Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

    Однажды я заметила, что отчим пришел домой пьяный. Стала замечать, что от него пахнет спиртным. В эти дни мама переставала с ним разговаривать. Они ругались, но тихо, чтобы я не слышала.

    А потом все стало хуже. Они уже ругались, не таясь, кричали, обзывали друг друга. Больше всего доставалось моей маме. Я решила по -говорить с ней, зачем ей нужен такой человек. На что она ответила: *Ты еще маленькая. Ничего не понимаешь. Он исправится».

    А потом он поднял руку на маму. И это моя мама опять стерпела. Он кричал, что содержит не только маму, но и ее «хвост» — это, оказывается, меня.

    Мне не хочется идти домой. Я не узнаю своей мамы. Она так изменилась. Что делать? Кто может помочь моей маме? Разве это жизнь? Порой мне самой не хочется жить на этом свете.

    Наташа.

    Ведущему или учителю заранее к этому уроку подготовить необходимое количество экземпляров письма. Ребята работают в малых группах над следующими вопросами:

  • кто является жертвой насилия, а кто свидетелем?
  • какие виды насилия произошли?
  • какие виды и этапы насилия были реализованы?
  • каков может быть исход данной ситуации для мамы, для девочки?
  • что делать в данной ситуации, к кому обратиться за помощью?

    Один из учеников записывает на доске варианты ответов на поставленные вопросы, ребята из других групп дополняют и комментируют свои ответы. Ведущий помогает это сделать.

    «Мозговой штурм» анализа предложенного письма предусматривает: вспомнить пройденный на предыдущем занятии материал, выявить и определить виды насилия и формы поведения в данной ситуации.

    9. Насилие и уважение. Переходя к этой теме, задайте наводящие вопросы школьникам: «Кто считает, что по отношению к нему было проявлено насилие?», «Как вы хотите, чтобы к вам относились?». Ребята вновь работают в малых группах. Учащиеся должны определить, что такое уважение, и составить список данных понятий. Составление перечня нужно сопоставить с видами насилия. Например:

  • физическое насилие — не толкать, не бить, не хватать за рукава и волосы, не щипать и т. д.
  • эмоциональное – …
  • вербальное насилие - …
  • сексуальное насилие - …

    Виды насилия и как они проявляются

    (один из вариантов ответа)

Физическое Психическое Эмоциональное Экономическое Сексуальное
Ударить

Избить

Толкнуть

Таскать

за волосы

Оказывать давление

Унижать

Угрожать

Порча принадлежащих вещей

Грубые крики

Оскорбления

Унижение  чувства собственного достоинства

Постоянная  критика

Не давать денег

Контролировать, сколько и на что тратишь

Лишать  собственных денег

Ограничивать  во всем (экономическое давление)

Изнасилование

Принуждение к сексуальным отношениям

Пошлые  домогательства

Вульгарные выражения, высказывания, жесты и мимика

    Этот список можно продолжить

    10. Ответственность за насилие и закон. Эту часть занятия проводит ведущий. Он говорит о том, что существует ответственность за проявленное насилие по отношению к другому человеку. В Уголовном кодексе РФ существуют законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или причинение тяжкого вреда; оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета — распространение заведомо ложных фактов; причинение вреда здоровью (ст. 116,119,130,129,111,112,115 уголовного кодекса РФ).

    Человек может обратиться за помощью. Возникает вопрос, к кому, куда и когда. Помните, вы не одиноки. В критической ситуации звоните по телефону доверия, обращайтесь в милицию и вам подскажут, что делать, куда обратиться. Вы можете воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родственники, друзья, учитель или психолог школы). Можно обратиться в специальные центры: социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, психолого-медико-педагогический, в комиссию по делам несовершеннолетних, в приют для детей. Телефоны этих учреждений вы можете получить через справочную телефонной станции. Вам будет оказана помощь.

    11. Подводятся итоги урока.

  • Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу. Если к вам проявляют насилие, помните, вы не одиноки и вам помогут

    Уважительное отношение означает:

  • не оскорблять
  • не толкать
  • не бить
  • говорить уважительно 
  • пытаться понять другого 
  • быть милосердным
  • быть приятным в общении
  • уметь слушать
  • не перебивать при разговоре
  • заботиться о родных, друзьях

    Этот список можно продолжить. 
 

    Насилие – уважение

Насилие Уважение
Физическое

Эмоциональное

Экономическое

Не бить, не толкать и др.

Не кричать, не оскорблять и др.

Не следить за каждым

истраченным рублем,

давать хоть немного карманных

денег и др.

Не приставать с сексуальными

домогательствами,

быть вежливыми, добрыми,

нежными и др.

    Этот список можно продолжить.

    12. Социальный педагог собирает у школьников домашнее задание «Почему я не буду употреблять наркотики». 

 

     Приложение 6

    Тема: Наркотики, насилие и закон

    Цель урока:

    Дать информацию подросткам о государственных законах и правилах поведения в школе. Донести до учащихся, что законы и правила служат обеспечению личной безопасности и безопасности общества в целом, что знания об ответственности за совершенное помогут подросткам отказаться от вредных привычек, привьют чувство самосохранения, дадут возможность вести здоровый образ жизни во имя благополучного будущего.

    Задачи:

  • раскрыть состояние жертвы, испытывающей насилие дать понятие о необходимости принятия законов и их исполнения
  • уметь распознавать преступление, правонарушение, проступок
  • значение алкоголя и наркотиков в совершении правонарушений и преступлений
  • выполнение законов и правил поведения помогают сохранению здоровья и безопасности человека

    Методический материал :

  • ролевая игра
  • карточки с вопросами к ролевой игре
  • карточки с вопросами о законе
  • задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок»
  • устав школы (поведение учащихся в школе) 
  • домашнее задание «Посещение дискотеки»

    Ход урока

  1. Ведущий объявляет тему занятия. Социальный педагог проводит обзор выполнения домашнего задания на тему «Я не буду употреблять наркотики, потому что...». Подводит общий итог и зачитывает наиболее интересные и значимые ответы.
  2. Ролевая игра. Ведущий выбирает учащегося, который поможет ему в ролевой игре. Руководитель программы играет роль школьника, который требует отдать часы, деньги и т.д. у выбранного ученика, при этом всячески угрожая ему. Спросите у класса, были ли у них такие ситуации, знают ли они о подобных случаях. Затем спросите учащегося, который помогал вам в ролевой игре, как он себя чувствовал, когда ему угрожали, и что может чувствовать человек в подобной ситуации. Узнайте у школьников, которые были в такой ситуации или слышали от своих товарищей, что они пережили, что чувствовали при этом. Вызовите одного ученика к доске и вместе с классом составьте список их ответов, например:
  • напуган
  • рассержен
  • напряжен
  • обижен
  • беспомощен
  • ощущал себя жертвой и др.

    3. Напишите на классной доске термин «жертва» и вместе с учащимися дайте определение: человек, который страдает от нанесенного ему ущерба или морального вреда. Понятие «жертва» учащиеся должны записать у себя в тетради. Затем на доске напишите термин «насилие»- и определите его разрушительный смысл. Обратите внимание, что насилие может включать как вербальные воздействия (дразнилки, оскорбительные клички, насмешки, угрозы), так и невербальные (жесты, пристальный взгляд, применение физической силы).

    4. Продолжайте ролевую игру. Далее школьники работают в малых группах. Группам раздаются карточки со следующими вопросами (ответы обсуждаются с классом):

  • Как называется действие, когда кто-то требует деньги, угрожая физическим насилием? (Разбой.)
  • Был ли это акт насилия? Да.
  • Какой ущерб нанесен личности учащегося (физический-психический, эмоциональный, материальный)? Объясните подробно.
  • Было ли это преступление? (Да, это было серьезное нарушение закона. Нападавший может быть привлечен к уголовной ответственности. Если ему еще нет 14 лет, могут привлекаться к ответственности его родители. Определите преступление как действие, нарушающее закон, которое запрещено законом и за которое человек может понести наказание.) Учащиеся должны записать это в тетради.
  • Часто ли подобное совершают подростки? Да, в подростковой среде такие действия встречаются. С наибольшей частотой такие ситуации возникают под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Наркотики и алкоголь способствуют совершению противоправных действий. Ведущий может привести примеры из своей практики.

    5. Объясните, что цель этого урока — обсудить необходимость принятия законов и правил поведения. Их выполнение обеспечивает личную безопасность и общественную.

    Напишите слово «закон» на доске и попросите учащихся в малых группах дать ответы на следующие вопросы:

  • что такое закон? (Законы — это правила поведения, установленные законодательными органами и контролируемые санкционированными на это чиновниками)
  • почему мы принимаем законы? (Без законов и правил в обществе будут царить анархия, беспорядок, под угрозой будет личная и общественная безопасность)
  • правила поведения — это то же, что и законы? (Правила принимаются в интересах человека и служат гарантом личной и общественной безопасности, например, правила поведения на воде, в горах, в школе и др.)
  • кто пишет законы? (Законодательные органы федерального, регионального, местного значения)
  • что такое свод законов и правил? (Это любые законы и правила, предполагающие их безусловное выполнение)

    Определите закон как набор правил, которые устанавливаются, чтобы сохранить человеческое здоровье, безопасность, индивидуальные свободы и поддержать установленную государственную систему. Попросите учащихся записать это понятие в тетрадях.

Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению