Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
донести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов без насилия.
Задачи:
Ключевые слова: зависимость, последствия, незаконный оборот наркотиков
Методический материал:
Ход урока:
1. Социальный педагог проверяет домашнее задание, ребята рассказывают, как они закончили рассказ по теме «Просьба о помощи». Ответы комментируются и обсуждаются в месте с учащимися.
Социальный педагог обращается к предыдущему уроку, на котором учащиеся изучали, как конфликт между людьми, которые знают друг друга, может перейти от оскорблений и угроз к трагедии. На уроке исследуются пути решения различных конфликтов без применения насилия.
2. Руководитель программы объявляет тему урока. Спрашивает учащихся, что они подразумевают пол словом конфликт. Слушает и комментирует ответы учащихся. Затем обобщаются все ответы по определению конфликта как столкновения мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами. Просит записать это определение в тетрадь.
Рассказывает случаи из своей милицейской практики о возникновении конфликтов, как они разрешались, к чему привели.
Указывает, что конфликты нередко возникают между людьми и школьникам придется в своей жизни встречаться с этим. Следует разобраться:
Правильное или неправильное решение этой проблемы влияет на взаимоотношения между людьми, а порой и на судьбу человека.
Задается вопрос учащимся: «Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?» Ответы могут быть следующими:
Делается вывод, что, в основном, все эти чувства называются эмоциями. Эмоции — это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Учащиеся записывают это понятие в тетрадях.
3. Проявление эмоций. Учащиеся должны назвать несколько хорошо известных примеров проявления чувств, эмоций. Эти оп деления записываются на доске под заголовком «Парад эмоций". Если учащиеся затрудняются ответить, необходимо составить перечень — «парад эмоций»:
Как проявляются эти эмоции? Приглашаются несколько человек к доске, с тем, чтобы показать, как могут проявляться эти эмоции. Например:
Ведущий может предложить и другие ситуации.
Класс должен проанализировать их действия, изучая «язык тела», жесты, тон голоса, характерные для каждой эмоции. Руководитель объясняет, что некоторые чувства легче показать, а также рассказать о них. Например, мы с легкостью можем изобразить такую эмоцию, как счастье.
Какие эмоции труднее изобразить?
Каждый человек когда-нибудь испытал гнев — это нормально, но умению контролировать его и управлять им — этому надо учиться. Если учащимся это удается, то они смогут разрешать конфликты.
4. Что заставляет меня испытывать раздражение, гнев, агрессию, я должен поступать в этом случае?
Ведущий обращается к ребятам с просьбой вспомнить ситуацию, когда они испытывали гнев и агрессию (хотелось спорить и драться). Просит ответить на этот вопрос в тетрадях под заголовком « Что заставляет их испытывать гнев, агрессию и как поступать в таких случаях?". Предалает нескольким учащимся поделиться своими ответами с остальными. Спрашивает учащихся, побывавших в одинаковых ситуациях, о том, как они справились с гневом. Класс обсуждает, насколько конструктивны были их действия.
Ведущий и социальный педагог рассказывают последние случаи, когда они сами испытывали эмоции гнева и как с этим справились.
5. Умение контролировать свое поведение и эмоции. Ведущий или социальный педагог объясняет учащимся, что для того, чтобы конструктивно вести себя в ситуациях, которые вызывают раздражение, гнев, агрессию, они должны, прежде всего, научиться тому, как копировать свое поведение и эмоции. Успокоиться и не действовать агрессивно.
Вопрос к классу: «Назовите несколько способов успокоения и контроля своего возможного агрессивного поведения». Используйте плакат: «Контролируй себя» для того, чтобы разобрать с учащимися следующие способы погасить гнев:
6. Способы разрешения конфликтов. Школьники работают малых группах. Раздайте им рабочие листы «Что может вас рассердить, разозлить?». Социальный педагог объясняет и помогает в выполнении задания. В специально отведенных графах запишите свои ответы на поставленные вопросы.
Затем необходимо указать, какими способами можно разрешить ваши конфликты, которые вы указали в рабочем листе.
А. Рекомендации:
Выберите ситуации, которые раздражают, злят. Затем ответьте на следующие вопросы:
Б. Разыгрывание сцены конфликтной ситуации, выбранной школьниками. Пригласите учащихся разыграть сцену конфликтной ситуации. При этом старайтесь быть спокойными, невозмутимыми, вежливыми. Демонстрируйте уверенное поведение, не используйте агрессивные реакции в своем поведении. Попытайтесь, чтобы решение конфликта было конструктивным для всех сторон. Участвуйте в сценке, поменяйтесь партнерами, ролями, найдите еще одно верное решение конфликта.
7. Обратите внимание, что взрослые, так же, как и молодые люди, имеют трудности в управлении собой и выражении своего гнева. Социальный педагог и ведущий должны выбрать типичную конфликтную ситуацию, например: учитель вовремя не заканчивает урок и задерживает школьников. Офицер и преподаватель должны использовать все возможные позитивные средства для разрешения конфликта без насилия. Поднимите над головой плакат «Разрешение конфликтов» для просмотра учащимися следующих пунктов:
Попробуйте осуществить этот план и посмотрите, что из этого выйдет.
Конфликт: учитель не успевает закончить вовремя урок. Перед следующим уроком, который должен проводить офицер милиции в этой же классной комнате, класс не проветрен, учащиеся топятся у дверей, доска не приведена в порядок. Урок начинается с опозданием. И так повторяется изо дня в день. Назревает конфликт.
Предложенный сценарий:
Развивайте ролевую игру, спрашивая:
1. Уйти от конфликта — это хорошее решение проблемы? Почему «да» или почему «нет»?
Это поможет избежать прямой конфронтации, но проблема решается. Гнев и обида могут усилиться.
2. Нужно встретиться с учителем в подходящее для обсуждения данного вопроса время и совместно найти возможные пути решения проблемы.
Примеры:
Используйте плакат «Сохранять спокойствие означает...».
Школьники обсуждают, как социальный педагог и ведущий выходили из создавшейся ситуации и создавали позитивное дружеское взаимопонимание.
Сохранять спокойствие означает:
1. Относиться к другим с уважением
2. Выслушать точку зрения другого человека до конца.
3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
8. Работа в малых группах. Социальный педагог раздает рабочие листы «Разрешение конфликтов». Школьники работают над заданием педагога помогает им. Сначала нужно ответить на вопросы, а затем составить ролевую игру, показать конфликт и его разрешение.
Предоставьте достаточно времени учащимся для завершения работы. Вызовите нескольких учащихся разыграть сценку и поделиться с другими, как они смогли разрешить конфликт, какой нашли компромисс?
Разрешение конфликтов
(Можно сделать плакат для демонстрации на уроке)
Дополните следующие высказывания:
1. Я чувствую себя уязвленным, когда
Я могу преодолеть свою боль, если_____________________
2. Я бываю расстроенным, когда _________________
Я легче переношу свое расстройство, если______________
3.
Я подавлен, когда_________________________
Я
могу преодолеть свое настроение следующим
способом______________________
Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению