Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:44, контрольная работа
Щербовское представление о фонеме исходит из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью, что звуковая сторона существует в известном смысле отдельно от прочих явлений языка, от другой стороны языка, являющейся его содержанием, что это есть та форма, тот план выражения, в котором существует план выражения.
В области лексикологии – разработка типов лексических значений слов, углубление понятия лексема и введение теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учение о фразеологии как особом разделе языкознания. При его участии вышли «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка» (т.1-17).
Положил начало новой области филологических знаний – истории р.л.я. как истории стилей («Очерки по истории русского литературного языка 17-19вв»). Его идеи в этой области содействовали выработке новых научных концепций (Успенский, Сорокин и др.).
Рассматривая формирование и развитие художественных образов, исследовал и описал стилистико-смысловые связи внутри текста, определил центральный образ произведения – образ автора.
Ученые
этой школы развивают все
Исследование семантической структуры слова и фразеологизма, значения слова и другим проблемам лексикологии и лексикографии посвящены работы Ожигова, Шведовой, Евгеньевой, Шмелева. Работы в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоятельной области языкознания.
Под руководством Шведовой созданы академические грамматики нового типа (1970-1980). 52-54 создана описательно-нормативная «Грамматика русского языка». Русскому словообразованию, как особой области языкознания, посвящены работы Е.А.Земской, В.В.Лопатина, А Н. Тихонова. Учёные В.Ш. работают в области синтеза разных языков, в области структуры текста (Поспелов, Шведова, Галкина-Федорук, Белошапкова, Золотова, Лаптева). В направлении обследования и описания устной литературной речи различных социальных, возрастных и территориальных групп населения работают Лаптева, Земская, Сиротинина, Крысин.
Были созданы серии учебников для средней и высшей школы. В применении к задачам обучения РКИ разрабатываются проблемы нормативной стилистики речевой культуры лингвострановедения и лексикографии (работы Костомарова, Верещагина, Морковкина). Под руководством Виноградова создана Международная ассоциация русского языка и литературы. По инициативе Виноградова основан ж. «ВЯ».
Для учёных ВШ характерны следующие общие черты: анализ языковых явлений в их отношении к другим явлениям, к разным сторонам языка; внимание к функциональной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употреблений; изучение языковых явлений в плане диахронической синхронии; работа только с живым и богатым материалом.
Петербургская (Ленинградская) школа.
Возникла в 20-30-ые годы 20-го века. В неё входили Л.В.Щерба (1880-1944), Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, а также их ученики. Историографию русского и советского и языкознания термин П.Ш. был введён А.А.Леонтьевым.
Для лингвистов этого направления характерно последовательное разграничение сознательного и бессознательного языкового мышления.
Различая речевую деятельность, языковой материал и систему языка, Л.В.Щерба видел основную задачу лингвистики (о трояком аспекте). Пользуясь психологическими терминами и опираясь на взгляды Бодуэна де Куртенэ, строит теорию фонемы на семантической основе. Он определяет фонему как звуковой тип, способный дифференцировать слова и их формы, а оттенок как реально произносимый звук. Эти положения были развиты Поливановым.
В области синтаксиса ему принадлежит учение об активном и пассивном аспектах грамматики. К пассивному относил изучение выразительных средств языка - порядка слов, сочетаний слов, фразового ударения и интонации. В активном - рассматривается как выражается мысль.
В основе синтаксиса лежит понятие не предложения, а синтагмы (определение синтагмы – фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли и могущее состоять из слова или словосочетания). Они объединяются с разной интонацией во фразу.
В послереволюционное время занимается проблемами лексикографии, ведёт работу по составлению словарей различных типов. Теоретические результаты работы обобщает в статье « Опыт общей теории лексикографии».
С середины 20-х г. П.ш. можно охарактеризовать как социологическую. В целом школа развивала целевой и функциональный подход к языку. Якубинский в 1919 г. связывал изучение функциональных многообразий речи с целями речи. Важна идея последовательного различения описания языка со стороны. Сюда тяготеет положение о субъективном и объективном методах исследования языка, и отсюда берут начало идеи об эксперименте в языкознании.
Дальнейшее развитие идей школы осуществлялось прежде всего в ЛГУ их учениками. Многие идеи школы, а также идеи А.А. Шахматова легли в основу взглядов Виноградова.
Московская фортунатовская школа
Одно из направлений языкознания второй половины 19-го века. Школа называется иногда формальной, т.к. психологизму младограмматиков противопоставила необходимость поиска собственных лингвистических формальных критериев при исследовании языка для всех областей языкознания.
Его учениками были А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, Д.М. Ушаков, Н.Н.Дурново, М. Фасмер, В.М. Истрин и др. Ф.Ф.Фортунатов (1848-1914) – специалист в области сравнительной исторической фонетики и акцентологии, славист и др. Фортунатову принадлежит ведущая роль в создании систематических сравнительно - исторических грамматик индоевропейских языков. Он развивал взгляды на язык как систему, строго различал описательный и исторический подходы. Отдавал предпочтение живой народной речи. Он разработал живую историческую акцентологию. В его работах делается упор не на исследовании каждого отдельного звука вне связи с общей фонетической системой, а на установление внутренней взаимозависимости между сонантами и интонацией. Ему принадлежит ряд открытий: теория сонантов, связь долготы и характера интонации, закон переноса ударения в балтийских и славянских языках, хронология первой и второй палатализаций в праславянском языке.
Его ученики добились реконструкции в древнерусском языке (Шахматов, Дурново). Его ученики заложили основы праславянской акцентологии, морфологии и лексикологии. Дальнейшая разработка и реализация фортунатовских принципов издания и анализа памятников письменности привела к требованию разграничить не только звук и букву, но и графику, орфографию и собственно фонетику как отражение говора писца, постоянного взаимодействия книжного наречия и диалектов (Шахматов). Живая народная речь находится в центре внимания. Им принадлежит первое описание системного говора (Дурново) и первый опыт диалектологической карты восточно-славянских языков. По инициативе Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия.
Учение
Фортунатова о форме
Казанская лингвистическая школа.
Направление русского языкознания 2-й половины 19 века, представители которого Бодуэн де Куртенэ, Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий работали в Казани в 1875-83. Для школы характерны следующие принципы исследования: строгое разграничение звуков и букв, фонетической и морфологической членимости слова строгое разграничение процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов исторических, совершавшихся на протяжении длительного времени; наблюдения над живыми языками и изучение новых языков, в связи с чем подчеркивается значимость диалектологии.
Он рассматривал язык как психосоциальную сущность, а языкознание как науку психологично-социологической. Многие идеи школы сыграли большую роль в развитии лингвистической мысли: они предвосхитили развитие идей структурной лингвистики, фонологии, морфонологии, типологии языков. Внимание Бодуэна де Куртенэ к индивидуальному языку, к единичному акту коммуникации, утверждение, что сущность языка – в речевой деятельности, в речевом общении людей, дали толчок к развитию психолингвистики. Работы Крушевского по антропофонике легли в основу современной артикуляционной и акустической фонетики.
Определяет фонему и вводит этот термин как фонетически неделимую единицу с точки зрения сравниваемости морфологических частей слова. Фонема – это то, что неделимо при сравнении коррелятивов, что образует само чередование. Позже развивает свою теорию и определяет фонему как представление звука, имеющееся в языковом сознании говорящих, выдвинул понятие факультативных и нулевых фонем, указал на их функциональную значимость.
Говорит о языке как системе и выделяет в ней подсистемы: фонетическую, морфологическую и синтаксическую. Система языка – система историческая, причем с развитием языка системность в нем увеличивается. Исторические изменения в языке совершаются по определенным законам движения, которые составляют динамику языка. Наряду с этим он говорит о законах сочетания звуков в определенный момент существования языка, о законах равновесия, составляющих статику языка. Для К.л.ш. характерен четко выраженный историзм в подходе к языку. В начале 80-х он вместо двучленной предлагает трехчленную систему категорий ( статика – динамика- история). Он четко сформулировал принципы относительной хронологии. При грамматическом рассмотрении языка необходимо соблюдать хронологический принцип, т.е. принцип объективности по отношению к совершающемуся во времени генетическому развитию языка.
Он заложил основы типологической классификации славянских языков по двум структурным признакам: долгота/ краткость гласных и функция ударения. Сформулировал идею социальной дифференциации языков: одним из первых в мировой лингвистике он писал о горизонтальном (т.е. территориальном) и вертикальном (т.е. собственно социальном) членении языка. Писал, что поскольку язык возможен только в человеческом обществе, то кроме психологической стороны мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную.
Ученые
школы большое внимание уделяли
анализу исторической изменчивости
морфологической структуры
Наиболее
плодотворно идеи школы позднее
развились и углублялись учеными
Московской фонологической школы и Пражской
лингвистической школы.
Информация о работе Основные научные школы в изучении русского языка