Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
6. Обратите внимание, что цель большинства законов и правил заключается в следующем:
Большинство законов основывается на традиционных идеалах справедливости, добра и зла (используйте понятия обмана, воровства, вандализма, словесного оскорбления как примеры неправильного поведения). Спросите у школьников, до какого возраста человек считается подростком. (Подросток — это человек в возрасте до 18 лет.) Напишите это определение на доске и попросите учащихся сделать запись в тетради.
Обратите внимание, что отдельные законы и правила существуют только для подростков.
Прокомментируйте некоторые законы и степень ответственности за их нарушения. Например:
Ведущий рассказывает школьникам об ответственности подростков за нарушения, предусмотренные уголовным кодексом РФ (см. информацию для сотрудников правоохранительных органов и учителей).
10. Социальный педагог задает домашнее задание — текст «Посещение дискотеки» — и рассказывает, как его выполнить.
Роль социального педагога:
Ролевая игра:
Разыгрывается сцена — нападение на подростка с целью ограбления (отнимаются деньги и часы). Используются при этом угрозы и физическая расправа.
Карточка № 1
Карточка № 2
Задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок».
Законы представляют собой совокупность правил, которые предназначены защищать права, здоровье и безопасность людей. Законы, как и свод правил поведения в школе, требуют выполнения их и детьми и взрослыми.
Инструкция: обдумайте каждую из приведенных ситуаций и решите, насколько каждое из положений может расцениваться как:
Поставьте соответствующие цифры против каждой из следующих ситуаций:
Дайте ответы на следующие вопросы:
Ситуация 1.
На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алене. Одна из них, Светлана, попросила Виктора пригласить Алену на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но Светлана настаивала. Уступая просьбе Светланы, Виктор пригласил Алену на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать. Все рассмеялись, кроме Виктора.
Ситуация 2.
Один из учеников заботится об электронной игрушке Тамагочи и чувствует себя ответственным за выполнение «игрушечных" просьб. Тамагочи он взял с собой на урок физкультуры и, пока переодевался, положил ее на скамейку. Один из одноклассников схватил игрушку и кинул другому с криком: «Лови! Поиграем в пас!». К сожалению, другой эту игрушку не поймал, и она разбилась.
Ситуация 3.
Один из учащихся пригласил нескольких одноклассников к себе домой посмотреть новый видеофильм. Выбрав момент, он пошел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом, на котором были чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уронил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, мальчик ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась.
Ситуация 4.
Лена с подругами решили пошутить над одноклассником Виктором и написали ему записку от имени девочки, которая ему нравилась. В записке было написано, что она приглашает его на дискотеку, и указывалось место встречи. На месте встречи Виктора поджидали Лена с подругами.
Ситуация 5.
Когда утром ученик 6 класса школы искусств пришел на урок, он увидел, что все его рисунки разорваны и разбросаны по всему классу (они еще накануне были приготовлены учеником для оценки учителем). На доске была надпись: "Рисунки учащихся 6 класса – ненужная мазня, а работы учащихся 7 класса – высший класс".
Домашнее задание. «Посещение дискотеки».
Прочитайте ситуацию, изложенную ниже, и ответьте на вопросы.
Валерия и Тамара решили вечером пойти на дискотеку. Своим родителям девочки сказали, что они идут в гости к своей подруге, поскольку родители запрещали им ходить на дискотеку. Дискотека находилась достаточно далеко от дома девочек и была местом сбора подростков со всего района. Девочки не искали приключений, они просто хотели потанцевать и повеселиться и планировали вернуться домой в 9-10 часов вечера. На дискотеке было много подростков и молодежи. Несколько более взрослых ребят, стоявших поблизости, попытались — в довольно грубой форме — познакомиться. Девочки почувствовали, что от ребят пахнет спиртным, и отказались знакомиться и танцевать. Ребята не отступали. Не желая неприятностей, девочки направились к выходу. Молодые люди последовали за ними, пытались задержать их, обзывали нецензурными словами. Другие подростки, увидев это, решили защитить девочек, помочь им. Обстановка накалялась, началась драка. Милиционеры, находящиеся на дискотеке, вмешались в конфликт, пытаясь прекратить драку. Участники драки оказали сопротивление. Стали кидать в сотрудников правоохранительных органов пустые банки и бутылки, оскорблять, угрожать.
Было вызвано подкрепление, всех участников драки задержали и отвезли в отделение милиции, в том числе Валерию и Тамару. То, что начиналось как невинное развлечение, закончилось в отделении милиции. Родители девочек были вызваны в милицию для того, чтобы забрать своих дочерей.
Ответьте на следующие вопросы:
Приложение 7
Тема: Разрешение конфликтов без насилия
Конфликты могут быть разрешены с помощью действий, не связанных с насилием.
Цель урока:
Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению