Диагностика межличностных супружеских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:18, реферат

Краткое описание

Уже стало привычным называть уходящий XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С начала нашего века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью. Прежде всего - это массовое включение женщин в производство. Женщина вышла из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую, общественную жизнь.

Оглавление

Введение.
1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака
1.2. Некоторые методики диагностики межличностных супружеских отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по диагностике 3.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования

1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака

1.2. Некоторые методики диагностики межличностныхсупружеских отношений

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Уже стало привычным называть уходящий XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С  полным правом его можно назвать  и веком революции семейно-брачных  отношений. С начала нашего века начались крупные социальные изменения, которые  преобразили также брак и семью. Прежде всего - это массовое включение  женщин в производство. Женщина вышла  из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую, общественную жизнь. Экономическая самостоятельность  женщины подорвала традиционный авторитет мужчины как кормильца  семьи. Не меньшее значение имеет  и социальное равенство полов. Оно  означает не только право женщины  на труд, образование, социальное обеспечение, участие в общественно-политической жизни. Это и равенство в семье, закрепленное конституциями прогрессивных  стран мира, в том числе и  российской. До недавнего времени, как  известно, мужчина почти никогда  не рассматривался в общественных науках с позиций пола, все, что вырабатывалось теоретической и практической наукой, применительно к мужчине, считалось  без дальнейших оговорок за общечеловеческую норму.

     Демократизация  общественной жизни проявилась также  в важном нововведении - свободе  расторжения брака. В нашей стране в 1967г. была облегчена и упрощена бракоразводная процедура, позволившая  многим формально существовавшим семьям расторгнуть изжившие себя отношения, а с 1996г. в России узаконена процедура  оформления брачного контракта.

     Социально-экономические  преобразования породили и новые  межличностные отношения, взгляды  людей на личное, в том числе  семейное счастье, которое долгое время  считалось “женской темой”, не заслуживающей  серьезного внимания. Современный человек (без “поправки” на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет  право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно  использует это право. Он не хочет  мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.

     В силу объективных причин сегодня  размыт консервативный стереотип восприятия женщины, ее предназначения. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни, и одновременно обнажились и стали в центре общественного  внимания такие явления и проблемы, как кризис семьи, девальвация чувств материнства на социальном и индивидуальном уровнях. Достоянием гласности сегодня  стали такие явления как алкоголизм и наркомания не только мужчин, но женщин, проституция, мужское и женское  одиночество и беспризорные дети. В условиях перестройки и расширения демократии в нашей стране резко  обозначились такие проблемы межличностных  отношений, как противоречия между  равноправием женщины и возможностями  его реализации, между требованиями общественного прогресса и отсталыми  взглядами на место женщины в  семье, между функциями полноправной гражданки и реальным положением в своей семье, между общественно-профессиональными  и семейными функциями женщины.

     Это породило массу проблем, споров, вопросов о том, что нас ждет в будущем, что будет с человечеством, как  оно сможет выжить, как будет воспроизводиться в физическом и социальном плане. В связи с этим обозначился  рост научно-исследовательского интереса к межличностным супружеским  отношениям, возникло множество концепций  и соответственно путей решения  названных проблем.

     С сожалением можно констатировать, что  интерес к данной проблеме в течение 10-15 лет то вспыхивал, как пожар, то затухал. Сегодня же повышенный интерес  к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении  брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.

     Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают  члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным  или неблагоприятным. Исходной основой  благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный  брак основывается на совместимости  современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться  с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие  качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана  семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные  супружеские отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования

1.1 Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака

     Один  из создателей экспериментальной психологии Г.Эббинс сумел сказать о развитии психологии кратко, почти до афоризма: у психологии огромная предыстория  и очень краткая история. Под  историей он имел в виду тот период изучения психического, который ознаменовался  отходом психологии от философии, сближением ее с естественными науками и  организацией собственного лабораторного  эксперимента. Это - последняя четверть XIX века. Если считать так, то возраст  психологии как науки еще не достиг одного столетия, истоки же ее теряются в глубине веков вместе с зачатками  всей человеческой культуры. Познание другого человека, по словам одного древнего мыслителя, “самого интересного  объекта”, начинается уже на уровне “донаучной” психологии. Донаучная  психология - это познание другого  человека и самого себя непосредственно  в процессах деятельности и взаимного  общения людей, - процессах, все усложняющихся  на протяжении всей человеческой истории. По меткому выражению П.Жане, это  та психология, которую народ создает  еще до психологов; здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные  необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки.

     Первым, кто заговорил о об измерении  в психологии был немец Вольф, который считал, “что можно измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую  мы в состоянии проследить” (22,с.9). В том же веке эта идея психометрии  смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений. Эстонский психолог К.Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих  об исследованиях еще в XVIII веке, которые явно подходят под категорию  экспериментально-психологических. В  качестве примера одной из первых и притом практических проблем психологического измерения можно привести проблему “личного уравнения” (ее начало - 1796г.).

     Идущее  из XVIII века мнение о том, что измерение - важнейшая, если не единственная цель любой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и  того периода, когда она действительно  стала складываться в особую область  научного исследования. Организатор  одной из первых психологических  лабораторий Ф.Гальтон писал тогда: “Психометрия - значит искусство охватывать измерением и числом операции ума, как  например, определение времени реакций  у разных лиц... Пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены  измерению и числу, они не могут  приобрести статус и достоинство  науки” (22,с.10).

     К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного вида человеческой деятельности, который не стал бы объектом психологического исследования. Ежегодно публикуемое  в специально-психологических и  в огромном числе смежных научных  журналов и монографиях, в изданиях типа “Трудов”, “Ученых записок” и “Материалов конференций” давно  исчисляется тысячами. Наряду с этим имеет место и углубление методов  исследований, применение все более  сложных процедур обработки результатов, развития психологической теории. В  данной работе предпринята скромная попытка отразить этот процесс, тем  более что развитие психологии, особенно отечественной, в XX веке идет сложными, нередко противоречивыми путями, в условиях борьбы различных тенденций.

     Как известно, человек в процессе своей  деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения  с материальными объектами и  с другими индивидами. Люди производят не только свое предметное бытие, но и  отношения друг к другу. Эти отношения, как показал К.Маркс, являются историческим продуктом и возникают вместе с деятельностью, становясь определенной формой ее существования. Таким образом, в самом общем виде все отношения  можно разделить на отношения  к предмету и отношения к другому  человеку. Общение и деятельность неразрывны, но в одних случаях общение и деятельность выступают как “две стороны социального бытия человека”, в других - общение трактуется как функция деятельности: “действия человека приобретают... двоякую функцию, функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения”. Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой: “Деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого “индивидуального и общественного” процесса жизни” (3,с.91).

     Определение понятия “межличностные отношения” невозможно без исследования соотношения  общения и общественных отношений. Введение категории “межличностные отношения” делает более четким понимание  соотношения общения и общественных отношений. Вопрос о природе межличностных  отношений затрагивался в ряде работ  советских психологов, социологов и  философов. При этом высказывались  различные, зачастую взаимоисключающие  точки зрения. Нередко общение  и межличностные отношения отождествляются  и под ними подразумеваются отношения  в конкретно существующей социальной группе. Представляет определенный интерес  утверждение, выдвинутое Б.Ф.Ломовым  и поддержанное рядом советских  психологов, что межличностные отношения  существуют внутри каждого вида общественных отношений: “схематически это можно  представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении”  экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные  отношения” (3,с.91). Предельно широкое  определение содержится в работе Л.П.Буевой, где межличностные отношения  определяются “как отношения, сущность которых заключается в “обработке людей людьми” (3,с.93).

     Перечисленные определения межличностных отношений  исходят из предмета конкретной науки, будь то психология, социальная психология или конкретная социология. Они дают возможность выяснить те или иные задачи, которые ставятся при исследовании определенных феноменов. Рецидивом  психологизаторского подхода при  изучении общения является выделение  в качестве определяющей черты межличностных  отношений их эмоциональной основы. “Эмоциональная основа, - пишет Г.М.Андреева, - межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся  у людей по отношению друг к  другу” (3,с.95). В этом плане важность исследований станет еще более очевидной  при изучении малых социальных групп, к которым, кроме трудовых коллективов, относятся и группа друзей, и академическая  группа вуза, и школьный класс, и  семья. Исследованиями малых социальных групп интересуются науковеды (в  научных коллективах межличностные  отношения особенно резко отражаются на результатах деятельности), созданием  дружного и сплоченного коллектива озабочены педагоги, медики изучают  влияние взаимоотношений в группе больных на состояние их здоровья, структура взаимоотношений сказывается  на боевой подготовке военных подразделений, большое значение для борьбы с  преступностью имеет изучение криминальных групп и т.д. и т.п. Таким образом, исследования малых групп затрагивают  самые различные стороны деятельности человека. В этом нет ничего удивительного, потому что малые группы - это  та микросреда, где проходит значительная часть жизни человека.

     Особые  трудности вызывает определение  малой социальной группы. Общепринятого  определения не существует, разные авторы пользуются различными определениями  этого понятия. Можно согласиться  с В.А.Гавриловым, что для того, “чтобы определить понятие “малая социальная группа”, надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости” (20,с.9). По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками: 1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц; 2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично; 3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие. Такое определение представляется заслуживающим внимания (20,с.10). Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.

Информация о работе Диагностика межличностных супружеских отношений