Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
Опыт Долговой А.И.
В данной статье Долгова А.И. на примере подростков выделяет насильственный и корыстный типы деформации личности. При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.
Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание. + мнение
Опыт Кузнецовой Н.Ф.
В данной статье Н.Ф.Кузнецова говорит об опросе, цель которого выявление мотивации законопослушания взрослых людей (1984).Проанализировав полученные данные опроса получились следующие результаты: среди опрошенных 52,3 % отметили свою убежденность в полезности законов и порядка; 27,4 % - привычку соблюдать законы. Единичные ответы (от 4 до 1,5 %) - влияние примера других, страх утраты доверия окружающих, личный расчет, желание избежать осуждения. Только 0,9 % респондентов в качестве мотива законопослушного поведения отметили страх наказания. У молодых людей страх наказания более выражен: его назвали 7 % опрошенных. Однако в целом страх наказания не препятствует совершению преступления. По данным исследования 2 тыс. заключенных лишь 4 % респондентов в момент совершения преступления задумывались о последующем наказании. Данные исследования показывают, что у преступников законопослушание в 5 -9 раз ниже, чем у нормальных людей. +мнение
Таким
образом, можно сделать вывод, что мотивация
выполнения правил или их нарушения может
быть самой разнообразной. Отдельными
мотивами, побуждающими к противоправным
действиям, могут быть: стремление немедленно
получить удовольствие, стремление самоутвердиться,
стремление к комфорту или высокому социальному
статусу, оппозиционное поведение (внутреннее
стремление нарушать запреты), поведенческие
стереотипы (опыт пребывания в криминальной
среде), агрессия и садистические наклонности,
следование социальным стереотипам и
традициям, потребность чувствовать принадлежность
к группе и получать ее одобрение, скука,
стремление к риску и острым ощущениям,
фрустрация, необходимость вынужденной
защиты, альтруизм (правонарушение ради
других людей или высокой цели).
В теоретической части данного исследования были рассмотрены проблемы формирования основ межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению.
Были выделены особенности отклоняющегося поведения: несоответствие нормам общества, вызывание негативной оценки окружающих, нанесение вреда личности. Делинквентное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности, рассматриваться в пределах медицинской нормы; имеет социальную дезадаптацию, индивидуальное своеобразие.
Была представлена биологическая трактовка природы и причин этого поведения: культурологические, теория конфликта между влечениями и ограничениями активности ребенка, социальная аномалия (отклонение рассматривается как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой).
Проанализировав практический опыт педагогов (А.И. Долговой, Е.Г. Горбатовской, В.А. Шумилкина) было отмечено, что выделяют несколько типов подростков, склонных к делинквентному поведению:
-
последовательно –
-
ситуативно – криминогенная
- ситуативный тип.
Делинквентное поведение имеет свои особенности, из которых можно сделать вывод, что неблагоприятные ситуации влекут за собой противоправные действия: наказания, влияние отца на ребенка, травмы, недостаточная требовательность родителей, ранние любовные отношения, конфликты. Используя агрессию, ребенок управляет окружающими. Стержнем и показателем формирования основ межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению, является отношение к людям, сверстникам, к самому себе.
При
систематической работе, направленной
на предупреждение делинквентного поведения,
у подростка формируются основы отношения
к сверстникам, взрослым и самому себе.
Проводимое мною экспериментальное исследование включало несколько этапов.
1
этап – констатирующий
1. Диагностика «Мотивационная готовности к риску» (Столяренко Л.Д., 1989).
Данная методика направлена на выяснение степени готовности подростка к риску: выявляется среднее значение уровня готовности к риску, мотивация избегания неудач.
2. Методика «Как поступить» (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Л. Карлунович, 1998).
Данная методика предполагала изучение отношение подростков к нравственным нормам, определяющим принципиальность личности. Методика «Как поступить» предполагала цикл вопросов, на которые должен ответить подросток. Подсчитывалось количество баллов по выполненным заданиям, и определялся средний уровень нравственной нормы. Затем по результатам качественного анализа определялся общий уровень.
На первом этапе исследования проведение констатирующего эксперимента позволило получить следующие результаты.
Результаты изучения межличностных отношений у подростков, склонных делинквентному поведению с помощью диагностики мотивационной склонности к риску (см. приложение 2) позволили выделить следующие:
- Все подростки – 100% обследованных – знают и систематизируют знания о степени риска.
- 2 человека (Саша Ч., Вера Т.) – 20 % - имеют хорошо сформированные знания о степени готовности совершать действия (высокий уровень).
- 2 человека (Полина С., Артем С.) - 20 % - показали не достаточный (средний) уровень сформированности представлений.
- 6 человек (Вика Ш, Вика Л., Коля Н., Марина К., Андрей В., Эльдар А.) – 60 % не могут адекватно проследить все стадии склонности к риску (низкий уровень сформированности понятий о риске). Степень ориентированности в области сформированности мотивации избегания склонности к риску отражена в приложении 2.
В методике «Как поступить» (см. приложение 1,3) были выявлены группы детей с различными уровнями сформированности нравственной нормы. В процессе анализа полученных результатов по данной методике было установлено следующее.
Высокий уровень ценностей нравственной нормы показали 2 человека (Саша Ч., Вера Т.) – 20 % от числа обследованных;
средний уровень – 3 человека (Полина С., Артем С., Эльдар А.) – 30 % от числа обследованных;
низкий уровень сформированности нравственных норм показали 50 % - 5 человек (Вика Ш., Вика Л., Коля Н., Марина К., Андрей В.) .
Для подростков, показавших высокий уровень сформированности нравственных норм, были характеры высокие оценки значимости нравственных норм, эти подростки проявляли высокий уровень нравственных норм.
Для детей, показавших средний уровень, сформированность нравственных норм выражалось значительно; подростки легко выполняют задания.
Для детей, показавших низкий уровень сформированности нравственных норм, было характерно некоторое пренебрежение к нравственным нормам. Подростки не охотно выполняли задания тяготились ими.
Таким образом, можно отметить, что большинство детей имеет среднюю и высокую выраженность сформированность нравственных норм в межличностных отношениях.
После анализа результатов по каждой методике были проанализированы все полученные данные и определен общий уровень межличностных отношений подростков, склонных к делинквентному поведению (см. приложение 4).
В целом, результаты исследования показали, что на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности межличностных отношений показали 2 человека (Саша Ч., Вера Т.), т.е. – 20 % от всех обследованных подростков, средний уровень 3 человека (Полина С., Артем С., Эльдар А.) – 30 % от всех обследованных подростков; низкий уровень показали 5 человек (Вика Ш., Вика Л., Коля Н., Марина К., Андрей В.) – 50%.
Графически данное распределение показателей сформированности межличностных отношений у подростков можно представить в диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели сформированности межличностных отношений у подростков.
Таким образом, можно констатировать, что в начале исследования обследованной группы преобладал низкий уровень сформированности межличностных отношений.
Вторым этапом исследования являлся формирующий эксперимент.
Целью формирующего эксперимента стало: повысить уровень информированности подростков по проблеме правонарушений, выработать и развить навыки социальных норм и ценностей.
Нами были проведены занятия и классные часы, а так же была подготовлена информационная памятка родителям.. Система мероприятий проводилась с 10 учащимися МОУ СОШ № 49 Краснооктябрьского района г. Волгограда в возрасте 13-16 лет. Цикл мероприятий проводился с ноября 2009 по февраль 2010 года. Они были направлены на профилактику делинквентного поведения у подростков.
Предупреждение делинквентного поведения в МОУ СОШ №49 включало в себя следующие принципы:
1.Комплетность
– согласованное
2.Определение целей, задач, средств предупреждения делинквентного поведения с учетом возраста.
3. Ценностная ориентация предупреждения делинквентного поведения в образовательном учреждении
4.Сочетание различных направлений предупреждения делинквентного поведения:
- формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор образа жизни.
-
формирование системы
В ходе формирующего эксперимента были решены следующие задачи:
Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению