Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель исследования – разработка, раскрытие и внедрение педагогических условий формирования у младших школьников обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА………………………………….….6
1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА………………….………..…6
2. ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССА………………………….……10
ГЛАВА 2. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА»…………………………….12
2.1. «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ СЛОВАРЕЙ» ……………………….12
2.2. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА В III КЛАССЕ»……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..30
Смысловую группировку слов с
непроверяемым написанием я
Школьники сами осуществляют смысловую группировку слов. Особый интерес вызывает этот вид упражнения, когда он проводится в форме соревнования между рядами: какой ряд больше подберет слов с непроверяемым написанием на ту или иную тему. Это упражнение выполняется самостоятельно всем классом, а проверяется у одного из учеников ряда. Побеждает тот ряд, у кого слов оказалось больше и написаны они без ошибок.
Среди слов с непроверяемым написанием имеется большая группа слов с сочетаниями -оло-, -оро, с повторяющимися в словах гласными буквами. Такие слова хорошо предложить угадать учащимся в кроссвордах. Питательный напиток. Инструмент. Предлог. (Ответы: молоко, молоток, около.)
С сочетанием -оро- (таких слов 9: дорога, горох, город, огород, воробей, ворона, сорока, мороз, корова) учащиеся могут самостоятельно составить несколько кроссвордов.
Интересным и полезным видом работы по языку являются упражнения по составлению словаря. В специальной тетради дети записывают слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми орфограммами. В соответствии с количеством орфографических правил тетрадь делится на части. Например, в словаре трудных слов нами выделяются следующие разделы: «Имена собственные», «Гласные после шипящих», «Мягкий знак на конце слова», «Мягкий знак в середине слова», «Разделительный мягкий знак», « Разделительный твердый знак», «Звонкие и глухие согласные на конце слова», «Звонкие и глухие согласные в середине слова», «Безударные гласные», «Слова с удвоенными согласными», «Слова с непроизносимыми согласными», «Гласные в приставках».
Каждая такая часть занимает определенное число страниц. У всех учащихся эти страницы обозначаются одними и теми же цифрами. Записи в словаре ведутся в процессе всей работы по грамматике и правописанию. Большую роль играет эта тетрадь в связи с работой над ошибками, допущенными в проверочных и контрольных работах: ученик определяет (сначала с помощью учителя, а при последующей работе самостоятельно) правило, на которое допустил ошибку в слове, записывает это слово, объясняет ошибку, повторяет соответствующий раздел учебника.
Записи в тетради трудных слов проводятся на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий, чтения, природоведения, в ходе внеклассного чтения учащихся. С большим интересом дети самостоятельно пополняют запас слов на то или иное изучаемое правило. Работа с таким словарем позволяет активизировать процесс обучения, повышает качество усвоения изучаемых орфограмм, расширяет активный словарный запас, развивает интерес учащихся к родному языку (приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации 120 миллионов человек во время последней переписи населения назвали русский язык родным. От начальной школы зависит, будут ли эти 120 миллионов уважать и любить русский язык. Или дети уйдут уже из начальных классов школы с твердым убеждением, что русский язык самый скучный и неинтересный предмет в русской школе, что изучать русский язык означает только одно – заучивать правила в рамочках, переписывать упражнения из учебника в тетрадь и писать бесконечные диктанты из словарных слов.
Мы изучили педагогическую и психологическую литературу следующих ученых: Рамзаева Т.Г., Баранов М.Т., Львов М.И., Ладыженская словари Т.А., Ушаков Д.Н., Даль В.И., Ушинский К.Д.
В III классе дети закрепляют умение определять состав слова, а также получают новые знания и навыки анализа структурно-семантического характера. Это значит, что дети в доступной форме учатся наряду с традиционным морфемным разбором и элементам словообразовательного анализа.
Осознание
структуры слова позволяет
Структурный анализ слова должен органически сливаться со смысловым, обязательно должно быть предварительное толкование смысла анализируемого слова. Постепенно дети подводятся к пониманию того, что большинство знакомых и незнакомых слов может быть объяснено с помощью ближайших родственных. У учащихся вырабатываются привычка задумываться над значением слова.
Были разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие обогащение словарного запаса в 3 классе общеобразовательной школы № 31 с. Уйское. Педагог этого класса считает, что одним из самых необходимых качеств современного успешного человека является его развитая, красивая, осознанная речь.
Педагог много внимания уделяет составлению этимологического словарика, объяснению лексического значения слов, афоризмов. Хороший результат дает использование загадок в словарной работе.
Благодаря проведенной работе в классе удалось выработать навык словообразовательного анализа, ребята стали меньше делать ошибок в словарных работах.
Происхождение слова у всех вызывает интерес, а у детей особенно. Большая часть их «почему» возникает именно по этому поводу. Уже младших школьников можно знакомить с многозначностью слов, учить понимать смысл пословиц, заставлять догадываться, почему, по каким признакам так назван тот или иной предмет. В течение учебного года педагог знакомила третьеклассников с происхождением слов, учила их правильно говорить и употреблять слова. Ребята читали об устаревших и новых словах, знакомились с крылатыми выражениями, тем самым постепенно овладевали словарным богатством своего родного языка.
Таким образом, учитель создал такие педагогические условия, при которых удалось обеспечить обогащение словарного запаса с привитием интереса к изучению происхождения слов.
Знать русский язык – значит грамотно писать, правильно выражать свои мысли и в устной и письменной речи, выразительно читать, понимать искусство слова, любить поэзию. Разве маловажно знать для этого богатство русского языка?
Раскрыв задачи, мы достигли цели нашей работы: – разработали, раскрыли и внедрили педагогические условия обогащения словарного запаса при изучении состава слова в III классе.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2.
Сказка
про суффиксы
«Жили-были Суффиксы Ик, Ишк, Ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. Ик был очень ласковый, Ишк всегда говорил обо всем с насмешкой, суффиксу Ищ все казалось большим. Вот пошли суффиксы на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: «Маленький дом». «Домик», — писал Ик. «Большой дом». «Домище»,— писал Ищ, «Старый, дряхлый дом». «Домишко», — писал Ишк».
Определение
суффикса, данное в учебнике, учительница
подкрепляет рядом примеров.
С помощью суффикса -ник и слов
лёд, корова, птица, малина,
чай, лес, школа попробуем образовать
новые слова. Записав полученные слова,
дети, сами делают вывод о том, что с помощью
этого суффикса можно образовать различные
слова: название помещения, посуды, профессии
людей.
Приложение 3.
В школе с 1999 года ведется экспериментальная работа по теме: «Внедрение метода проектов в начальной школе». Используем метод проектов на уроках технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка.
Теоретической
основой метода проектов явилась
концепция американского
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективный или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя. Проектный метод обучения заключается в постановке проблемы, затем исследования данной проблемы, поиска идей и вариантов решений или изготовление, проверка на практике. Или же: факты – проблема – гипотеза – теоретическое исследование – эксперимент. Это соответствует этапам научного познания и служит условием эффективной познавательной деятельности детей.
Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление. При защите проекта развивается устная речь учащихся. Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность развивать свои фантазии. Этот проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
На уроках русского языка в 3 классе выполнили два творческих групповых проекта: «Словарик антонимов», «Словарик профессий». Далее дано описание, как проводилась эта работа.
1.1. Проект «Словарик антонимов». Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности. Тема проекта связана с изучением слов – антонимов, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, карандашами, фломастерами и т.п.).
Цели,
образовательные и
Возраст: 8-9 лет (3 класс)
Время работы над проектом: 3 недели.
Режим работы: Использование учебных часов русского языка, ИЗО, технологии, занятий кружка.
Материально-техническое оснащение: карточки со словами антонимов, игры со словами, ватман, чертежная бумага, ножницы, дырокол, лента, фломастеры.
I. Осуществление проекта.
1 этап. Подготовка.
В классе учащихся знакомлю со словами антонимами. Проводятся всевозможные игры с антонимами. 5 игр, описание которых в 2.2.
2 этап.
Планирование оформления и
После этого класс делится на группы. Каждая группа оформляет свою страницу дизайн – папки.
Информация о работе Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальной школе