Основные научные школы в изучении русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Щербовское представление о фонеме исходит из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью, что звуковая сторона существует в известном смысле отдельно от прочих явлений языка, от другой стороны языка, являющейся его содержанием, что это есть та форма, тот план выражения, в котором существует план выражения.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

      Контрольная работа

      Основные  научные школы  в изучении русского языка 

      Фонологические  школы

      Ленинградская фонологическая школа – направление в исследовании звукового уровня языка. Основоположник Л.В. Щерба (1880-1944), его ученики – М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, их последователи Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая.

      Щербовское  представление о фонеме исходит  из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной  автономностью, что звуковая сторона  существует в известном смысле отдельно от прочих явлений языка, от другой стороны языка, являющейся его содержанием, что это есть та форма, тот план выражения, в котором существует план выражения.

      Фонема  выступает в качестве строительного  материала для образования звуковых оболочек (план выражения) единиц более высокого уровня. При идентификации фонем он опирается на критерий морфемных границ. Щерба вводит понятие аллофон, под которым понимает реализацию фонемы. Т.е. аллофоны  является реализацией одной фонемы,  если они чередуются в одной морфеме и находятся при этом в состоянии дополнительной дистрибуции, напр., кот, кота, коту, каждое т – это реализация одной фонемы.

      Каждая  фонема противопоставлена любой  другой фонеме в любой позиции, в  том числе и в слабой. Несмотря на то, что некоторые фонемы не употребляются в некоторых позициях (напр., звонкий согласный не употребляется в конце слова), но отождествление и противопоставление фонем сохраняется и в слабых позициях. Изменения звукового облика слова или морфемы трактуется или как аллофоническое изменение, или как чередование фонем, т.е. фонемный состав слов типа рок, рог одинаков, и в этом случае можно говорить о неразличении морфем, но не фонем.

      Щерба определил фонему как единицу, способную  дифференцировать слова и их формы. Фонемы представляют собой непересекающееся множество аллофонов, причем каждая фонема имеет свой набор, отличный от набора аллофонов другой фонемы, нейтрализация фонем понимается как неупотребительность некоторых фонем в некоторых позициях. Одни и те же ДП характеризуют все фонемы данного класса во всех позициях.

      Во 2-й половине 20 века в рамках школы  разрабатываются проблемы, среди которых можно назвать определение фонемного состава слова, фонологическая интерпретация звуковых явлений в языках слогового строя и др., проблема сегментации, членения речевого потока. Большое значение в развитии идей школы имеют прикладные аспекты исследования речи.

      Московская  фонологическая школа.

      Истоки  школы восходят ко второй половине 1920 гг. С начала 1930 началось сотрудничество Р.И.Аванесова и В.Н.Сидорова с  А.А.Реформатским, П.С. Кузнецовым и А.М. Сухотиным. В круг их интересов входили проблемы русской диалектологии, позднее литературного языка, а также прикладной лингвистики – орфографии, алфавита, транскрипции. Кратким изложением концепции школы является статья Р.И.Аванесова и В.Н.Сидорова «Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка».

      Основные  понятия – это понятия фонемы, варианта фонемы, вариации фонемы, гиперфонемы и понятие основного вида фонемы. Фонема представлена всем рядом чередующихся звуков. Среди них могут быть звуки, очень далекие друг от друга акустически и артикуляционно, в т.ч. и нуль звука. Состав фонем определяется по сильным позициям. Чтобы узнать к какой фонеме относится звук сигнификативно слабой позиции, необходимо соотнести его со звуком. Выступающим в той же морфеме в сильной позиции: крот –крота. В сильной позиции выступает основной вид фонемы, в слабой вариант. Когда чередование в морфеме отсутствует и нельзя определить основной вид фонемы, с которым чередуется звук в слабой позиции, выступает гиперфонема. Это объединение двух или более фонем, оппозиция которых нейтрализуется (слабая позиция). Напр., стол – с находиться в абсолютно слабой позиции, а, следовательно, здесь гиперфонема с/з.

      Разновидности фонем представлены двумя видами; вариантами и вариациями. Вариации – обусловленные позицией фонетические реализации фонемы, когда не происходит совпадения в одном звуке данной фонемы с какой –нибудь другой, это звуковые синонимы, у которых звучание разное, а фонологическая значимость одинаковая. Понятие вариации совпадает с понятием аллофона.

      Варианты  – это такие позиционно обусловленные  реализации фонемы, когда происходит совпадение в одном звуке данной фонемы с другой (звуковые омонимы).

      Один  из основателей школы - Р.И.Аванесов – с начала 50-х пересмотрел ряд положений школы, хотя фактически различия носят терминологический характер Р.И.Аванесов:  выдвигает понятие сильной и  слабой фонемы – это то же самое, что вариант, ввел понятие фонемного ряда – это чередование сильной фонемы со слабой или слабыми.

      Школа разрабатывает теорию позиций –  условий употребления и реализации фонем в речи.

      Пражская  фонологическая школа

      Исходные  положения следующие: фонологическая система представляет собой систему фонологических оппозиций фонем, каждая фонема обладает своими ДП. Основной функцией фонемы является различительная. В основе принципа сегментации речевого потока лежит принцип ассоциативного анализа, т.е.  сравнивая звуковые оболочки слов и морфем, устанавливаются участки сходства и различия.

      Два звука являются аллофонами одной фонемы, если они акустически и артикуляционно близки и находятся в дополнительной дистрибуции, два звука

      Являются  аллофонами разных фонем, если они находятся  в контрастной  дистрибуции, т.е. возможны в одной и той же фонетической позиции, и при этом замена одного из них другим вызывает изменение значения слова или сильно деформирует его облик.

      Нейтрализация заключается в том, что две  фонемы, которые противопоставлены в сильной позиции, утрачивают это противопоставление в слабой. В слабой позиции происходит нейтрализация фонологической оппозиции, в слабой позиции выступает архифонема, под которой понимают совокупность ДП, общих для двух фонем нейтрализуемой оппозиции. Фонема является как бы пучком ДП. ДП – признаки необходимые и достаточные  для определения данной фонемы, т.е. ограничения ее от других фонем в сильных позициях. Признаки звуков, представляющих данную фонему, не участвующие в противопоставлении ее другим, называются интегральными (ИП). 

      Пражская  лингвистическая школа.

      Одно  из направлений структурной лингвистики. Центром деятельности школы был ПЛК, который был создан в 1926 и распался в 50-х. В кружок входили чешские лингвисты: В.Матезиус, Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, московские Н.С. Трубецкой,  Р.О. Якобсон и др. Творчески связанными с П.л.ш. были Г.О.Винокур, Е.Д. Поливанов, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов,

      Основная  идея –представление о языке как  о функциональной системе, т.е. как о системе средств выражения, служащей какой-то определенной цели. Настаивают на системном подходе к эволюции языка и на динамической концепции языка, рассматриваемого в синхронном аспекте.

      Они обосновали новый раздел науки о  языке – фонологию. Основополагающим трудом, в котором  изложена фонологическая теория П.л.ш., является «Основы фонологии » Н.С. Трубецкого. Центральное место в фонологической концепции занимает понятие оппозиции, предполагающие разложимость членов оппозиции на частью общие, частью различные элементы. Отсюда  понимание фонемы как совокупности дифференциальных признаков.

      Существенный  вклад в синтаксис внесло учение Матезиуса об актуальном членении предложения, в основе которого лежит мысль о принципиальном различии между двумя возможными способами анализа предложения: формальным членением, выделяющим подлежащее и сказуемое и раскрывающим грамматическую структуру предложения, и членением  на тему и рему, выявляющим его функциональную перспективу.

      Затрагиваются вопросы, связанные с отношением между языком и действительностью. Были выдвинуты понятия специального языка, функционального стиля, который определяется конкретной целью данной языковой манифестации. Особое внимание уделяется поэтическому языку (Якобсон). Выдвижение и терминологическое разграничение понятий норма (совокупность устойчивых средств, объективно существующих в языке) и кодификация (постижение и обнаружение нормы).

      Харьковская  лингвистическая школа.

      Одно  из направлений отечественного языкознания  второй половины 19 века. У истоков  школы стояли И.И. Срезневский («Мысли об истории русского языка»1850) и его ученик П.А. Лавровский («О языке северных русских летописей», 1852). Значительные достижения школы связаны с именем А.А. Потебни (1835-1891).  Он занимался вопросами общего языкознания, разрабатывал теорию происхождения и развития языка, занимался проблемами фонетики, синтаксиса, семантики, этимологии, диалектологии, фольклора и этнографии, литературоведения на формирования его взглядов оказала идеалистическая концепция народной психологии Г.Штейнталя и В. Гумбольдта.

      Потебней  была углублена методика сравнительно-исторического исследования в работах по исторической фонетике. Занимался проблемой происхождения восточно-славянских языков, дал развернутую картину развития восточно-славянской  фонетической системы от древнего периода до сер. 19в. им сделано открытие нового ять, второго полногласия в момент дефонологизации редуцированных.

      При определении слова Потебня указывал на связь звучания и значения. Определяет слово как «звуковое единство с внешней стороны и единство представления и значения с внутренней». Под представлением понимается содержание мысли, или способ изображения данного значения. Значение всегда больше, чем представление. Развитие языка состоит в утрате первоначального образа и возникновения в силу этого новых слов. Всякое новое слово создает вместе с новым значением и новое представление. Он предлагает различать в слове  внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение. (подснежник, пятница – мотивированные слова, брак - нет).

      Синтаксическое  учение (Из записок по русской грамматике) было новым этапом в разработке понятий  слова, грамматической формы, грамматической категории.

      Выделяет  у слов два значения частное и  лексическое, а также общее и грамматическое. Отсюда все слова делит на слова вещественные и лексические и слова формальные и грамматические (служебные). Грамматические категории связаны с вещественным, лексическим значением.

      Останавливается на семантической и синтаксической характеристиках частей речи. В его трактовке части речи выступают как исторически динамические категории, проходящие в своем развитии ряд этапов. Предложил связь истории грамматических категорий с историей предложения, стремился раскрыть этапы развития человеческого мышления в фактах языковой эволюции, основанное на понимании связи языка и мышления.

      Виноградовская  школа в языкознании.

      Возникла  в 40-50гг 20в и объединяет последователей В.В.Виноградова (1895-1969) общим понятием природы языка, задач и методологии его исследования.

      В центре изучения языка стоит слово  как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности, рассматриваются взаимоотношения языка и речи, раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, ее закономерности и формы.

      Виноградов  предложил новую систематизацию разделов и подразделов русского языкознания. Оно включает серию историко-лингвистических дисциплин – диалектологию, историческую грамматику, историю языка, историю лит. языка, историю языка худ. Литературы; стилистику в ее нормативной и историко-функциональной разновидностях, дисциплины, содержащие системное описание с.р.л.я.; историю филологических учений.

      Создал  новую систематизацию частей речи, практически применив предложенный Щербой критерий синтаксических свойств слова: в систему частей речи были включены частицы речи, модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантические свойства слов. «Русский язык (Грамматическое учение о слове)». Он обосновал деление грамматики на грамматические учения о слове, показав сложность его природы, учение о словосочетании, предложении, о сложном синтаксическом целом. В учении о предложении им были установлены и определены основные категории предложения: предикативность, модальность, синтаксическое лицо.

Информация о работе Основные научные школы в изучении русского языка