Дидактические игры на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:22, научная работа

Краткое описание

Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1.Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности………………………………………………………………. ….. 5
1.2.Дидактические игры на уроках русского языка как средство
активизации мыслительной деятельности младших школьников……………19
Глава2. Практическое обоснование проекта
2.1. Структура дидактической игры…………………………………………....20
2.2. Диагностика мыслительной деятельности………………………………...25
Глава 3. Практическая реализация проекта
3.1 Применение дидактических игр и игровых приемов на уроках
русского языка ……………………………………………………………….28
Глава 4. Апробация педагогического проекта
4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка……………………………………………………………………………...33
4.2.Обмен опытом (популяризация проекта)…………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………... 36
Приложение
Урок –игра «Колесо истории»……………………………………………. 39
Кроссворды и загадки………………………………………………….….. 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 324.21 Кб (Скачать)

ОГБОУ ДПО  «Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

кафедра начального образования

 

 

Педагогический проект

по теме

 

Дидактические игры

на уроках русского языка  как средство

активизации мыслительной деятельности

младших школьников

                  

                                           

                                                               Работу выполнила слушатель группы Н-5

                                                                учитель начальных классов                

                                                              МОУ Абдулловской СОШ

                                                              Зарипова Нафися Миниахметовна

                                                             Научный руководитель:

                                                               доцент кафедры начальных классов,

                                                               к.п.н. Мишина А.П.

 

                                                 Ульяновск, 2012г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретическое обоснование проекта.

1.1.Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности………………………………………………………………. …..  5

1.2.Дидактические игры  на уроках русского языка как  средство 

активизации мыслительной деятельности младших школьников……………19

Глава2. Практическое обоснование проекта

2.1. Структура дидактической  игры…………………………………………....20

2.2. Диагностика мыслительной деятельности………………………………...25

Глава 3. Практическая реализация проекта

3.1 Применение дидактических  игр и игровых приемов на  уроках

   русского языка   ……………………………………………………………….28       

Глава 4. Апробация педагогического проекта

4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка……………………………………………………………………………...33

4.2.Обмен опытом (популяризация проекта)…………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………35

Список используемой литературы…………………………………………...    36

Приложение 

  1. Урок –игра «Колесо истории»……………………………………………. 39
  2. Кроссворды и загадки………………………………………………….….. 43

 

 

        Введение

        В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приемов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра. Поэтому актуальность педагогического проекта очевидна.

         Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным. Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения. В своей работе я использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.

      Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока.

            Цель проекта: активизировать мыслительную активность детей посредством дидактических игр на уроках русского языка.

         Объект исследования: активизация мыслительной деятельности

          Предмет исследования: дидактические игры на уроках русского языка как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников.

      Практическая  значимость: будет полезно применить  материал проекта в учебной  деятельности для расширения  познавательной активности учащихся  начальной школы.


 

             Глава1. Теоретическое обоснование проекта.

       1.1. Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности

        К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.  Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

       Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.    Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

          Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения.

         Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобных условиях.

         В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности студентов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На их основе составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроля усвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ.

          Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации.

          Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

           Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

       Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.      Выделяют следующие признаки метода (В. Я. Платов, 1987):

  1. Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени.
  2. Коллективная выработка решения.
  3. Много альтернативность решения.
  4. Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель — найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.
  5. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд.
  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем.

      Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:

  • В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;
  • Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.
  • Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.
  • Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиск и формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.
  • Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели.

      Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится к категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним из элементов или этапов.

        Игровое тестирование.

      В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988):

  • Наличие сложной инженерной или социальной задачи;
  • Групповая работа;
  • Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемом процессе и конструируемом объекте.

Социоигровые технологии обучения.

          Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе; коллективные формы дополнительного образования, групповые формы дошкольного обучения и воспитания, интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе. Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание - социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

Информация о работе Дидактические игры на уроках русского языка