Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью исследования явился анализ социально-психологических особенностей семейного неблагополучия.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать современные представления и теории социально-психологического паритета взаимных интересов и предпочтений в браке.
2. Проанализировать различные основополагающие особенности формирования конфликтных ситуаций в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН, СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШНИЙ В БРАКЕ...................................................7
1.1.Межличностные отношения в браке и социально-психологические источники супружеских конфликтных ситуаций.............................................7
1.2.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Контингент, цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой. 35
2.2.2. Методика PARi Шеффер и Белла 37
2.3. Результаты и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е.Дюваль (Е. М.Duvall, 1957), например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.
Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
Принятие и развитие новых родительских ролей. Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. Введение детей во внесемейные институты. Принятие подростковости детей. Экспериментирование с независимостью. Подготовка к уходу детей из семьи.
Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза»[75-79].
Принятие факта ухода на пенсию и старости. При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.
Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети — школьники или студенты — становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.
Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни ил1Г привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.
Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.
Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.
Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.
Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:
• исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
• рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
• более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
• с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
• с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
• с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».
Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.
Особый вопрос — стадия повторного брака. При разводе почти неизбежно появляется чувство потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На первый взгляд может показаться, что покинутость чувствует только тот, для кого развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной влюбленности, человек обрекает себя на неожиданный возврат в непережитую стадию.
Развод как явление часто связано с тем опытом межличностных отношений, который супруги усвоили в своих родительских семьях. Замечено, что ошибки родных «так и хочется повторить», и дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы и в своих семьях. Этот «порочный круг» можно попытаться разорвать, проанализировав свой и родительский стили семейных отношений. Проще такой анализ дается с помощью семейного психотерапевта. Но для начала неплохо самостоятельно найти и объяснить свои ошибки. Это поможет не просто их увидеть, но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем. Опыт обретших семейное счастье со второй или с третьей попытки ободряет разводящихся. К тому же существует даже такое мнение, что каждый новый брак — как новая жизнь, и потому человек, сменивший нескольких супругов, прожил несколько жизней.
Преимущества повторного брака по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Они чаще испытывают благодарность за все хорошее, что им предоставляет второй брак, стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, супруги более подготовлены, мотивированы к коррекции своих отношений и в случае необходимости легче идут на разрыв отношений.
Однако у невротиков, лиц с патологическими чертами характера во втором браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака. Нормальные, адаптивные личности чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более осмысленно.
Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни[23-28].
В качестве испытуемых мы отобрали 20 молодых супружеских пар (25-35 лет) – из числа обратившихся на психологической консультацией в центр медико-психологической помощи «ВЫБОР».
Все эти пары отвечали 2 условиям включения в эксперимент:
1. Обратились за психологической помощью по поводу семейного конфликта
2. После предварительного психологического обследования основной причиной конфликта было признан ролевой конфликт в семье
Цель исследования: Изучить особенности ролевого конфликта женщины в молодой супружеской паре.
Задачи исследования:
1. Подобрать испытуемых
2. Провести исследование по методике РОП
3. Провести исследование по методике PARi
4. Провести статистический анализ полученных результатов и их обсуждение
5. Сформировать выводы по данному исследованию.
Методы исследования:
1.Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой
2.Методика PARi Шеффер и Белла
Методика "Ролевые ожидания партнеров" (РОП) позволяет выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка) - шкала семейных ценностей (ШСЦ), а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций - шкала ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Данная методика, разработана А. Н. Волковой и входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой.
Для проведения данной методики понадобятся: 1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения. 2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой:
«Полностью согласен»
«В общем это верно»
«Это не совсем так»
«Это не-верно»
Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и письменной инструкцией.
Инструкция
«Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными утверждениями о браке, семье, отношениях мужа и жены:
«Полностью согласен»
«В общем это верно»
«Это не совсем так»
«Это неверно»
Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».
После выполнения супругами задания, консультант регистрирует ответы мужа и жены в бланке ответов:
утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается в 3 балла;
отнесенное к группе «В общем это верно»– в 2 балла;
отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл;
отнесенное к группе «Это неверно»–в 0 баллов.
В бланке ответа суммируется баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец бланка. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Обработка и анализ результатов предполагают 3 этапа:
1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа (жены) проводится на основании подсчета баллов в бланке ответов.
В результате подсчета консультант имеет данные:
характеризующие представления мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга(и) данная сфера жизнедеятельности семьи;
отражающие ориентацию мужа (жены) на активное ролевое поведение брачного партнера («ролевые ожидания»), на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций («ролевые притязания»).
2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов.
Методика PARI ( Parental Attitude Research Instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С.Шефер и Р.К.Белл (см. ПРИЛОЖЕНИЕ1).