Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:22, научная работа
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1.Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности………………………………………………………………. ….. 5
1.2.Дидактические игры на уроках русского языка как средство
активизации мыслительной деятельности младших школьников……………19
Глава2. Практическое обоснование проекта
2.1. Структура дидактической игры…………………………………………....20
2.2. Диагностика мыслительной деятельности………………………………...25
Глава 3. Практическая реализация проекта
3.1 Применение дидактических игр и игровых приемов на уроках
русского языка ……………………………………………………………….28
Глава 4. Апробация педагогического проекта
4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка……………………………………………………………………………...33
4.2.Обмен опытом (популяризация проекта)…………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………... 36
Приложение
Урок –игра «Колесо истории»……………………………………………. 39
Кроссворды и загадки………………………………………………….….. 43
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки |
доро-ки |
пло-цы |
кни-ки |
хле-цы |
кле-ка |
кали-ка |
бере-ки |
фла-ки |
обло-ки |
пиро-ки |
марты-ка |
реди-ка |
ду-ки |
ло-ки |
тетра-ка |
сли-ки |
тра-ка |
морко-ка |
ли-ки |
остро-ки |
промока-ка |
голу-цы |
реше-ка |
Задания:
3.Игра «Шифровальщики».
Цель: автоматизация звуков,
развитие фонетико-фонематического
восприятия, процессов анализа и
синтеза, понимание смысло-
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил |
ански |
кьоинк |
лыжи |
санки |
коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
4.Игра «Клички».
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1.Найди лишнее слово.
Цель: умение выделять в словах общие признаки, развитие внимания, закрепление правописания непроверяемых гласных
МАК |
РОМАШКА |
РОЗА |
ЛУК |
КОШКА |
СОБАКА |
ВОРОБЕЙ |
КОРОВА |
БЕРЕЗА |
ДУБ |
МАЛИНА |
ОСИНА |
КОРОВА |
ЛИСА |
ВОЛК |
МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2.Детям нравятся такие задания как:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Глава 4. Апробация педагогического проекта.
4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка.
В результате применения дидактических игр на уроках русского языка заметно активизировалась мыслительная деятельность учащихся. Была проведена диагностика с целью выявления активизации мыслительной деятельности после проведенной работы. Результаты отражены в диаграмме.
1.Методика «Группировки»
Показатели логического мышлений повысились, дети смогли лучше группировать слова, также дети стали лучше угадывать загадки, что говорит об активизации мыслительной деятельности после проведенных дидактических игр на уроках русского языка.
4.2.Обмен опытом. (Популяризация проекта).
В целях распространения педагогических идей, которые содержаться в проекте состоялось выступление на ШМО учителей начальных классов в форме доклада, также проведен открытый урок-игра «Колесо истории».
Заключение.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости. В дальнейшей мне хочется продолжить работу над темой загадок, их влияния на орфографическую зоркость учащихся, подобрав для этого соответствующие методики.
Список использованной литературы
1.Абрамова И.Г. Игротехнические приемы.Рекомендации для организации игровых занятий в школе,- С.-П., 1988
2.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.– М., 2002.
3. Векнер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Векнер. – т. 2, Мышле-ние и интеллект – Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А.А. Жданова, 1976. – 342 с.
4. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М.: Изд. «Просвещение», 1966. – 442 с.
5. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., Просвещение, 1991г. – 96 с.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мыш-ление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – 520 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 144 с.
10. Дурова, Н.В. Ступеньки к познанию / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 56 с.
11.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя.– Изд. 4-е, испр. и дополн.– М.,2010.
12. Заика, Е.В. Комплекс
интеллектуальных игр для
13. Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
14. Коломенских, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – М., Мн. «Университетское», 1988. – 223 с.
15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. / А.Н. Леонть-ев. – М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. – 584 с.
16. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития – Изд. 2-е, пе-рераб. / А.А. Люблинскаяя. – М.: «Просвещение», 1965. – 356 с.
17. Окон, В. Введение в общую дидактику / В. Окон; Пер. С.Кольского. – М., Высшая школа, 1990г. – 608 с.
18. Перова, М.Н. Дидактические
игры и упражнения по
19. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1987.
20. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
21. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: По-пулярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шапова-ленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
23. Шевченко Г.Н., Зайцев В.В. Предметное обучение в начальных классах // Начальная школа.ѕ 1998. № 4.
24.Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. 1997. № 3.
Урок-игра « Колесо истории»
Цель: активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса
Учитель:
Вопрос
1.
Игровая
пауза: Игра «Наборщик»
Вопрос
2.
Музыкальная
пауза.
Вопрос
3.
Игровая пауза: игра «Скорый поезд».
Минутка
для отдыха: Стихотворение-шутка
«Буква заблудилась»
Вопрос
4. Театральная пауза: инсценировка стихотворения-шутки Г.Граубина
Вопрос
5.
Подведение итогов. Определяется 1, 2, 3-е место. Участники получают призы.
|
Информация о работе Дидактические игры на уроках русского языка