Межличностные отношения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:56, реферат

Краткое описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Изложение психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общение – основа межличностных отношений……………………………..4

1.1 Виды общения…………………………………………………………………6

2. Понятие о группах и коллективах…………………………………………….8

3. Массовые социально-психологические явления……………………………12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике на тему.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

  «Эффект ореола» - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный ореол - положительную или отрицательную установку на человека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными словами, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом неблагоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если приятный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить и пр.

  «Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессознательно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

  Укажем  еще на одну ошибку восприятия другого  человека - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

  Таким образом, восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным  переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуются большей популярностью, авторитетом, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираются для контактов, [1, с. 301, 306-310]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЯВЛЕНИЯ 

  Известно, что, находясь среди группы людей (даже небольшой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой.

  Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, высвечивает в этих свойствах такие стороны, о которых нередко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психологические явления играют весьма значительную роль в межличностных отношениях. Таких явлений много, познакомимся с некоторыми из них.

  Общественное  мнение. Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Может складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, ученике в школе и пр.

  В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том случае, если мнение основывается на ложных слухах. Формируемое среди единомышленников или даже просто в кругу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то

  момент  обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и собственной значимости.

  Коллективное  переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумулируются все их переживания и мысли. Эмоциональный настрой

  большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат.

  Глубоко отрицательным переживанием большой  силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения. При этом полностью блокируется способность рациональной оценки обстановки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возникает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремиться, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продолжительность паники влияет недостаток точной информации о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления.

  Подражание  - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в определенных сферах жизни, быта, деятельности. Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей, [1, с. 314-315]

 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В процессе межличностных отношений  люди не просто общаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние  друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать  хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

  Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия  о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

  Говоря  о специфичности познания человека, необходимо также видеть, что это  познание, как правило, связано с  установлением и сохранением  коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и  складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависит  от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации, в свою очередь всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Дубровина,  И.В. Психология/ И.В. Дубровина,  Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан –  М.: ACADEMA, 2003.-461 с.

2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/

Р.С. Немов — М.: ВЛАДОС, 2003.— 688 с.

3. Радугин, А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ А. А. Радугин, Е. А. Кроткое — М.: Центр, 2002.— 256 с.

4. Сорокун, П.А.Основы психологии/ П.А. Сорокун - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

5. Психология общения и межличностных отношений [Электронный ресурс].-[2009].- Режим доступа: http://www.studyroom.ru/konspekt/psihologi/5.htm 

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе