: Практическое проведение беседы «здесь и сейчас» в тройках: роль консультанта, клиента, наблюдателя. Тройка меняется и дает обратную связь о том что удалось и не получилось.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      При прохождении педагогической практики мною были закреплены теоретические знания в области педагоги и психологии, и реализовалась возможность применить навыки практического применения этих знаний в деятельности преподавателя. Ознакомилась более подробно со спецификой работы преподавателей психологии в данном учебном учреждении. Кроме того, усвоены умения, навыки, позволяющие не только разрабатывать, но и самостоятельно проводить лекционные, семинарские и практические занятия по различным темам.

      Во  время прохождения практики я  поняла, что мне удается владеть  ситуацией, контролировать волнение, если оно появляется и самое важное быть самой собой (в соответствии со своим темпераментом и особенностями личности). Мне нравится общение с аудиторией, получается, использовать невербальные средства. Но не хватает навыков в использовании экспромтов с тем, что излагается в данный момент.

      Прохождение педагогической практики способствовало формированию педагогической культуры.

      За  время прохождения практики мною были подробно изучены и проанализированы учебная программа по дисциплине «Общий психологический практикум».

      В соответствии с ними были разработаны, составлены конспекты по показательным занятиям и оформлено занятие коммуникативный трнинг (КТ).  Которое в последствии было проведено в соответствии с расписанием учебного процесса на 2 курсе студентов, обучаемых по направлению «Психология».

      Тема  занятия: «Метод беседы в психологии».

      Подготовка  к проведению занятий проводилась  следующим образом. В течение нескольких дней я присутствовала на занятиях преподавателей, знакомилась со спецификой проведения разных форм занятий: КТ, семинарского и практического занятия. В то же время устанавливала контакт со студентами, с которыми впоследствии велась работа.

      Для проведения занятий была подробна, изучена и переработана основная и дополнительная литература. Проводились консультации с руководителем практики, на которых обсуждались темы занятий, план, включающий в себя основные вопросы, которые должны быть затронуты на лекции, семинаре и т.д., литература, а также вопросы организации занятий. Обсуждение касалось и подбора оптимального темпа проведения лекции, который бы позволил раскрыть все запланированные вопросы по данной теме и не выйти за рамки положенного времени, отведенного на проведение лекции, семинара, тестового контроля, практического занятия.

Информация о работе Отчет по педагогической практике