Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 08:12, контрольная работа
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Психические свойства личности и межличностные отношения………………5
2 Типы и формы социальных объединений……………………………………....8
3 Малая группа……………………………………………………………………..12
3.1 Малая группа - форма социальной организованности………………………12
3.2 Взаимодействие группе………………………………………………………..14
4. Лидерство и руководство………………………………………………………..21
5.Коллектив…………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………....30
Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.
Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.
Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.
На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.
Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей. Следует отметить, что коллектив – не застывшая, неподвижная общность. Он – живой социальный организм: в нем меняется содержание деятельности, перестраивается структура, положение конкретных личностей, изменяются отношения между ними. Коллектив как единица, как общность людей сохраняет свою целостность не только в силу существования общей цели, но и благодаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе же, как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.
В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе.
Наше пребывание, взаимоотношение в группах и коллективах, сильно влияет на наше развитие . Личность человека, особенно в раннем возрасте, подвержена влиянию из вне. Поэтому очень, важно какие люди нас окружают, какая атмосфера в нашей «общине».
Часто мы даже, не замечаем, как на нас влияет, та или иная группа или коллектив. В более зрелом возрасте, мы еще можем частично оградится от этого влияния, или разделить на нужное и не нужное.
Разобраться, в отношениях между людьми в группах, и коллективах помогает психология. Она ищет возможные пути решения, конфликтов, не доверия, не понимания в группах. Профессора этой области, пытаются понять причину, возникновения этих проблем. Межличностные отношения, очень тонкая и сложная структура, но благодаря им человек становится человеком, как не парадоксально это заучит.
Что бы вырасти как личность, нужно научится устанавливать, гармоничные отношения в своем круге общения. Научится понимать других людей, сочувствовать, переживать. Научится, уходит от конфликтов. Уметь подчинятся, да да, именно подчинятся. Но не бездумно, а лишь тогда когда это не обходимо. Потому что, от отношений в группе зависит слаженность и продуктивность действий. Человек не может жить вне общества, не может быть сам по себе, даже отказом от отношений в группе он влияет, на людей. Необходимо создать комфортные условия для всех членов коллектива.
Ведь мы все такие разные, но в этом наша сила, и к сожалению слабость. Но наука не стоит на месте, и я надеюсь, что скоро мы найдем решения и этой проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Иванкина Л.И. И197 Психология и педагогика: учебное пособие / Л.И.
Иванкина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 144 с.
2. Кроль В.М. К 83 Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов.— М.: Высш. шк., 2001. — 319 с; ил.
3. Левада, Ю. А.Сочинения / Ю. А. Левада ; [сост. Т. В. Левада]. – Москва : Издатель Карпов Е.В., 2011. – 415 с. : ил.
4. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008. - 192 с.
5. Учебное пособие на тему Психология и педагогика Курс лекций Луковцева А. К
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432с.
Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах копия