Дидактические игры на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:22, научная работа

Краткое описание

Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1.Дидактическая игра как средство активизации мыслительной деятельности………………………………………………………………. ….. 5
1.2.Дидактические игры на уроках русского языка как средство
активизации мыслительной деятельности младших школьников……………19
Глава2. Практическое обоснование проекта
2.1. Структура дидактической игры…………………………………………....20
2.2. Диагностика мыслительной деятельности………………………………...25
Глава 3. Практическая реализация проекта
3.1 Применение дидактических игр и игровых приемов на уроках
русского языка ……………………………………………………………….28
Глава 4. Апробация педагогического проекта
4.1. Эффективность применения дидактических игр на уроках русского языка……………………………………………………………………………...33
4.2.Обмен опытом (популяризация проекта)…………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………... 36
Приложение
Урок –игра «Колесо истории»……………………………………………. 39
Кроссворды и загадки………………………………………………….….. 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (11).docx

— 324.21 Кб (Скачать)

        1.2. Дидактические игры на уроках русского языка как средство

    активизации мыслительной деятельности младших школьников

        Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

 

 

 

Глава 2. Практическое обоснование проекта

    1. Структура дидактической игры      

Дидактическая игра имеют следующую  структуру

- дидактическая задача

- игровая задача

- игровые действия

- правила игры

- результат

       Беря во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями дидактической игры:

- функцией формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функцией формирования собственно  учебной деятельности;

- функцией формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной работы;

- функцией формирования навыков  самоконтроля и самооценки;

- функцией формирования адекватных  взаимоотношений и освоение социальных  ролей.

Согласно основным функциям дидактической  игры в своей работе я использую  рекомендации по организации игровой технологии обучения.

Составляя сценарий какой-либо игры рекомендуется учитывать следующие требования:

- дидактическая игра - это прежде всего урок

- учителю важно хорошо владеть  методикой проведения игровых  упражнений и игр

- игра должна иметь конкретную  тему, цель и задачи;

- при построении игры важно  соблюдать цепочку: завязка, развитие  действия, кульминация, развязка - финал;

- предоставьте детям относительно  большую самостоятельность в  игре, если это возможно;

- в основе игры должна лежать  деятельность зрителей;

- содержание игры, подбор загадок,  конкурсов должны соответствовать  возрасту младших школьников;

- следует помнить о времени;

- продумывание оформления игры;

- использование в ходе урока  кукол оживляет учебный процесс,  снижает у ребят напряжение;

- собирать как особую ценность  любимые игры детей;

- новая хорошая игра - лучший  подарок детям.

       Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную скороговорку и делает это с равнодушным выражением лица. В отличие от всех других методических приемов игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый; игра - средство диагностики. Ребенок полностью раскрывается в игре..

        Таким образом, учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и игр, которые состоят в соблюдении определенного темпа, предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть так же четко поставлена цель игры, чтобы в результате получить определенные сведения по изучаемой теме. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Нужно часто использовать куклы - игрушки, героев сказок: Буратино, Чипполино, Незнайку, Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь в том или ином задании. Дети очень любят этих кукол, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладони, гладят по голове отличившегося ученика или жмут ему руку. Использование в ходе урока кукол, необычных элементов, специальных шапочек с кисточками, наглядно оформленных для "продажи" вещей на аукционе знаний, сказочных рисунков, соответствующей музыки, таинственных знаков, вещей способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников в ходе проведения дидактических игр.

          Предлагаю фрагменты урока русского языка с дидактическими играми. При проведении обобщающего урока по теме "Состав слова" использовались

1. Творческая игра "Я работаю  поэтом"

      Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь),а затем дает два рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать недостающие слова .Разобрать некоторые слова по составу.

Слепили мы снеговика. 
Морковка вместо носа. 
Глаза его из уголька 
И как у эскимоса.

2. Игры - соревнования "Бей ответом,  как мячом, прямо в цель", "Футбол". В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.

3. Отгадывание сказки - загадки  "Большая родня".

     Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы :строить, строиться.

       Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

Задания:

1. Попробуйте записать этих многочисленных  родственников.

2. Как же зовут старца -прародителя, от которого все они произошли?

Анализ показал, что урок достиг поставленной цели. Использование этих приемов позволило определить, насколько  прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогли выявить  уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.

     2.2. Диагностика мыслительной деятельности

Были проведены диагностика  способности к смысловой обработке  запоминаемого материала и диагностика  уровня развития логического мышления. В эксперименте участвовал 3 класс.

      Были проведены тесты:

1. «Группировка».

Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого  материала.

Для запоминания предъявляется  ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется  и воспроизводится трижды).

Инструкция. Для первого  воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном  для тебя порядке. Внимание!

Для второго воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все  слова. Ты послушай, а затем скажи  все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил  и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!

Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все  слова. Ты послушай, а затем скажи  все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и  второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!

 

Солнце

Шапка

Липа

Небо

 

Тополь

Медведь

Блюдце

Елка

 

Чашка

Сосна

Звезда

Белка

 

Заяц

Ложка

Лиса

Кружка

 

Луна

Юбка

Платье

Кофта

 
         

Обработка. Фиксируются и  подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.

Нормативы. Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается  обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется  нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении  появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем - 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем -четыре группы.

2. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».

Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны  между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку  предлагается найти «лишнее» слово  и объяснить, почему оно «лишнее».

Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:

· стол, кровать, пол, шкаф;

· молоко, сливки, сало, сметана;

· ботинки, сапоги, шнурки, валенки;

· молоток, топор, пила, гвоздь;

· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

· берёза, сосна, дерево, дуб;

· самолёт, телега, человек, корабль;

· Василий, Фёдор, Семён, Иванов;

· сантиметр, метр, килограмм, километр;

· токарь, учитель, врач, книга;

· дедушка, учитель, папа, мама.

Инструкция: «Прочитай эти  слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно  не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и  назови его. Объясни почему?»

       Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень  развития логического мышления;

7-5 баллов - средний уровень  развития логического мышления;

4 и менее баллов - логическое  мышление развито слабо.

3.Загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическая реализация проекта

      3.1 Применение дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка 

Приведу некоторые  дидактические игры и игровые  приемы, которые я применяю на своих  уроках.

1.Выбри три слова(ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: проследить за формированием  орфографического навыка с учетом этапа  работы над орфографией.

Подбор слов зависит  от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у  кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона 

дубки

варенье

чучело 

съемка 

град 

ворота 

гриб 

ручьи

чум

подъем 

клад 

воробей

Информация о работе Дидактические игры на уроках русского языка