Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью исследования явился анализ социально-психологических особенностей семейного неблагополучия.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать современные представления и теории социально-психологического паритета взаимных интересов и предпочтений в браке.
2. Проанализировать различные основополагающие особенности формирования конфликтных ситуаций в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН, СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШНИЙ В БРАКЕ...................................................7
1.1.Межличностные отношения в браке и социально-психологические источники супружеских конфликтных ситуаций.............................................7
1.2.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Контингент, цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой. 35
2.2.2. Методика PARi Шеффер и Белла 37
2.3. Результаты и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН, СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШНИЙ В БРАКЕ.........................
1.1.Межличностные отношения в браке и социально-психологические источники супружеских конфликтных ситуаций......................
1.2.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака.8
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ4
2.1. Контингент, цель и задачи исследования4
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой. 35
2.2.2. Методика PARi Шеффер и Белла 37
2.3. Результаты и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Уже стало привычным называть уходящий XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С начала нашего века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью. Прежде всего - это массовое включение женщин в производство. Женщина вышла из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую, общественную жизнь. Экономическая самостоятельность женщины подорвала традиционный авторитет мужчины как кормильца семьи. Не меньшее значение имеет и социальное равенство полов. Оно означает не только право женщины на труд, образование, социальное обеспечение, участие в общественно-политической жизни. Это и равенство в семье, закрепленное конституциями прогрессивных стран мира, в том числе и российской. До недавнего времени, как известно, мужчина почти никогда не рассматривался в общественных науках с позиций пола, все, что вырабатывалось теоретической и практической наукой, применительно к мужчине, считалось без дальнейших оговорок за общечеловеческую норму.
Демократизация общественной жизни проявилась также в важном нововведении - свободе расторжения брака. В нашей стране в 1967г. была облегчена и упрощена бракоразводная процедура, позволившая многим формально существовавшим семьям расторгнуть изжившие себя отношения, а с 1996г. в России узаконена процедура оформления брачного контракта.
Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось «женской темой», не заслуживающей серьезного внимания. Современный человек (без «поправки» на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не хочет мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.
В силу объективных причин сегодня размыт консервативный стереотип восприятия женщины, ее предназначения. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни, и одновременно обнажились и стали в центре общественного внимания такие явления и проблемы, как кризис семьи, девальвация чувств материнства на социальном и индивидуальном уровнях. Достоянием гласности сегодня стали такие явления как алкоголизм и наркомания не только мужчин, но женщин, проституция, мужское и женское одиночество и беспризорные дети. В условиях перестройки и расширения демократии в нашей стране резко обозначились такие проблемы межличностных отношений, как противоречия между равноправием женщины и возможностями его реализации, между требованиями общественного прогресса и отсталыми взглядами на место женщины в семье, между функциями полноправной гражданки и реальным положением в своей семье, между общественно-профессиональными и семейными функциями женщины.
Это породило массу проблем, споров, вопросов о том, что нас ждет в будущем, что будет с человечеством, как оно сможет выжить, как будет воспроизводиться в физическом и социальном плане. В связи с этим обозначился рост научно-исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям, возникло множество концепций и соответственно путей решения названных проблем.
С сожалением можно констатировать, что интерес к данной проблеме в течение 10-15 лет то вспыхивал, как пожар, то затухал. Сегодня же повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения.
Актуальность настоящей работы обусловлена, прежде всего, необходимостью анализа проблем личностных взаимоотношений супругов в браке, их высокой личностной и социальной значимостью, особенно на уровне формирования неблагоприятных и конфликтных ситуаций.
Целью исследования явился анализ социально-психологических особенностей семейного неблагополучия.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать современные представления и теории социально-психологического паритета взаимных интересов и предпочтений в браке.
2. Проанализировать различные основополагающие особенности формирования конфликтных ситуаций в семье.
3. Выявить основные проблемы современных браков, основные аспекты удовлетворенности и неудовлетворенности браком.
4. Проанализировать структуру и особенности сформировавшегося конфликта в семье.
5. Провести эмпирическое исследование по теме работы.
6. Сформировать заключение по результатам проведенного исследования.
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Прежде всего, следует отметить, что у разных народов существуют разные представления о браке и составе семьи. У одних (в западной цивилизации) признаются и разрешены законом моногамные браки, когда муж и жена в единственном числе. У других народов и религий разрешены полигамные браки, которые делятся на полигамные (у одного мужа несколько жен — многоженство) и полиандрийные (когда у одной жены несколько мужей — многомужество).
Представления о будущем супруге возникают уже у детей, причем довольно рано. И. Г. Станиславская и М. В. Захарова (1998) выявили их наличие уже у 10-летних девочек, которые считали, что муж должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом две трети опрошенных оценивали и моделировали будущего супруга или партнера более похожим на близких друзей, чем на своего отца. В. Е. Каган (1987) изучал образ будущих супругов у учащихся средних и старших классов. У первых этот образ был еще недостаточно дифференцированным[49].
В образе идеальной жены у мальчиков первое место занимает любовь к мужу (76% ответов), затем идут материнство и воспитание детей (41% ответов), хозяйственно-бытовые характеристики (29%) и эмоциональные проявления (теплота, доброта) — 29%. Все эти ответы вписываются в традиционную модель женщины «жены — матери — домохозяйки». У девочек модель была сходной: любовь к мужу — 88% ответов, материнство и воспитание детей — 68% ответов, эмоциональные проявления — 40%. Кроме того, девочки выделяют уважение к самостоятельной позиции мужчины (40%). Хозяйственно-бытовая сфера у девочек не относится к ведущим.
Портрет идеального мужа у мальчиков включает в себя любовь к жене (88%) любовь к детям — 88%, забота о семье (41%), отсутствие вредных привычек (35%). У девочек в портрете идеального мужа на первом месте тоже стоит любовь к жене (72%), затем отсутствие вредных привычек (64%), любовь к детям (44%), проявление заботы о семье (по 36%), понимание жены, учет ее интересов (36%).
У старшеклассников были выявлены четкие представления о том, какими должны быть муж и жена. У юношей эмоциональное отношение приписывалось больше жене, чем мужу; последнему больше приписывались волевые качества, деловая активность, доминирование и в меньшей степени — общительность. Такие же представления имелись и у девушек. Выявлено значительное сходство в представлениях юношей и девушек о «хорошем муже» и « хорошей жене» и в исследовании Н. В. Ляхович (1999). Данные совпали с полученными ранее В. Е. Каганом с тем добавлением, что девушки считали, что хороший муж не должен употреблять спиртное, а юноши — что жена должна уметь вкусно готовить[33].
Н. Ф. Федотова (1983) изучила представления супругов об эталонах мужа и жены. Мужчины считали наиболее важными для жены две группы качеств: гуманистические и коммуникативные (общительность, умение ладить с людьми и т. п.). Деловые и волевые качества они ставили на предпоследнее и последнее места, в то время как в эталоне мужа эти качества считались самыми ценными.
По данным О. В. Шишкиной (1998), супруги ожидают друг от друга проявления качеств, присущих, в основном, своему полу. Так, женщины при оценке значимых для семейной жизни качеств мужа на первые места ставят честность, скромность, красоту-привлекательность, чистоплотность, воспитанность, образованность, широту взглядов, чуткость, правдивость, искренность, умеренность в употреблении спиртного. Мужчины при оценке значимых качеств жены отмечают силу-выносливость, самообладание, самокритичность, независимость, уважение к родителям, трудолюбие. В то же время у мужчин и женщин имеются и общие взгляды на качества супруга. Так, и те и другие важными качествами супруга считают доброту-отзывчивость, верность-преданность и любовь к детям. Так что речь должна идти скорее о степени выраженности тех или иных качеств, а не об их наличии или отсутствии [33].
В создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу. В частности, в выборе супруги эталоном выступает мать. Девяносто четыре процента мужчин, имеющих жен, сходных по психологическим особенностям и темпераменту с их матерями, счастливы в браке. В то же время с женами, не похожими на матерей мужа, считают себя счастливыми в браке только 33 % мужчин.
Стереотипные представления о муже и жене, в зависимости от того, кто их описывает — мужчина или женщина, существуют и в художественной литературе. По этому поводу интересное исследование провел В. Е. Семенов (1973), проанализировавший литературные произведения о любви и браке. Оказалось, что в зависимости от пола автора меняется видение им семейной жизни. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены — как скромной, заботливой подруги, не блещущей способностями. Жена не способна разделить высокие интересы занятиями мужа, если же живет его интересами, то лишь в роли помощницы, секретаря.
Взгляд на то, что дает семья, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый[69]:
Женщины | Мужчины |
1. Служит опорой в трудную минуту. | 1. Служит опорой в трудную минуту. |
2. Избавляет от одиночества. | 2. Избавляет от одиночества. |
3. Приносит счастье материнства. | 3. Налаживает быт, режим питания. |
4. Упорядочивает интимную жизнь. | 4. Приносит счастье отцовства. |
5. Налаживает быт, режим питания. | 5. Упорядочивает интимную жизнь. |
Несколько иные данные получены Уиллардом Харли (1992), который выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнение которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) моральная поддержка женой. У женщин основными потребностями являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день), 3) честность и открытость в отношениях с мужем, 4) финансовая поддержка отца семейства, 5) посвященность семье (роль отца).