Межличностные отношения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:56, реферат

Краткое описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Изложение психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общение – основа межличностных отношений……………………………..4

1.1 Виды общения…………………………………………………………………6

2. Понятие о группах и коллективах…………………………………………….8

3. Массовые социально-психологические явления……………………………12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике на тему.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

Реферат по психологии и педагогике на тему: 

«Межличностные  отношения в коллективе»

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общение  – основа межличностных отношений……………………………..4

1.1 Виды  общения…………………………………………………………………6

2. Понятие  о группах и коллективах…………………………………………….8

3. Массовые  социально-психологические явления……………………………12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………...15

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Человек – социальное существо, его жизнь  и развитие невозможны без общения  и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как  они влияют друг на друга и как  относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

     Природа межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения  самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.  

Изложение психологии межличностных отношений  представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи.

 

1. ОБЩЕНИЕ  – ОСНОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

  Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно 

  приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и   опосредованным речью.

  Содержание  общения — информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается  от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть  сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.),  ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки.

  Человеческое  общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

  Цель  общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

  1) контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

  2) информационный обмен сообщениями,  т. е. прием-передача каких-либо  сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями,  замыслами, решениями и т.д.;

  3) побудительная стимуляция активности  партнера по общению, направляющая  его на выполнение тех или  иных действий;

  4) координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

  5) понимание — не только адекватное  восприятие смысла  сообщения,  но понимание партнерами друг  друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и т.  д.);

  6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

  7) установление отношений—осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

  8) оказание влияния — изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д., [3, с. 147-149].

  В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны:

  Ø     коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

  Ø     интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

  Ø     перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

  Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

  Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов  общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

  Процесс восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная  часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку  человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером  по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения  мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних  данных. Впечатления, которые возникают  при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется  сам познающий индивид; во-вторых, потому, что  от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий, [5]. 

  1.1 ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 

  Выделяют  следующие виды общения:

  Ø     «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и прочее) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях жизни городов, контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника;

  Ø     примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

  Ø     формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

  Ø     деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

  Ø     духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов (друг поймет друга и по выражению лица, движениям, интонации). Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение;

  Ø     манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

  Ø     светское общение. Суть подобного общения – в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, что предписывает этикет. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей не определяют характера коммуникаций, [5]. 
 
 
 

  2. ПОНЯТИЕ О ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ 

  Человек в течение жизни постоянно  общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Например, мы смотрим фильм в пустом кинозале или в одиночестве у себя дома. Никто нам не мешает, а фильм воспринимается хуже, чем тогда, когда рядом много, народа. Присутствие других зрителей как бы поддерживает, усиливает, углубляет наши собственные переживания. Точно так же на наше восприятие фильма влияет то, кто оказался рядом – приятный нам человек или такой, который вызывает отрицательные эмоции.

  Человек в группе, коллективе вступает в  отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным).

  Формальные  и неформальные отношения тесно  переплетены. От того, насколько это  понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический  климат в любом трудовом коллективе.

  Психологический климат в коллективе:

  1. Тип межличностных отношений - соотношение демократизма (коллегиальность в обсуждении и решении вопросов) и авторитарности (господство воли руководителя при решении всех вопросов). Тип отношений определяет и стиль отношений в коллективе (группе) – от максимально личностно насыщенного до предельно обезличенного, формального, бюрократического.

  2. Степень личной независимости каждого члена коллектива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник (работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

  3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях.

  4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера.

  5. Справедливость и гибкость реально применяемой шкалы поощрения и порицания.

  6. Сознание справедливости оценки нашего вклада, уверенность, что с нашим мнением считаются при решении производственных вопросов служат стимулом трудовой деятельности и способствуют созданию благоприятного психологического климата. Административные санкции являются антистимулами.

  7. Умение руководителя выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность. Умение доверять людям, контролировать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «командный дух».

  Взаимоотношения людей в группах в значительной степени зависят от того, как они  воспринимают друг друга.

  Мы  уже знаем, что восприятие - это не пассивное отражение реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эффектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе