Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
Однажды я заметила, что отчим пришел домой пьяный. Стала замечать, что от него пахнет спиртным. В эти дни мама переставала с ним разговаривать. Они ругались, но тихо, чтобы я не слышала.
А потом все стало хуже. Они уже ругались, не таясь, кричали, обзывали друг друга. Больше всего доставалось моей маме. Я решила по -говорить с ней, зачем ей нужен такой человек. На что она ответила: *Ты еще маленькая. Ничего не понимаешь. Он исправится».
А потом он поднял руку на маму. И это моя мама опять стерпела. Он кричал, что содержит не только маму, но и ее «хвост» — это, оказывается, меня.
Мне не хочется идти домой. Я не узнаю своей мамы. Она так изменилась. Что делать? Кто может помочь моей маме? Разве это жизнь? Порой мне самой не хочется жить на этом свете.
Наташа.
Ведущему или учителю заранее к этому уроку подготовить необходимое количество экземпляров письма. Ребята работают в малых группах над следующими вопросами:
Один из учеников записывает на доске варианты ответов на поставленные вопросы, ребята из других групп дополняют и комментируют свои ответы. Ведущий помогает это сделать.
«Мозговой штурм» анализа предложенного письма предусматривает: вспомнить пройденный на предыдущем занятии материал, выявить и определить виды насилия и формы поведения в данной ситуации.
9. Насилие и уважение. Переходя к этой теме, задайте наводящие вопросы школьникам: «Кто считает, что по отношению к нему было проявлено насилие?», «Как вы хотите, чтобы к вам относились?». Ребята вновь работают в малых группах. Учащиеся должны определить, что такое уважение, и составить список данных понятий. Составление перечня нужно сопоставить с видами насилия. Например:
Виды насилия и как они проявляются
(один из вариантов ответа)
Физическое | Психическое | Эмоциональное | Экономическое | Сексуальное |
Ударить
Избить Толкнуть Таскать за волосы |
Оказывать давление
Унижать Угрожать Порча принадлежащих вещей |
Грубые крики
Оскорбления Унижение чувства собственного достоинства Постоянная критика |
Не давать денег
Контролировать, сколько и на что тратишь Лишать собственных денег Ограничивать во всем (экономическое давление) |
Изнасилование
Принуждение к сексуальным отношениям Пошлые домогательства Вульгарные выражения, высказывания, жесты и мимика |
Этот список можно продолжить
10. Ответственность за насилие и закон. Эту часть занятия проводит ведущий. Он говорит о том, что существует ответственность за проявленное насилие по отношению к другому человеку. В Уголовном кодексе РФ существуют законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или причинение тяжкого вреда; оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета — распространение заведомо ложных фактов; причинение вреда здоровью (ст. 116,119,130,129,111,112,115 уголовного кодекса РФ).
Человек
может обратиться за помощью. Возникает
вопрос, к кому, куда и когда. Помните,
вы не одиноки. В критической ситуации
звоните по телефону доверия, обращайтесь
в милицию и вам подскажут, что делать,
куда обратиться. Вы можете воспользоваться
помощью человека, которому доверяете
(родственники, друзья, учитель или психолог
школы). Можно обратиться в специальные
центры: социальной помощи семье и детям,
социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних, психолого-медико-
11. Подводятся итоги урока.
Уважительное отношение означает:
Этот список можно
продолжить.
Насилие – уважение
Насилие | Уважение |
Физическое
Эмоциональное Экономическое |
Не бить, не толкать
и др.
Не кричать, не оскорблять и др. Не следить за каждым истраченным рублем, давать хоть немного карманных денег и др. Не приставать с сексуальными домогательствами, быть вежливыми, добрыми, нежными и др. |
Этот список можно продолжить.
12.
Социальный педагог собирает у школьников
домашнее задание «Почему я не буду употреблять
наркотики».
Приложение 6
Тема: Наркотики, насилие и закон
Цель урока:
Дать информацию подросткам о государственных законах и правилах поведения в школе. Донести до учащихся, что законы и правила служат обеспечению личной безопасности и безопасности общества в целом, что знания об ответственности за совершенное помогут подросткам отказаться от вредных привычек, привьют чувство самосохранения, дадут возможность вести здоровый образ жизни во имя благополучного будущего.
Задачи:
Методический материал :
Ход урока
3. Напишите на классной доске термин «жертва» и вместе с учащимися дайте определение: человек, который страдает от нанесенного ему ущерба или морального вреда. Понятие «жертва» учащиеся должны записать у себя в тетради. Затем на доске напишите термин «насилие»- и определите его разрушительный смысл. Обратите внимание, что насилие может включать как вербальные воздействия (дразнилки, оскорбительные клички, насмешки, угрозы), так и невербальные (жесты, пристальный взгляд, применение физической силы).
4. Продолжайте ролевую игру. Далее школьники работают в малых группах. Группам раздаются карточки со следующими вопросами (ответы обсуждаются с классом):
5. Объясните, что цель этого урока — обсудить необходимость принятия законов и правил поведения. Их выполнение обеспечивает личную безопасность и общественную.
Напишите слово «закон» на доске и попросите учащихся в малых группах дать ответы на следующие вопросы:
Определите закон как набор правил, которые устанавливаются, чтобы сохранить человеческое здоровье, безопасность, индивидуальные свободы и поддержать установленную государственную систему. Попросите учащихся записать это понятие в тетрадях.
Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению