Отчет по психолого-педагогической практике в палаточном лагере "Зелёный щит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 00:49, отчет по практике

Краткое описание

Целью моей психолого-педагогической практики была: ознакомление с работой психолога, или его помощника в детском оздоровительном лагере.

Данная цель практики можно реализовать, решая следующие задачи:

- приобретение опыта самостоятельной педагогической работы с детьми во временных объединениях в каникулярный период;

- овладение содержанием и формами педагогической деятельности в каникулярный период;

- практическое использование приобретённых в ходе изучения предметов психолого-педагогического цикла знаний и умений;

- приобретение опыта профессиональных и неформальных взаимодействий студентов с детьми и педагогами.

Оглавление

Введение (актуальность, цель, задачи объекта, предмет и методы исследования)…………………………………………………………………

I. Нормативно-правовое обеспечение создания областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»………………………

II. Организационно-управленческая характеристика областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»………………….

III. Анализ результативных показателей работы областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»…………………

IV. Движение трудового состава областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»……………………………….

Заключение………………………………………………….……………...

Список использованных источников………………………………..…...

Приложения….............................................................................................

Файлы: 1 файл

желудкова отчет.docx

— 93.25 Кб (Скачать)

Юность - чрезвычайно значимый период в  жизни человека. Он вступает в этот период подростком, а завершает взрослостью, когда в действительности сам  определяет свою судьбу.

Лагерь  – это детское оздоровительно-образовательное  учреждение. 
  Главные цели детского оздоровительного лагеря:

     —  оздоровление детей;

     —  создание у них хорошего  эмоционального настроя;

     —  внесение игры-романтики  в их повседневную жизнь;

     —  выявление интересов, увлечений  детей;

     —  развитие желания приобрести  новые знания, умения, навыки;

     —  обучение детей действиям  в коллективе;

     —  приобщение к трудовым  делам.

Вожатый должен сплотить детский коллектив  для того, чтобы в дальнейшем сделать  его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей  в лагере, для достижения хороших  результатов я применила в  своей работе формы воспитания, обучения и досуга.

Использование форм обучения, воспитания и досуга имеет свои особенности в разные периоды смены, которые определяются их спецификой. Так в первые дни смены (для детей этот период является адаптацитонным) все проводимые мероприятия должны способствовать взаимопознанию детей, освоению ими нового пространства жизнедеятельности, реализации своих способностей, успешному началу процессов группообразования и межличностной дифференциации. Поэтому в этот период смены я проводила с детьми игры на знакомство и различные мероприятия, где дети могли раскрыть себя творчески, что бы сплотить детский коллектив. Так же с помощью всех, проводимых мной мероприятий в организационный период, помогли мне выявить лидеров и творчески развитых детей, что помогло в дальнейшей организации деятельности.

В базовый  период, занимающего основную часть  смены деятельностной сфере преобладают совместные дела, целесообразна деятельность, требующая определённого напряжения сил и подготовки. Постепенно деятельность выходит за рамки отряда и всё больше программ проводятся на общелагерном уровне. Учитывая особенности, базового периода, мною было проведено множество мероприятий, к подготовке  которых прилагал силы весь отряд, это значительно сплочало коллектив, что давало возможность моему отряду хорошо выступить на общелагерных мероприятиях, которым уделялось большое значение. 

В последние  дни смены (период финала) в деятельностной сфере преобладают совместные дела, позволяющие реализовать каждому ребенку личные интересы. Уменьшается количество программ с состязательным элементом, которые вызывают определённую конфронтацию между участниками. Преобладать должны программы для небольших групп детей по интересам и личным симпатиям. В этот период у нашего отряда уже появились свои секреты, интересы, любимые игры и занятия. На этом этапе детский коллектив в моем отряде уже достаточно сплотился и поэтому наши совместные дела носили уже более ответственный и загадочный характер.

Работа  в лагере велась по направлениям:

  -  Лечебно-оздоровительное

  - Патриотическое  и нравственное воспитание

  - Природоохранная  деятельность

  - Развитие  традиций лагеря 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Движение трудового состава областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит»

Вожатый летнего оздоровительного лагеря назначается  на должность и снимается с должности приказом директора по представлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового соглашения. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего прошедшие специальную подготовку. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря. Вожатый координирует свою работу с воспитателем по физической культуре, руководителями творческих объединений и педагогом организатором. График работы вожатого носит круглосуточный характер. График выходных дней утверждается старшим воспитателем. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное выполнение взятых на себя обязанностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Анализ  наблюдений за коллективом детей

Я проходил летнюю педагогическую практику с 27июня по17 июля в летнем спортивно-оздоровительном палаточном лагере. За время прохождения практики мною проводилась работа в отряде ребят разного возраста, в отряде были дети от 8 до 15 лет. Это был небольшой отряд численностью 21 человек

В программе  практики обозначено наблюдение за временным  коллективом, но в моём случае коллектив  уже был сложившийся так как дети не один год вместе занимались в секции. Для меня необходимо было выделить лидеров, выявить личностные качества ребят. В связи с этим я решил использовать методику «Необитаемый остров». Когда я объяснил детям условия игры они сразу согласились. Было решено создать своё государство, в котором свободным голосованием был выбран президент и кабинет министров, а также были распределены и другие должности. Это помогло не только выделить лидера коллектива, но и определить наклонности и способности детей. Эта методика помогла мне и в дальнейшем при подготовке и проведении мероприятий, распределении обязанностей.

Было  сложно с подбором тематического  материала, проведением игр, тематических бесед, спортивных викторин. Приходилось много интересного материала прочитать и изучить самому. Возраст детей был разный и найти, интересные для всех задания учитывая интересы, увлечения и способности было не просто. Необходимо было, что бы каждый ребенок смог раскрыть свои способности, самореализоваться.

В первые дни после заезда в лагерь, дети быстро адаптировались к новым условиям, хотя конечно немного скучали по дому. И мне стоило не малых трудов, чтобы увлечь и заинтересовать их. Мною проводились беседы с детьми, в каких играх они хотели бы поучаствовать, что интересного хотели бы узнать. Я старался сделать так, чтобы детям в лагере было весело и интересно. В жаркие дни мы ходили купаться на речку, отправлялись в поход. А вечерами сидели с гитарой у костра пели песни и рассказывали друг другу интересные истории. Были проведены поучающие беседы о традициях карате. О доброте и уважении к людям.

Не редко  дети сами принимали участие в  подготовке и проведении различных игр, мероприятий, викторин и конкурсов. За участие в викторинах, играх и конкурсах дети получали грамоты и призы.

Иногда  возникали проблемы с дисциплиной, младшие ребята часто шалили и  не всегда поступали правильно, а  старшие объединялись в своём  кругу общения. Но мне удалось добиться того, что старшие ребята стали помогать мне в работе с младшими, а после и младшие, и старшие стали одной весёлой командой.

Участие в общелагерных мероприятиях вовлекали ребят в совместную деятельность, спортивный дух соревнований и побед способствовали развитию межличностных отношений, информированности о возможностях друг друга. Оцениванию к концу лагерной смены своих возможностей, побед, успехов и стремлений.

В течении времени проведённого в лагере, у меня почти не возникало проблем в общении с детьми, мне удалось завоевать их доверие и симпатию, заинтересовать и увлечь их. Хотя срок пребывания в летнем лагере был коротким, я понял, что работать с детьми очень не простая работа, требующая полной отдачи, любви и уважения, и приобрёл небольшой опыт общения и работы с группой.

Таким образом, проведя наблюдение за формированием  временного детского коллектива, можно  сделать следующие выводы:

1.Тенденция  к формированию дружного спортивного коллектива.

2.Взаимовыручка  и взаимопомощь старших ребят  и младших послужили основой для создания сплочённого коллектива. Фотографии мероприятий приложены к отчету. 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 243 с.
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  4. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. С. 29-46.
  5. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. 272 с.
  6. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965. 248 с.
  7. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 1997.
  8. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.
  9. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 533 с.
  11. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.
  12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  13. Проективная психология / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, 2000. 528 с.

Соколова  Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980. 
 
 
 
 
 
 

    Приложение №1

    Методика  проведения игр:

Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв
Правила игры надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы
Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой
Лучше, если руководитель играет  наравне с другими. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим ребятам, почувствовать себя равными. Иногда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего
Одно из правил - надо избегать пауз. Одна игра должна сменяться другой. Ребят нельзя заставить играть в игру,  которая им не нравится, но нельзя позволять им делать из игры балаган. В таком случае лучше прекратить игру и начать новую.
Руководитель  часто бывает  судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим,  не снимает с руководителя ответственности, он должен все видеть и все знать. 
При разделении на  команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы
Чтобы руководить большой игрой в лесу,  надо хорошо знать местность и хорошо договориться о конце игры. Надо заранее условиться, что делать, если кто-то не услышит финальный сигнал. У каждой группы должен быть ответственный за то, чтобы никто не потерялся и не был забыт в лесу
В игре не должно быть скучающих наблюдателей. Игра должна быть организована так, чтобы  игроки, если это необходимо,  выходили  из игры только на короткий срок. Чем меньше пассивных - тем веселее игра
 

    Как объяснить и провести новую игру:

Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в палаточном лагере "Зелёный щит"