Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка, раскрытие и внедрение педагогических условий формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА………………………………….….6
1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА………………….………..…6
2. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССА………………………….……10
ГЛАВА 2. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»…………………………….12
2.1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ» ……………………….12
2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ»……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа по русскому Щепеткиной А.А..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Учащиеся  учатся не только выделять приставки и суффиксы, но и определять их значения. Например, суффиксы -ушк- -юшк- образуют слова с уменьшительно-ласкательным значением: изба – избушка; голова – головушка; поле – полюшко.

      Суффиксы -ищ- указывает на большие размеры: сила – силища; игры – игрища; ум – умище.

      А суффиксы -онок- -енок- могут говорить о детенышах животных: ёж – ёжонок; волк – волчонок; лиса – лисенок.

      Приставка при- указывает на близость: придворный – при дворе; приусадебный – при усадьбе.

      Так можно разъяснять значения многих суффиксов и приставок (приложение 2).

      Главное в обогащении словарного запаса –  нацелить учащихся на установление связи  между лексическим значением  слова и его морфемным составом. Систематическая словообразовательная работа способствует решению этой задачи.

      На  примере сложных слов с соединительными гласными можно показать, что есть много способов образования новых слов: хлеб, хлебозавод, хлебовоз, хлебопек; хлебороб, хлебородный (край),; ход, вездеход, самоход, снегоход, пешеход, скороход.

      Однако  все эти разнообразные приемы нужно преподносить ученикам не в строго научной, а в интересно, занимательной форме. Игра – это органическая форма деятельности младших школьников. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к предмету. Грамматическая игра требует от учителя серьезной подготовки. Программную тему нужно повторить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно.

      В этой работе неоценимую помощь может  оказать книга Бетеньковой и  Фонина «Конкурс грамотеев» (1, с. 57). Грамматические игры даются в ней по темам. Так раздел «Состав слова» содержит ряд занимательных заданий, способствующих усвоению понятий об основе слова и окончании, о корне, приставке и суффиксе. Эти упражнения служат основой для усвоения морфемного принципа правописания – принципа единообразного написания морфем. При этом учащимся предлагается проверять гласные и согласные звуки слабых позиций теми же звуками в сильных позициях.

      Данная  работа способствует тому, что в  памяти у младших школьников накапливается значительное количество приставок и суффиксов. Причем запоминание морфемного богатства русского языка происходило не механически, а сопровождалось осмыслением значения каждого аффикса. Такая группировка одноструктурных слов выступает одновременно наиболее естественным способом познания словарного запаса языка. Вместо усвоения каждой лексической единицы отдельно (что перегружает детскую память) лексический запас учащихся пополнялся целыми группами слов, образованных посредством присоединения приставки или суффикса.

    1. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА  ПРИ ИЗУЧЕНИИ

    СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ

    Исследование  современных проектных методик, направленных на обогащение словарного запаса.

      Современные педагоги успешно совмещают метод проектов как средство обогащение словарного запаса. Рассмотрим материал Ефимовой О.Н., учителя начальных классов.

        Обогащение активного словарного  запаса учащихся составляют одну  из основных задач обучения  русскому языку. Основным средством  обогащения словаря учащихся является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова. Следующее средство обогащения словаря – это телепередачи, радиопередачи. Эффективным средством обогащения словаря учащихся является заучивание наизусть песен, стихотворений, прозаических отрывков. Расширение словарного запаса происходит также при работе над загадками, пословицами, побасенками, небылицами, скороговорками, считалками, потешками. Большое значение для обогащения словаря учащихся имеет работа с иллюстрациями. Особенно широко нужно использовать предметные и сюжетные картины. Среди этих разнообразных работ, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено методу проектов. Так как в основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания. На начальном этапе обучения второму языку со значениями многих слов лучше всего знакомить учащихся посредством натуральной или предметной наглядности. Если же предмет нельзя показать в натуре, то нужно для объяснения значения слова использовать картинки. Объяснение значения слова с помощью наглядных пособий целесообразно сопровождать переводом на родной язык или разъяснением на родном языке, если в родном языке нет соответствующего слова. К объяснению значения слова путем словообразовательного анализа можно прибегать лишь в третьем, четвертом классе.

      Для осознания словообразовательных средств  русского языка следует проводить упражнения на сопоставление названий предметов с соответствующими им названиями действий, например: футбол – футболист, велосипед – велосипедист. Для объяснения значения и лучшего усвоения можно также использовать подбор антонимов, например: толстый – тонкий, большой – маленький, длинный – короткий и т.д. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей различать антонимы по их значению и правильно пользоваться ими в своей речи. В этих целях проводятся разнообразные упражнения. Например: Игры со словами, творческий проект «Словарик антонимов», творческий проект «Словарик профессий», пробный проект «Словарик омонимов» (приложение 3)

 

ГЛАВА II. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»

    Изучение  различных словарей. Оформление словарика.

      Педагогические  условия реализации обогащения словарного запаса

      на  базе школы № 31 с.Уйское

    1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ  ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ»

Изучение  словарей. Составление маленьких  словариков.

      Слова и фразеологизмы называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. Чем больше ребенок познает мир, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами и фразеологизмами.

      Весь  познанный мир, таким образом, отражается в словарном и фразеологическом составе языка. Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире.

      Помимо  живых слов и фразеологизмов в  русском языке имеется немало слов и фразеологизмов, вышедших из активного употребления (они нередко используются в художественных произведениях). Эти слова тоже составляют наше лексическое богатство. Но не только количество слов, имеющихся в русском языке, свидетельствует о его богатстве. Словарный состав постоянно развивается, пополняется все новыми значениями у уже существующих слов.

      Русский язык обладает большим запасом многозначных слов, которые позволяют ему не расширяться беспредельно. Многозначные слова составляют примерно третью часть  всего словарного запаса наиболее употребительных слов русского литературного языка. Потенциально многие однозначные слова могут стать многозначными.

      Изучая  лексику русского языка, мы обогащаем  свой словарный

запас, повышаем речевую культуру, расширяем  познание окружающей действительности. В этом отношении неоценимую помощь оказывают нам словари русского языка.

      Ученые-лингвисты  бережно собирали и собирают слова  и фразеологизмы и издавали и  издают их в специальных книгах-словарях. Еще в XIX в. были составлены словари  русского языка: «Словарь Академии Российской» и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

      В 1935—1940 гг. вышло четыре тома «Толкового словаря русского языка» под редакцией  Д. Н. Ушакова. На основе картотеки словаря  русского языка, насчитывающей свыше 6 миллионов карточек-цитат из произведений классиков русской литературы и советских писателей, в создании которой принимали участие многие ученые. Институтом русского языка АН СССР был составлен наиболее полный «Словарь современного русского литературного языка». Его издание продолжалось с 1948 по 1965 г. Словарь состоит из 17 томов и содержит 120 480 слов (15, с. 4).

      Основная  целевая установка в изучении языкового материала остается такой же, как и во II классе, а именно - речевой, или коммуникативной.

      Это означает, что предложение, часть речи, каждая морфема (корень,

приставка, суффикс, окончание) изучаются для  того, чтобы повысился уровень  речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и стилистически точного выражения своих мыслей.

      Раздел  «Состав слова» является одним из центральных в курсе III класса, поскольку его изучение закладывает основы орфографически грамотного письма, способствует обогащению словарного запаса учащихся.

      Над правописанием корня слова и  приставок работа проводится на протяжении всего учебного года, постепенно усложняясь и учитывая особенности содержания других тем.

      Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и  каждого отдельного человека. Поэтому  работе над словарем учащихся придается  в школе очень большое значение. На каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления – еще 5-6 слов.

      Словарная работа в школе складывается из четырех направлений:

  • Обогащение словаря – усвоение тех новых слов, которые школьники ранее не знали вовсе;
  • Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов;
  • Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося;
  • Устранение нелитературных слов – исправление ошибочных ударений, произношений.

   Основными источниками обогащения словаря  являются художественные произведения, тексты в «Кингах для чтения», в учебниках русского языка, природоведения; а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся.

      Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока  содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику.

      В учебных книгах советской школы  представлены подлинные (неадаптированные) тексты произведений Л. Толстого, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Чехова, С. Есенина, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Маршака и многих других мастеров слова. Это огромное достоинство нашей системы обучения: школьники усваивают русский язык на подлинных высокохудожественных образцах (3, с. 35)

 

2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА  СЛОВА В III КЛАССЕ»

    Педагогические  условия. Опыт учителя начальных  классов.

      Под педагогическим условием понимается внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

      Рассмотрим  педагогические наработки учителя  школы № 31 с.Уйское Л.И.Назаровой. В работе над словами с непроверяемым написанием педагог часто использует загадки. Это, как правило, вызывает живой интерес у учащихся. Например, угадайте, что это за предмет, о котором говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит». Дети отвечают, что это осина, объясняют значение слова осина. (Осина - это лиственное дерево, у которого листочки дрожат даже от самого легкого дуновения ветерка). Затем на доску прикалывается табличка с записанным словом, где красным цветом выделена непроверяемая ударением гласная о, которую нужно запомнить. Ученики делят слово на слоги, находят ударный слог. Новое слово записывается в словарик для трудных слов, к нему подбираются однокоренные слова, составляются с ним словосочетания и предложения. На последующих уроках это слово используется при выполнений других видов упражнений.

      С большим удовольствием учащиеся сами подбирают загадки на новое  слово с непроверяемым написанием, а затем предлагают отгадать их своим  одноклассникам на уроке или во внеурочное время. Загадки дети подыскивали  из сборников загадок, например таких, как «Тридцать три пирога» М. Булатова (М., 1973), «Сто загадок» Б. Шаршова (Пермь, 1977), «Выше неба, выше гор» А. Масленниковой (Воронеж, 1974). Учащиеся отыскивают нужные загадки в учебниках по литературе своих братьев и сестёр, в детских журналах. Коллективными усилиями удалось подобрать загадки к 41 слову с непроверяемым написанием, а к таким словам, как медведь, заяц, лисица, капуста, картофель, отыскали даже по нескольку загадок. Таким образом, получился целый  Коллективный сборник, в котором можно выделить такие разделы: «Животные», «Птицы», «Огород», «Явления природы», «Месяцы года», «Школа», «Жилище», «Инструменты», «Машины».

      Часть слов в словарном диктанте я предлагала в форме загадок. Загадки использовались мной и при комментированном письме, и в самостоятельной работе учащихся. Разумное использование загадок позволяло разнообразить работу с данной группой слов, делая её более живой и интересной для детей.

Информация о работе Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе