Дидактические игры на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:22, научная работа

Краткое описание

Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1.Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности………………………………………………………………. ….. 5
1.2.Дидактические игры на уроках русского языка как средство
активизации мыслительной деятельности младших школьников……………19
Глава2. Практическое обоснование проекта
2.1. Структура дидактической игры…………………………………………....20
2.2. Диагностика мыслительной деятельности………………………………...25
Глава 3. Практическая реализация проекта
3.1 Применение дидактических игр и игровых приемов на уроках
русского языка ……………………………………………………………….28
Глава 4. Апробация педагогического проекта
4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка……………………………………………………………………………...33
4.2.Обмен опытом (популяризация проекта)…………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………... 36
Приложение
Урок –игра «Колесо истории»……………………………………………. 39
Кроссворды и загадки………………………………………………….….. 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 324.21 Кб (Скачать)

 

  1. Игра «Почтальон».

 

 

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить  словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает  группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

       огород          парк       море        школа          столовая     зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка


Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

3.Игра «Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического  восприятия, процессов анализа и  синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в  расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк


 

лыжи

санки

коньки


Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

4.Игра «Клички».

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и  грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при  составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1.Найди лишнее слово.

Цель: умение выделять в словах общие признаки, развитие внимания, закрепление правописания непроверяемых  гласных

 

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА 

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2.Детям нравятся такие  задания как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
    • - промежуток времени в 60 минут,
    • - военнослужащий, стоящий на посту,
    • - ребенок, любящий сладкое,
    • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
    • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….  
Однажды они пошли ………….  
Вдруг из кустов……………..  
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр  заключается в том, что на их материале  можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать  орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных  дидактических игр состоит еще  и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную  несостоятельность, создает положительный  эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием  выполняет любые задания и  упражнения учителя. И учитель, таким  образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 4. Апробация педагогического проекта.

 

        4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка.

        В результате применения дидактических игр на уроках русского языка заметно активизировалась мыслительная деятельность учащихся. Была проведена диагностика с целью выявления активизации мыслительной деятельности после проведенной работы. Результаты отражены в диаграмме.

1.Методика «Группировки»

    1. Методика «Четвертый  лишний»

 

 

 

    1. Методика «Загадки»

 

Показатели логического  мышлений повысились, дети смогли лучше группировать слова, также дети стали лучше угадывать загадки, что говорит об активизации мыслительной деятельности после проведенных дидактических игр на уроках русского языка.

        4.2.Обмен опытом. (Популяризация проекта).

        В целях распространения педагогических идей, которые содержаться в проекте состоялось выступление на ШМО учителей начальных классов в форме доклада, также проведен открытый урок-игра «Колесо истории».

 

 

 

 

 

 

       Заключение.

     Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра  кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале  для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости. В дальнейшей мне хочется продолжить работу над темой загадок, их влияния на орфографическую зоркость учащихся, подобрав для этого соответствующие методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Список использованной литературы

1.Абрамова И.Г. Игротехнические приемы.Рекомендации для организации игровых занятий в школе,- С.-П., 1988

2.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.– М., 2002.

3. Векнер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Векнер. – т. 2, Мышле-ние и интеллект – Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А.А. Жданова, 1976. – 342 с.

4. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М.: Изд. «Просвещение», 1966. – 442 с.

5. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., Просвещение, 1991г. – 96 с.

7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.

8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мыш-ление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – 520 с.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 144 с.

10. Дурова, Н.В. Ступеньки к познанию / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 56 с.

11.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя.– Изд. 4-е, испр. и дополн.– М.,2010.

12. Заика, Е.В. Комплекс  интеллектуальных игр для развития  мышления учащихся / Е.В. Заика  // Вопросы психологии. – 1990. –  № 6. – С. 86 – 92.

13. Зворыгина, Е.В. Дидактические  игры и занятия с детьми  раннего возраста: Пособие для  воспитателей детского сада / Е.В.  Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.  Кононова и др.; Под ред. С.  Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

14. Коломенских, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – М., Мн. «Университетское», 1988. – 223 с.

15. Леонтьев, А.Н. Проблемы  развития психики – 4-е изд. / А.Н. Леонть-ев. – М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. – 584 с.

16. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития – Изд. 2-е, пе-рераб. / А.А. Люблинскаяя. – М.: «Просвещение», 1965. – 356 с.

17. Окон, В. Введение в  общую дидактику / В. Окон; Пер.  С.Кольского. – М., Высшая школа, 1990г. – 608 с.

18. Перова, М.Н. Дидактические  игры и упражнения по математике  для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста: По-собие для учителя. - 2-е изд., перераб. / М.Н. Перова – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.

19. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1987.

20. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

21. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: По-пулярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шапова-ленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

 

23. Шевченко Г.Н., Зайцев В.В. Предметное обучение в начальных классах // Начальная школа.ѕ 1998. № 4.

24.Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. 1997. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 1

      Урок-игра « Колесо истории»

      Цель: активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса

      Учитель: 
Сегодня мы наше занятие проведем в форме телевизионной игры «Колесо истории». 
Класс делится на три команды. Команды выбирают цвет карет (красный, желтый, зеленый) на которых и отправятся в путь. Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 100 верст. Чья карета первая дойдет до финиша, та команда и победила.

Вопрос 1. 
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток? 
а) Кофе;  
б) Какао; 
в) Чай.

Игровая пауза: Игра «Наборщик» 
Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, красота, лекарство, грамотей, контрабас). Побеждает тот, у кого окажется больше слов.

Вопрос 2. 
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево? 
а) Береза; 
б) Осина; 
в) Рябина.

Музыкальная пауза. 
Ребята исполняют песню «Учиться надо весело» (слова К. Ибряева, музыка С. Соснина)

Вопрос 3. 
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:  
а) Ромашка; 
б) Подсолнух; 
в) Хризантема.

Игровая пауза: игра «Скорый поезд». 
Участвуют все команды. Первые игроки-паровозики добегают до отметки, возвращаются обратно, прицепляют один вагончик (следующего игрока), добегают до отметки, бегут обратно, подцепляют следующего игрока и т.д. чей поезд быстрее вернется назад, тот должен прокричать: «Ту-ту!».

Минутка для отдыха: Стихотворение-шутка  «Буква заблудилась»  
(ученики по ходу стихотворения называют правильное слово)

Вопрос 4. 
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое? 
а) Бабочка; 
б) Мотылек; 
в) Божья коровка.

Театральная пауза: инсценировка стихотворения-шутки  Г.Граубина

Вопрос 5.  
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?  
а) Пожалуйста;  
б) Спасибо; 
в) Благодарю.

Подведение  итогов. Определяется 1, 2, 3-е место. Участники  получают призы.

 

 

 

Информация о работе Дидактические игры на уроках русского языка