Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка, раскрытие и внедрение педагогических условий формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА………………………………….….6
1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА………………….………..…6
2. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССА………………………….……10
ГЛАВА 2. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»…………………………….12
2.1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ» ……………………….12
2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ»……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа по русскому Щепеткиной А.А..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

II. Индивидуальная  работа

      Дальше  идет индивидуальная работа. Пара слов дается на выбор. Каждый оформляет свою страницу, некоторые по 2 – 3 страницы.

III. Результаты

Все соединяют  листочки и перевязывают ленточкой. И вот готовое изделие.

IV. Защита  проекта

Все защищают свой проект группой и индивидуально.

  1. Перед учителем.
  2. Перед родителями

V. Оценка  результатов.

Планы на будущее. Все ребята делятся мнениями, отвечают на вопросы:

  • Понравился ли вам ваш словарик?
  • Чем?
  • Что планируете еще?

      Давайте еще сделаем другой словарик со словами  – профессиями

1.2. Проект: «Словарик профессий».

      Проект  предназначен для коллективного  создания учащимися в процессе творческой деятельности. Тема проекта связана с изучением слов – профессий, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем ножницами, карандашами, фломастерами и т.п.), ИЗО.

      Цели  образовательные и воспитательные

  1. Познакомить учащихся с принципом создания: “Словарика профессий”, вовлечь каждого в активный познавательный, творческий процесс.
  2. Обогатить активный словарь младшего школьника новыми словами - профессиями
  3. Учить производить защиту своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, ИЗО технологии, к творческому взаимодействию при совместной работе, к выбору своей профессии.

      Возраст: 8-9 лет ( 3 класс)

      Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы: Использование учебных часов  русского языка, ИЗО, технологии, занятий  кружка.

      Материально-техническое  оснащение:

карточки  со словами-профессиями, игры со словами, ватман, чертежная бумага, ножницы, дырокол, лента, фломастеры, клей, цветная бумага.

I. Осуществление  проекта.

1 этап. Подготовка.

      Сначала я обратила внимание на то, что ребятам  многие слова, обозначающие профессии  ничего не говорят. Они их не знают. Начала проводить игры со словами  – профессиями.

      Провела 3 классных часа: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии от А до Я».

2 этап. Исследование и планирование. Оформление  дизайн – папки. 

      На  втором этапе класс делится на группы. Каждая группа оформляет свою страницу дизайн – папки.

  • 1 группа – Решает, из чего будет изделие, для кого, сколько оно будет стоить, какие материалы будут использоваться. Оформляют свою страницу и рассказывают об этом.
  • 2 группа – Планирует весь ход работы. Кратко записывают и оформляют на своем листочке.
  • 3 группа – Занимается выбором формы изделия. Нарисовали 7 форм изделия. Выбрали форму, которая им больше понравилась. Доказывают, почему они ее выбрали.
  • 4 группа – Рисуют некоторые эскизы слов - профессий. Рассказывают о том, что нарисовали.

      После этого все листочки соединяются  и получается дизайн – папка. Затем  одна группа оформляет обложку по выбранному замыслу.

II. Индивидуальная  работа

      Дальше  идет индивидуальная работа. Каждому  даются слова – профессии. Дается задание сделать эскиз, найти и написать определение профессии. На уроке русского языка каждый оформляет свою страницу.

III. Результаты

Все соединяют  листочки, перевязывают ленточкой. И  вот готовое изделие.

IV. Защита  проекта

Все защищают свой проект группой и индивидуально.

  1. Перед учителями на семинаре учителей начальных классов
  2. Перед родителями класса

V. Оценка  результатов.

Все ребята делятся мнениями, отвечают на вопросы:

  • Понравился ли вам ваш словарик?
  • Чем?

      Наблюдение  за ходом и результатом работы учащихся в процессе выполнения творческого проекта показали следующее:

  1. Учащиеся были заинтересованы ходом и результатом своей работы. Использование метода проектов обеспечивает комфортное условие для развития личности.
  2. Использование метода проекта в качестве обогащения словарного запаса учащихся позволило более полно реализовать задачи. Ребята узнали и заполнили много слов – антонимов, слов – профессий.
  3. Большинство учащихся проявили в ходе работы над проектом творческий подход, ответственность
  4. Метод проектов развивает умения самовыражения, самопрезентации.
  5. В беседах учащимися выявлено положительное отношение к использованию творческого проекта на уроках русского языка.

      Таким образом, метод проекта оказался эффективной формой обогащения словарного запаса младших школьников. 

 

Приложение 4.

      Вот, например, некоторые из загадок по теме «Птицы»:

  1)Маленький  мальчишка

В сером  армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях  ночует-

Коноплю ворует

(Воробей)

 
  2) Сивая латка,

Чёрная  латка

По берёзе скачет.

(Ворона)

 
  3) Бела, как снег,

Черна, как жук,

Зелена, как лук,

Вертится, как бес

И повёртка в лес.

(Сорока)

 

               

  4) Не царь, а  в короне,

Не всадник,

а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

 

Информация о работе Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе