Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель исследования – разработка, раскрытие и внедрение педагогических условий формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА………………………………….….6
1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА………………….………..…6
2. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССА………………………….……10
ГЛАВА 2. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»…………………………….12
2.1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ» ……………………….12
2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ»……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА………………………………….….6
ГЛАВА 2. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»…………………………….12
2.1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ» ……………………….12
2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ»……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка,
ведется она с I по X класс».
А.В.Текучев
Неотъемлемым
качеством образованного
Этой цели можно достигнуть в комплексе всего образовательного процесса, так как развитие речи и обогащение словарного запаса школьника происходит на всех этапах обучения.
Особая роль в этом принадлежит урокам русского языка в начальных классах: формирование и обогащение словарного запаса начинается с первых дней обучения ребенка. Без достаточного словарного запаса невозможно овладеть техникой речи. Если ребенок не понимает значения слов, не умеет употреблять их в конкретных ситуациях, контексте, его речь будет скудной, неинтересной.
Об этом так и писал К.Д.Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Действительно, успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создаст предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развитии.
Ученые опасаются, что тесное взаимодействие ребенка с техническим миром может привести к «отмиранию» человеческой речи. Только благодаря «живому слову» ребенок может стать человеком.
Обогащение словарного запаса величайшего языка в мире должно стать одной их основных задач современного образования.
Все сказанное позволяет обнаружить противоречие между совершенствованием информационной сферы жизни общества, и значительное снижение овладения красивым, богатым, интересным языком.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.
Цель исследования – разработка, раскрытие и внедрение педагогических условий формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.
Объект исследования – уроки русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – формирование у младших школьников навыков обогащение словарного запаса.
Гипотеза. Формирование у младших школьников навыков обогащения словарного запаса будет обеспечиваться, если:
Задачи:
Методологической базой исследования явились работы следующих ученых: Рамзаева Т.Г., Баранов М.Т., Львов М.И., Ладыженская Т.А., Ушаков Д.Н., Даль В.И., Ушинский К.Д.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Базой исследования является 3 класс муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
№ 31 с. Уйское. В исследовании приняло участие 14 учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогических основ обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе (предпосылки, принципы, содержание, особенности, формы, методы, критерии, условия); в уточнении содержания понятия «словообразовательный анализ».
Практическая значимость исследования состоит в изучении, распространении и использовании передового педагогического опыта по данной тематике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Обогащение словарного запаса.
Современная методика словообразовательного анализа.
1.1.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ
Приемы и методы обогащения речевого запаса. Словообразование.
«…Из всех…знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной деятельности является,
конечно, умения ясно, понятно, красиво говорить на своем языка».
В.И.Чернышев.
Для сознательного владения языком учащимся необходимо изучать во взаимосвязи все стороны языка: его лексику, фонетику, грамматику, словообразование (приложение 1). Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Эта задача осуществляется не изолированно, а в единстве с усвоением грамматических знаний и формированием орфографических навыков. В содержании уроков в III классе дается материал, содержащий развитие внимания к смысловой стороне слова и его употреблении в предложении. Проблема пополнения лексикона у учащихся является одной из главных при изучении русского языка. При изучении всех разделов грамматики ведется работа по обогащению словарного запаса детей. Это относится и к теме состава слова в III классе (18, с. 4).
В III классе дети закрепляют умение определять состав слова, а также получают новые знания и навыки анализа структурно-семантического характера. Это значит, что дети в доступной форме учатся наряду с традиционным морфемным разбором и элементам словообразовательного анализа.
Осознание
структуры слова позволяет
Так, например, умение находить корень в родственных словах закрепляет правила правописание безударных гласных в корнях слов. В учебниках русского языка для III класса содержится достаточно материала для поверки безударных гласных в корне слова.
Структурный анализ слова должен органически сливаться со смысловым, обязательно должно быть предварительное толкование смысла анализируемого слова. В таком случае, дети будут безошибочно подбирать родственные слова; будут уметь разграничивать словообразовательные гнезда с похожими звуковыми комплексами (омонимичными корнями) родственных слов и синонимов (12, с. 43).
Например: Мой папа – водитель, а Сережин папа – подводник.
Можно подобрать однокоренные слова: водить – водитель, водительские (права); вода – водяной – подводный – водица.
Постепенно дети подводятся к пониманию того, что большинство знакомых и незнакомых слов может быть объяснено с помощью ближайших родственных. У учащихся вырабатываются привычка задумываться над значением слова.
Для проверки формирования знаний и умений можно дать грамматические задания различного типа:
Приемов и методов обогащения речевого запаса учащихся много, они разнообразны. При работе с текстом выясняется лексическое значение слова, ведется работа по толковому словарю, подбирается родственные слова или близкие по значению (синонимы), противоположные (антонимы). Дети учатся составлять словосочетания, предложения со словом в его различных значениях, учатся видеть только ударение в словах, употреблять омонимы.
Например, в словах замок, хлопок, стрелки ударение может быть расставлено по-разному. От этого меняется и лексическое значение слова. Можно составить такие предложение. Замо'к на двери крепкий. У короля высокий за'мок. В поле растет хло'пок. Раздался громкий хлопо'к. На часах есть стре'лки. Стрелки' вышли на поляну.
При составлении текста по картине можно предложить детям включить данные ключевые слова, заменить их близкими по значению. Можно использовать сигнальные карточки, ребусы, загадки, кроссворды, различные игры. Например, найти лишнее слово в ряду, обосновать свой выбор: ромашка, роза, тополь, астра.
После закрепления знаний о корне слова вводится понятие окончания. Главное, что нужно учащимся понять – это, что окончание не образует новые слова, а дает формы одно и того же слова.
Дети по учебнику знакомятся с ролью окончания как средства выражения связи слов в предложениях. Ученики составляют словосочетание и наблюдают за окончанием, а также за ролью предлогов, делают выводы близости их ролей (14, с. 184).
В образовании новых слов самую большую роль играют аффиксы. Приставки и суффиксы не только образуют новые слова, но и вносят самые различные оттенки в лексические значения слов.
Информация о работе Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе