Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

    донести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов без насилия.

    Задачи:

  • научить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении;
  • научить адекватному поведению при разрешении конфликтов.

    Ключевые слова: зависимость, последствия, незаконный оборот наркотиков

    Методический материал:

  • рабочий лист «Что может вас рассердить, разозлить?»;
  • плакат «Контролируй себя»;
  • плакат «Разрешение конфликтов».

    Ход урока:

    1. Социальный педагог проверяет домашнее задание, ребята рассказывают, как они закончили рассказ по теме «Просьба о помощи». Ответы комментируются и обсуждаются в месте с учащимися.

    Социальный педагог обращается к предыдущему уроку, на котором учащиеся изучали, как конфликт между людьми, которые знают друг друга, может перейти от оскорблений и угроз к трагедии. На уроке исследуются пути решения различных конфликтов без применения насилия.

    2. Руководитель программы объявляет тему урока. Спрашивает учащихся, что они подразумевают пол словом конфликт. Слушает и комментирует ответы учащихся. Затем обобщаются все ответы по определению конфликта как столкновения мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами. Просит записать это определение в тетрадь.

    Рассказывает случаи из своей милицейской практики о возникновении конфликтов, как они разрешались, к чему привели.

    Указывает, что конфликты нередко возникают между людьми и школьникам придется в своей жизни встречаться с этим. Следует разобраться:

  • в чем суть конфликта
  • найти пути решения, чтобы выйти из него.

    Правильное или неправильное решение этой проблемы влияет на взаимоотношения между людьми, а порой и на судьбу человека.

    Задается вопрос учащимся: «Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?» Ответы могут быть следующими:

  • гнев
  • ощущение крушения надежд
  • конфуз
  • страх
  • обида
  • угнетенное состояние

    Делается вывод, что, в основном, все эти чувства называются эмоциями. Эмоции — это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Учащиеся записывают это понятие в тетрадях.

    3. Проявление эмоций. Учащиеся должны назвать несколько хорошо известных примеров проявления чувств, эмоций. Эти оп деления записываются на доске под заголовком «Парад эмоций". Если учащиеся затрудняются ответить, необходимо составить перечень — «парад эмоций»:

  • гнев
  • ненависть
  • страх
  • счастье
  • обида
  • грусть
  • ревность
  • плохое настроение

    Как проявляются эти эмоции? Приглашаются несколько человек к доске, с тем, чтобы показать, как могут проявляться эти эмоции. Например:

  • изобразить испуг ребенка, к которому пристают подростки
  • передать радость от покупки долгожданного подарка
  • создать образ рассерженного учителя

    Ведущий может предложить и другие ситуации.

    Класс должен проанализировать их действия, изучая «язык тела», жесты, тон голоса, характерные для каждой эмоции. Руководитель объясняет, что некоторые чувства легче показать, а также рассказать о них. Например, мы с легкостью можем изобразить такую эмоцию, как счастье.

    Какие эмоции труднее изобразить?

    Каждый человек когда-нибудь испытал гнев — это нормально, но умению контролировать его и управлять им — этому надо учиться. Если учащимся это удается, то они смогут разрешать конфликты.

    4. Что заставляет меня испытывать раздражение, гнев, агрессию, я должен поступать в этом случае?

    Ведущий обращается к ребятам с просьбой вспомнить ситуацию, когда они испытывали гнев и агрессию (хотелось спорить и драться). Просит ответить на этот вопрос в тетрадях под заголовком « Что заставляет их испытывать гнев, агрессию и как поступать в таких случаях?". Предалает нескольким учащимся поделиться своими ответами с остальными. Спрашивает учащихся, побывавших в одинаковых ситуациях, о том, как они справились с гневом. Класс обсуждает, насколько конструктивны были их действия.

    Ведущий и социальный педагог рассказывают последние случаи, когда они сами испытывали эмоции гнева и как с этим справились.

    5. Умение контролировать свое поведение и эмоции. Ведущий или социальный педагог объясняет учащимся, что для того, чтобы конструктивно вести себя в ситуациях, которые вызывают раздражение, гнев, агрессию, они должны, прежде всего, научиться тому, как копировать свое поведение и эмоции. Успокоиться и не действовать агрессивно.

    Вопрос к классу: «Назовите несколько способов успокоения и контроля своего возможного агрессивного поведения». Используйте плакат: «Контролируй себя» для того, чтобы разобрать с учащимися следующие способы погасить гнев:

  • сосчитай до десяти и обратно
  • глубоко дыши
  • мысленно поговори с собой
  • поговори с другом (обращение к другу), позвони ему по телефону
  • физические нагрузки (езда на велосипеде, спортивная ходьба и др.)
  • послушай музыку или займись другим любимым делом
  • прогуляйся с собакой

    6. Способы разрешения конфликтов. Школьники работают малых группах. Раздайте им рабочие листы «Что может вас рассердить, разозлить?». Социальный педагог объясняет и помогает в выполнении задания. В специально отведенных графах запишите свои ответы на поставленные вопросы.

    Затем необходимо указать, какими способами можно разрешить ваши конфликты, которые вы указали в рабочем листе.

    А. Рекомендации:

    Выберите ситуации, которые раздражают, злят. Затем ответьте на следующие вопросы:

  1. Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуацию?
  2. Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте?
  3. Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?
  4. Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Да или нет. Почему?

    Б. Разыгрывание сцены конфликтной ситуации, выбранной школьниками. Пригласите учащихся разыграть сцену конфликтной ситуации. При этом старайтесь быть спокойными, невозмутимыми, вежливыми. Демонстрируйте уверенное поведение, не используйте агрессивные реакции в своем поведении. Попытайтесь, чтобы решение конфликта было конструктивным для всех сторон. Участвуйте в сценке, поменяйтесь партнерами, ролями, найдите еще одно верное решение конфликта.

    7. Обратите внимание, что взрослые, так же, как и молодые люди, имеют трудности в управлении собой и выражении своего гнева. Социальный педагог и ведущий должны выбрать типичную конфликтную ситуацию, например: учитель вовремя не заканчивает урок и задерживает школьников. Офицер и преподаватель должны использовать все возможные позитивные средства для разрешения конфликта без насилия. Поднимите над головой плакат «Разрешение конфликтов» для просмотра учащимися следующих пунктов:

  • прежде всего, успокойтесь
  • выясните, в чем проблема
  • отнеситесь к другому человеку с уважением
  • внимательно выслушайте точку зрения другого человека и прокомментируйте ее к его удовольствию
  • думайте о возможных решениях проблемы и выберите то, которое будет приятным и справедливым для обоих людей

    Попробуйте осуществить этот план и посмотрите, что из этого выйдет.

    Конфликт: учитель не успевает закончить вовремя урок. Перед следующим уроком, который должен проводить офицер милиции в этой же классной комнате, класс не проветрен, учащиеся топятся у дверей, доска не приведена в порядок. Урок начинается с опозданием. И так повторяется изо дня в день. Назревает конфликт.

      Предложенный сценарий:

    Развивайте ролевую игру, спрашивая:

  • какой выбор есть у офицера?
  • что он может сделать?

    1. Уйти от конфликта — это хорошее решение проблемы? Почему «да» или почему «нет»?

    Это поможет избежать прямой конфронтации, но проблема решается. Гнев и обида могут усилиться.

    2. Нужно встретиться с учителем в подходящее для обсуждения данного вопроса время и совместно найти возможные пути решения проблемы.

    Примеры:

  • Я хотел бы пригласить Вас в школьный бар и поговорить с Вами — за чашкой кофе можно будет обсудить проблему.
  • Я хотел бы поговорить с Вами, чем я могу Вам помочь, чтобы Вы заканчивали урок вовремя

    Используйте плакат «Сохранять спокойствие означает...».

    Школьники обсуждают, как социальный педагог и ведущий выходили из создавшейся ситуации и создавали позитивное дружеское взаимопонимание.

    Сохранять спокойствие означает:

    1. Относиться к другим с уважением

    2. Выслушать точку зрения другого человека до конца.

    3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас

  1. Говорить тихо, не переходить на личности и не оскорблять
  2. Дать другому человеку шанс отступить
  3. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом...
  4. Идти на компромисс
  5. По возможности использовать юмор.

    8. Работа в малых группах. Социальный педагог раздает рабочие листы «Разрешение конфликтов». Школьники работают над заданием педагога помогает им. Сначала нужно ответить на вопросы, а затем составить ролевую игру, показать конфликт и его разрешение.

    Предоставьте достаточно времени учащимся для завершения работы. Вызовите нескольких учащихся разыграть сценку и поделиться с другими, как они смогли разрешить конфликт, какой нашли компромисс?

    Разрешение конфликтов

  1. Прежде всего, контролируйте свой гнев.
  2. Определите, в чем проблема.
  3. Относитесь к другому человеку с уважением.
  4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее.
  5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.
  6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.

    (Можно сделать плакат для демонстрации на уроке)

    Дополните следующие высказывания:

    1. Я чувствую себя уязвленным, когда 

    Я могу преодолеть свою боль, если_____________________

    2. Я бываю расстроенным, когда _________________

    Я легче переношу свое расстройство, если______________

    3. Я подавлен, когда____________________________

    Я могу преодолеть свое настроение следующим способом_______________________________________________________________

Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению