Межличностные отношения в группах и коллективах копия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 08:12, контрольная работа

Краткое описание

Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Психические свойства личности и межличностные отношения………………5
2 Типы и формы социальных объединений……………………………………....8
3 Малая группа……………………………………………………………………..12
3.1 Малая группа - форма социальной организованности………………………12
3.2 Взаимодействие группе………………………………………………………..14
4. Лидерство и руководство………………………………………………………..21
5.Коллектив…………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

межличностные отношения в группах и коллективах копия.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Психические свойства личности и межличностные  отношения………………5 

2 Типы и формы социальных   объединений……………………………………....8 3 Малая группа……………………………………………………………………..12 3.1 Малая группа - форма социальной организованности………………………12 3.2 Взаимодействие группе………………………………………………………..14 4. Лидерство и руководство………………………………………………………..21         5.Коллектив…………………………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………....30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Межличностные отношения, формируются как субъективно переживаемые связи и взаимодействия с людьми. Роль и значение других людей в нашей жизни каждому хорошо знакома, и человечество развивается, совершенствуя способы решения базового противоречия: как индивидуальность совместить с другими. С первого дня жизни человек становится частью межличностных отношений и в течении всей жизни остается в составе этой «команды».

В группах,  коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.  Человек так или иначе относится к  вещам,  событиям  социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события,  факты его волнуют,  а  другие  оставляют  равнодушным. Чувства, интересы, внимание - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека,  его позицию. В социальных общностях (группах,  коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. В настоящее время все больше внимания уделяется, именно этой отрасли психологии. Как объединить и настроить на плодотворную работу, столько разных и ни чем не связанных с друг другом людей. Как сделать так что бы каждый индивид в группе чувствовал себя комфортно и свободно. Ведь хорошие отношения в коллективе очень, сильно влияют на производительности труда.

Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Сегодня в психологической печати много говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. Еще один не мола важный аспект, необходимо выделить. Изучения межличностных отношений, не только увеличит производительность труда и сделает нашу деятельность приятной и комфортной. Но и поможет нам продвинутся, в изучении человека как личности. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

 

 

 

 

 

 

1. Психические свойства личности и межличностные отношения

Для начала, нужно определиться, что мы подразумеваем под понятиями «межличностные отношения», «группа», и «коллектив». 

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективо образованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.

Происхождение понятия группа достаточно сложно. В Европе это слово появилось не ранее конца XVII в. Именно в это время французскими художниками был завезен на родину из Италии технический термин из сферы изящных искусств groppo или gruppo, обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление. Классический пример; скульптурная группа Лаокоон родосских мастеров Ачесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н.э.).

В настоящее время этот «технический» налет практически полностью отброшен и понятие группа прочно утвердилось в психологии. Однако данное явление оказалось настолько сложным и неоднозначным, что мало кто рискует дать определение однозначное, предпочитая назвать целый перечень признаков.

Вот, например, мнение Д.Картрайта и А.3андера, которые считают, что группу составляет собрание индивидов, которые: а) часто взаимодействуют друг с другом; б) определяют себя как члены одной группы; в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует; г) участвуют в единой системе разделения ролей; д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами; е) воспринимают группу как источник удовлетворения; ж) находятся в кооперативной взаимозависимости; з) ощущают себя как некоторое единство; и) координируют действия по отношению к себе. Очевидно, что этот список может быть значительно расширен (например, положениями о совместном переживании эмоциональных состояний, существовании внутригрупповой культуры), и, в принципе, количество этих параметров стремится к бесконечности.

Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

.Г. Ковалев отмечает, что коллектив  – это высшая форма социальной  организации, основанная на идейной  общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов.

В.Н. Машков считает, что коллектив – это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом.

Далее мы рассмотрим каждое явление более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Типы и формы социальных объединений

Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы.

Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

  • социальные классы;
  • различные этнические группы;
  • профессиональные группы;
  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

В отличие от больших групп, малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы

Малая группа  – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения.

Наибольшее распространение получило деление малых групп на:

  • первичные и вторичные;
  • паритетные и непаритетные
  • формальные и неформальные;
  • "группы членства" и "референтные группы".

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные     контакты.

Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящих перед группой задач. Человек входит в несколько первичных групп одновременно. Контакты в них не дозированы. Каждый может общаться с любым по мере желания и необходимости. Однако, как правило, члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе) – это так называемый первичный круг общения, который оформляется в виде микро группы. Как правило, такая группа невелика (2–7 человек).

Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные "посредники", например в виде средств связи.

В зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой, делятся на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

Деление малых групп на формальные и неформальные. Согласно американскому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов - они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения ("структура власти"). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: студенческая группа, следственная бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове "формальный" не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и "неформальные" группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура "власти". Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в студенческой группе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах копия