Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..

Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 120.26 Кб (Скачать)

Коррекционные упражнения для улучшения  межличностного взаимодействия в группе дошкольников. 

     1-Й  ЭТАП. ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ.

     Добрые  эльфы 

     Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью  и, конечно же, очень уставали. И  тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали  к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они  не знали, что их сон — дело рук  добрых эльфов, ведь эльфы не умели  разговаривать на человеческом языке  и были невидимы. Неужели вы никогда  об этом не слышали? А ведь они прилетают  к каждому из вас до сих пор  и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто  сидит по правую руку от меня, будут  людьми, а те, кто по левую —  эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся  спать, а добрые эльфы прилетают  и убаюкивают их». Дети-люди лежат  на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

     Птенцы 

     «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? — спрашивает воспитатель. — Они  долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда  не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать  скорлупку. Вот так (взрослый садится  на корточки и разбивает носом  невидимую скорлупу, отламывает кусочки  скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся  к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они  только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается  до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.  
 

     Театр теней 

     «У  каждого из вас есть тень, — объясняет  взрослый. — Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш  самый верный друг. Она следует  за нами повсюду и в точности повторяет  все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам  и пап. Она как две капли  воды похожа на нас, только она не умеет  разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте  представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

     Ожившие игрушки 

     Собрав  детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали  о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и  оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте  свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей  любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку  изображал каждый из вас». Воспитатель  изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается  по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или  отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После  окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

     2-й  ЭТАП. ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ.

     Общий круг

     Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы  каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла  видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы  убедиться, что никто не спрятался  и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

     Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем 

     Дети  разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек), и каждая группа с  помощью взрослого продумывает  инсценировку какого-либо действия (например: умывание, или рисование, или собирание  ягод и пр.) Дети должны сами выбрать  какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа. Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Воспитатель выбирает одного ребенка и спрашивает: «Где ты побывал, что ты повидал?» Ребенок должен отвечать: «Где я был, я не скажу, а что делал — покажу». Затем он пытается изобразить, что он делал. Остальные ребята должны угадать, что он изображает. Если ребенок не может придумать, что показать, взрослый предлагает ему какой-нибудь сюжет (поход в зоопарк, занятие танцами, катание на коньках и пр.). Когда все желающие показали то, что они делали, можно передавать свои действия по цепочке. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик и пр.) Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий четвертому и т. д. Так по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

     Упрямое зеркало 

     Собрав  детей, воспитатель говорит: «Вы  представляете, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в  зеркало, а оно повторяет все  ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете  голову налево, а оно — направо, вы закрываете один глаз, а оно —  другой. Давайте поиграем в такие  зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть  один из вас будет человеком, а  другой — упрямым зеркалом. Потом  вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребенка, воспитатель  предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его  движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

     3-ЭТАП. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.

     Сороконожка

     Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте  поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда  начинаем двигаться вперед. Сначала  медленно, чтобы не запутаться. А  теперь — чуть быстрее». Воспитатель  помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она  буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

     Работаем  вместе

     Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т. д. Затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой — опускает в яму дерево и расправляет корни, третий — закапывает яму, четвертый — поливает дерево). После этого в течение пяти минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

     Слепой  и поводырь

     Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его  партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные  препятствия, которые заранее созданы  воспитателем из стульев, столов, коробок  и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

     Змейка 

     Дети  стоят друг за другом. Воспитатель  предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы — туловищем. У  нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и  в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда  я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как  я. Готовы? Тогда поползли». Когда  дети освоились с упражнением, воспитатель  переходит в хвост змейки, а  ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде  воспитателя его сменяет новый  ведущий и так — до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

     Сиамские  близнецы

     Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу  бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала — шаг двумя сросшимися ногами, потом — единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую — вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

     4-й  ЭТАП. ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. 

     Злой  дракон

     Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных  или деревянных коробок, в которых  могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

     Шторм

     Для игры необходим большой кусок  ткани, чтобы им можно было накрыть  детей. Воспитатель собирает детей  вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны  грозят перевернуть его, а ветер  швыряет корабль из стороны в  сторону. Зато волнам в шторм —  одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто  выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать  и опускать руки, поворачиваться в  разные стороны, меняться местами и  т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

     Обнималки

     На  полу обозначается небольшой круг таким  образом, что вся группа может  поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

     Мы  — скалолазы До верха дошли, Ветра проказы Нам не страшны.

     Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она  очень маленькая, а за чертой —  глубокая бездна. Поэтому на ней  можно стоять, только очень тесно  прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

     5-й  ЭТАП. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ.

     Шляпа волшебника

     Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает  детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На  свете живет добрый волшебник, который  лечит больных детей. Он прилетает  к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок  моментально выздоравливает. К вам  он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимка. Но вот беда, этот волшебник —  ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит  у нас с вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям  заодно? Нужно заполнить его шляпу  вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа  не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно  помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция