Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

    4.Я испуган, когда______________________________________________

    Я могут преодолеть свой испуг, если_______________________________

    5.Я бываю рассержен, когда______________________________________

    Я могу руководить этим чувством (как? или когда?)__________________

    Контролируй себя

  1. Сосчитайте до 10 и обратно
  2. Дышите глубоко
  3. Обговорите проблему с друзьями или с самим собой (например, напишите на листе бумаги о том, что вас волнует),
  4. Позвоните знакомым или друзьям
  5. Займитесь спортом, например, ездой на велосипеде
  6. Послушайте любимую музыку
  7. Займитесь любимым делом
  8. Почитайте книгу
  9. В конце концов выгуляйте свою любимую собаку

     (Можно сделать плакат и демонстрировать на уроках)

    Рабочий лист

    А. Что может вас рассердить, разозлить? (допишите)

    Дома     В школе
1. Когда члены моей семьи без моего ведома берут мои вещи 1. Когда друзья сплетничают обо мне
2. ______________________________

______________________________

2. ______________________________

________________________________

3. ______________________________

____________________________

3. ______________________________

________________________________

4. ______________________________

________________________________

4. ______________________________

____________________________

5.___________________________

____________________________

5.___________________________

____________________________

    Б. Как вы себя ведете, когда рассержены?

    1. Я обычно кричу, ругаюсь

    2.___________________________________

    3.___________________________________

    4. __________________________________

    5. __________________________________

    В. Как вы обычно реагируете, когда вы рассержены, какова ваша реакция, мимика, жесты и т.д.?

    1. Мои мускулы напрягаются, кулаки сжимаются…

    2. _________________________________________

    3. _________________________________________

    4.__________________________________________

    5. __________________________________________ 

    9. Руководитель подводит итоги урока. Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:

  • управлять чувством гнева;
  • относиться друг к другу с уважением;
  • слушать точку зрения другого человека;
  • разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.

    Роль социального педагога

  • Попросить нескольких учащихся прочитать окончание рассказа «Просьба о помощи». Выяснить у них, какой вывод они сделали.
  • Принимать участие вместе с ведущим в представлении ролевой игры, продемонстрировать, как надо разрешать конфликт, например в случае, когда учитель не вовремя заканчивает урок.
  • Помогать школьникам в выполнении заданий на уроке.
 
 

 

     Приложение 8

    Анкета «Насилие и дети»

    1. Ваш пол:    □ мужской

                                 □ женский

  1. Возраст
  2. Состав вашей семьи:

    4. Допускал ли кто-нибудь по отношению вас насилие?

  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

    5. Какого рода насилие вы испытали по отношению к себе?

    □ физическое

  • эмоциональное
  • сексуальное

    6. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?

    □ да  

    □ физическое

  • эмоциональное
  • сексуальное

    □ нет

    7. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от учителей?

    □ да:

    □ физическое

    □эмоциональное

    □ нет

    8. Испытали ли вы по отношению к себе насилие дома?

    □ да

    □ физическое

  • эмоциональное
  • сексуальное

    □ нет

    9. Пытались ли вы защитить себя?

  • да
  • нет
  • пытался

    10. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами?

  • друзьям
  • родителям
  • учителю
  • брату или сестре
  • психологу в школе
  • медицинскому работнику школы
  • никому
  • затрудняюсь ответить

 

     Приложение 9

    Уважаемые папы и мамы!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

    Запомните эти простые правила, которые  пригодятся в нашей непростой  жизни:

    1. Обсудите с подростком вопрос  о помощи различных служб в  ситуации, сопряженной с риском для жизни.

    2. Проговорите с ним те номера  телефонов, которыми он должен  воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

    3. Дайте ему ваши рабочие номера  телефонов, а также номера телефонов  людей, которым вы доверяете.

    4. Воспитывайте в подростке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

    5. Каждую трудную ситуацию не  оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

    6. Обсуждайте с подростком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

    7. Не иронизируйте над подростком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

    8. Если проблемы связаны только  с тем, что ваш ребенок слаб  физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

    9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

    10. Не опаздывайте с ответами  на вопросы вашего ребенка  по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

    11. Постарайтесь сделать так, чтобы  ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

    12. Учите подростка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"

    13. Если ваш ребенок подвергся  сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил  нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.

    14. Не обсуждайте при подростке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

    15. Не формируйте у своего ребенка  комплекс вины за случившееся.

    16. Не позволяйте другим людям  выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

    17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

    18. Если в этом есть необходимость,  пройдите вместе с ним курс  психологической реабилитации.

    19. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

    20. Ни в коем случае не оставляйте  нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

    21. Не идите на компромиссы со  своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

    Для того чтобы предупредить подростковую агрессивность:

    1. Постарайтесь сохранить в своей  семье атмосферу открытости и  доверия.

    2. Не давайте своему ребенку  нереальных обещаний, не вселяйте  в его душу несбыточных надежд.

    3. Не ставьте своему ребенку  каких бы то ни было условий.

    4. Будьте тактичны в проявлении  мер воздействия на ребенка.

    5. Не наказывайте своего ребенка  за то, что позволяете делать  себе.

    6. Не изменяйте своих требований  по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

    7. Не шантажируйте ребенка своими  отношениями друг с другом.

    8. Не бойтесь поделиться с ребенком  своими чувствами и слабостями.

    9. Не ставьте свои отношения  с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

    10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

    Для преодоления детской агрессии в  своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 10

    Тема: «Подростковая преступность»

    (правовая  беседа-диалог)

    Цель: воспитание правовой грамотности учащихся, гражданско-патриотических качеств личности подростка.

    Ход классного часа.

    О чем говорят эти факты?

    По  мнению председателя комитета Госдумы  по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, беспризорных детей в России, по различным оценкам, от 100 тысяч до 4 миллионов. По официальной статистике, 16 тысяч детей школьного возраста вообще не посещают школу, 50 тысяч ежегодно убегают из дома. Несовершеннолетние составляют большинство потребителей наркотиков. Анализ деятельности Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при УВД Волгоградской области в период с 1993 по 2000 год выявил, что в среднем в год изолятор временного содержания (ИВС) посещают более 400 подростков в возрасте от 14 до 16 лет.

Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению