Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:18, реферат
Уже стало привычным называть уходящий XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С начала нашего века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью. Прежде всего - это массовое включение женщин в производство. Женщина вышла из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую, общественную жизнь.
Введение.
1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака
1.2. Некоторые методики диагностики межличностных супружеских отношений
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение.
1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака
1.2. Некоторые методики диагностики межличностныхсупружеских отношений
Заключение
Список
литературы
Введение.
Уже
стало привычным называть уходящий
XX век веком революций: социальной,
научно-технической, космической. С
полным правом его можно назвать
и веком революции семейно-
Демократизация общественной жизни проявилась также в важном нововведении - свободе расторжения брака. В нашей стране в 1967г. была облегчена и упрощена бракоразводная процедура, позволившая многим формально существовавшим семьям расторгнуть изжившие себя отношения, а с 1996г. в России узаконена процедура оформления брачного контракта.
Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось “женской темой”, не заслуживающей серьезного внимания. Современный человек (без “поправки” на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не хочет мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.
В
силу объективных причин сегодня
размыт консервативный стереотип восприятия
женщины, ее предназначения. Научно-технические,
социально-политические преобразования
привели к повышению
Это породило массу проблем, споров, вопросов о том, что нас ждет в будущем, что будет с человечеством, как оно сможет выжить, как будет воспроизводиться в физическом и социальном плане. В связи с этим обозначился рост научно-исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям, возникло множество концепций и соответственно путей решения названных проблем.
С сожалением можно констатировать, что интерес к данной проблеме в течение 10-15 лет то вспыхивал, как пожар, то затухал. Сегодня же повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
Психологический
климат семьи не является чем-то неизменным,
данным раз и навсегда. Его создают
члены каждой семьи и от их усилий
зависит, каким он будет, благоприятным
или неблагоприятным. Исходной основой
благоприятного климата семьи являются
супружеские отношения. Современный
брак основывается на совместимости
современных людей как
1 Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования
1.1 Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака
Один из создателей экспериментальной психологии Г.Эббинс сумел сказать о развитии психологии кратко, почти до афоризма: у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Под историей он имел в виду тот период изучения психического, который ознаменовался отходом психологии от философии, сближением ее с естественными науками и организацией собственного лабораторного эксперимента. Это - последняя четверть XIX века. Если считать так, то возраст психологии как науки еще не достиг одного столетия, истоки же ее теряются в глубине веков вместе с зачатками всей человеческой культуры. Познание другого человека, по словам одного древнего мыслителя, “самого интересного объекта”, начинается уже на уровне “донаучной” психологии. Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей, - процессах, все усложняющихся на протяжении всей человеческой истории. По меткому выражению П.Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов; здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки.
Первым,
кто заговорил о об измерении
в психологии был немец Вольф,
который считал, “что можно измерить
величину удовольствия осознаваемым нами
совершенством, а величину внимания
- продолжительностью аргументации, которую
мы в состоянии проследить” (22,с.9).
В том же веке эта идея психометрии
смутно высказывалась философами, естествоиспытателями,
математиками, хотя и не повлекла за
собой непосредственных измерений.
Эстонский психолог К.Рамуль собрал
ряд интересных фактов, свидетельствующих
об исследованиях еще в XVIII веке,
которые явно подходят под категорию
экспериментально-
Идущее
из XVIII века мнение о том, что измерение
- важнейшая, если не единственная цель
любой науки, было лейтмотивом начала
экспериментальной психологии и
того периода, когда она действительно
стала складываться в особую область
научного исследования. Организатор
одной из первых психологических
лабораторий Ф.Гальтон писал
К
настоящему времени нет, пожалуй, ни
одного вида человеческой деятельности,
который не стал бы объектом психологического
исследования. Ежегодно публикуемое
в специально-психологических
Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Люди производят не только свое предметное бытие, но и отношения друг к другу. Эти отношения, как показал К.Маркс, являются историческим продуктом и возникают вместе с деятельностью, становясь определенной формой ее существования. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отношения к предмету и отношения к другому человеку. Общение и деятельность неразрывны, но в одних случаях общение и деятельность выступают как “две стороны социального бытия человека”, в других - общение трактуется как функция деятельности: “действия человека приобретают... двоякую функцию, функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения”. Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой: “Деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого “индивидуального и общественного” процесса жизни” (3,с.91).
Определение
понятия “межличностные отношения”
невозможно без исследования соотношения
общения и общественных отношений.
Введение категории “межличностные
отношения” делает более четким понимание
соотношения общения и
Перечисленные
определения межличностных
Особые трудности вызывает определение малой социальной группы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными определениями этого понятия. Можно согласиться с В.А.Гавриловым, что для того, “чтобы определить понятие “малая социальная группа”, надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости” (20,с.9). По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками: 1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц; 2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично; 3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие. Такое определение представляется заслуживающим внимания (20,с.10). Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.
Информация о работе Диагностика межличностных супружеских отношений