Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..

Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 120.26 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

курсовой  работы Андреевой Е.В.

«Межличностные  отношения в детском  коллективе: диагностика  и коррекция»

     Объём работы 40 с., в том числе 15 рис.,  9 таблиц, 22 наим. лит., 9 приложений.

     Ключевые  слова: межличностные отношения, диагностика, коллектив, коррекция, социальный статус, индекс, социометрия, социограмма.

           Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: межличностные отношения.

     Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

           В курсовой работе исследуется  диагностика межличностных отношений  в коллективе детей старшего дошкольного  возраста, которая включает в себя следующие этапы:

  1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
  2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития в детском коллективе.
  3. Выявление социометрического статуса в группе детей.
  4. Социометрический эксперимент.

     В результате проведённого исследования, было выявлено положительное влияние  коррекционных упражнений на межличностное  взаимодействие детей старшего дошкольного  возраста. Установлено, что межличностное  взаимодействие детей в старшей  дошкольной группе, может зависеть от социального статуса  каждого  ребёнка. В процессе общения с  воспитателями и родителями, было установлено, что климат в данном детском коллективе улучшился после  проведения эксперимента. 
 
 
 

               ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    1. Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
    2. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
    3. Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….

     2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

     2.1 Социометрические исследования  межличностных отношений в группе  детей дошкольного возраста……………………………………………..

    1. Проведение социометрических исследований…………………….
    2. Результаты социометрических процедур и выводы………………
    3. Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
    4. Математическая обработка результатов исследования…………

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ

     Известно, что истоки формирования личности лежат  ещё в детском возрасте. Ребёнок  в раннем возрасте  наиболее чувствителен для формирования доброжелательного  отношения к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования положительных личностных качеств. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет – 43%, 6 лет – 58%, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звёзд» и «непринятых». В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Её влияние на личностное развитие огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.

     Задачами исследования являются:

  1. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития в детском коллективе.
  2. Диагностика и коррекция межличностных взаимоотношений.

     Цель  исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: межличностные отношения.

     Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

      Этапы исследования:

  1. Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 15 детей старшей дошкольной группы ДДУ. Методики исследования: «Секрет» (выбор в действии); «Два домика»;  занятие ИЗО на тему «Варежка»;  занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду».
  2. Эспериментальное исследование межличностных отношений, после проведения коррекционных упражнений, по варианту социометрии «Два домика».  В эксперименте принимали участие 15 детей старшей дошкольной группы ДДУ.
  3. Статистическая проверка полученных результатов. Выявление подтверждения поставленной гипотезы.
 

     Практическая  значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с группой сверстников младшего  и старшего дошкольного возраста.

     Актуальность  исследования: основу благоприятных взаимоотношений в детском коллективе составляет правильная диагностика и коррекция межличностных взаимодействий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  проблемы межличностных  отношений в детском  коллективе.

    1. Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников.

     Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника  в целом.

     В старшем дошкольном возрасте расширяются  возможности нравственного воспитания. Это  во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослым и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к познавательному общению. Авторитет взрослого и его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции»1, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

     Дети  проявляют активное стремление к  общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

     Развитие  общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник  является партнером по эмоционально-практическому  взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном «заражении»  ребенка. Главной коммуникативной  потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные чувства и нравственные представления. Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. 

     Нравственные  чувства дошкольников формируются  в неразрывном единстве с нравственным поведением.

     Развитие  чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности). Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения.

     Воспитание  культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

     Воспитание  организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

     Одновременно  в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.

     Формирование  механизмов нравственного поведения  происходит при активном участии  социальных чувств и сознания. Большое  значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается  формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений  помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и  необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 6-7 лет осваивают  достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о  нормах и правилах поведения в  обществе, о ценных моральных качествах  человека (честности, скромности, смелости). Расширяются представления о  явлениях общественной жизни, о труде  людей. Важным условием решения задач  нравственного воспитания является совместный, коллективный образ жизни  детей. В организации совместного  образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для нравственного воспитания. Осознание детьми своего положения (как самых старших среди воспитанников детского сада) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность.

     Особенностью  образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются  в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и  трудиться, добиваться общей цели, считаться  с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям. Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности детей. По сравнению со средней группой содержание совместной деятельности детей старшего возраста усложняется, осваиваются новые способы сотрудничества: коллективное планирование, распределение обязанностей или ролей и т. д.

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция