Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..

Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 120.26 Кб (Скачать)

     Необходимо  постепенно формировать у детей  умения сотрудничества сначала в  небольшой группе (2-3 ребенка), а затем  в группе с большим количеством  участников, специально учить детей  способам самостоятельной организации  совместной деятельности, умению определить общую цель, спланировать работу (или  игру), договориться о ее распределении  между участниками; получить результат. Воспитатель направляет взаимоотношения  детей, высоко оценивает факты взаимопомощи, дружной общей работы. Это способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доброжелательности в группе. 
 
 
 
 
 

     
    1.  Диагностика  межличностного взаимодействия  в группе дошкольников.

     Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение – взаимооценивание. Положение ребёнка в системе взаимооценок выделяется с ипсользованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимодейтсвия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности.  Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собсвтенным методическим инструментарием.

     На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их «общество» представляет собой диффузную группу, предполагается наблюдение за поведением детей. Программа наблюбдения включает такие моменты: провяляет ребёнок потребность в социальнях контактах или избегает их; каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруитсическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии.

     На втором этапе осуществляется собсвтенно социометрическое исследование. В нём выявляются и описываются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд группоых социально – психологических индексов.

     Однако, для того, чтобы выявленные параметры могли служить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. Социометрические индексы сопоставляют с показателями аутосоциометрического, оценочного экспериментов, других несоциометрических процедур.

     На четвёртом этапе по результатам полученных диагностических показателей, опредления максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально -  психологическая характеристика группы. Исходя из этого планируются и осуществляются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения, отношений, в конечном счёте – на полноценное развитие личности ребёнка. Только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексахобретает психолого -  педагогический смысл.

1.3   Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе.

      Наиболее  типичной и частной является проблема «непопулярности» ребёнка в группе сверстников. Объективно такое положение дополнительно фиксируют: отсутствие или минимум (1-2) социометрических выбора, т.е. статус «непринятый - принятый»; узкий круг общения, отсутствие избирательных контактов неучастия устойчивых игровых объединений, пути оценки личностных качеств. В течение некоторого временного интервала (до 6 мес - по материалу А.А.Рояк) ребёнок не осознаёт этих объективных симптомов своей непопулярности. На втором этапе - этапе осознания своего объективного положения в системе взаимодействия и негативного его переживания - могут иметь место различные, порой противоположные, нормы эмоционального с поведенческого реагирования. Это этап открытого конфликта, формами его выражения являются: открыто агрессивное поведение (вербальные агрессии, физические агрессии, шутовство, привлечение, уход в себя, отказ посещать детский сад и прочее.

       Цели и задачи коррекционной  работы должны быть соотнесены  с выявленными причинами «непопулярности»  ребёнка. В качестве главных  могут  быть: несформированность навыков деятельности (игровой, конструктивной); несформированность коммуникативных умений (не находят слов, соответствующих задаче общения и ситуации, не умеют выяснять удовлетворен партнер взаимодействием с ним или нет, не находят приемлемых форм выразить  приглашение, отказ, оценку и т.п.); непринемаемый внешний облик ребёнка (некрасивость, неопрятность, физические пороки).

        Основным направлением коррекции  станет стремление к  повышению  статуса ребёнка (социометрического,  оценочного). Целесообразным способом  коррекционных воздействий является  «социальная терапия», в которой благодаря устойчивой положительной системе оценок взрослого осуществляется переориентация оценок сверстников. Но эта система оценок должна опираться на объективные оценки ребёнка в деятельности, на действительно заслуживающие поощрения его позиции, формы общения. Поэтому переориентация оценок сверстников - это лишь надводная часть коррекционной работы.

     Устойчивая непопулярность дошкольника в системе межличностного взаимодействия детерминируют формирование заниженной  самооценки  - «Комплекса Золушки». Объективно он характеризуется негативным самовосприятием, симптомами отказа себе в достоинствах, безразличия к себе, небрежности к внешнему виду, безразличии в делах, равнодушием к оценкам, неуверенностью в голосе, отрешенностью. Основу коррекции должно составить формирование адекватной ориентации на свои возможности. Конкретными средствами для этого станут: обеспечение дошкольнику возможностей успешности деятельности  внимание воспитателя и участие в активизации интересов, потребностей ребёнка, поддержка его начинаний, положительная оценка, «востребование» потенциальных возможностей ребёнка.

     В группе «непопулярных» могут оказаться дети малообщительные, дети с отсутствием или слабой выраженностью игровых мотивов. У последних преобладает стремление не к игровой деятельности, а к рисованию или коллекционированию, или конструированию. Коррекционные усилия  направленные на расширение круга общения детей, на развитие у них социальных мотивов, развитие ориентировки на совместную со сверстниками деятельность. Внимание взрослого должно быть направлено их к внутренним переживаниям ребёнка. Возможны несколько групп причин, обуславливающих малообщительность ребёнка: он первоначально стремиться к общению, но позже пришло это стремление из-за недоброжелательного, несправедливого отношения сверстников; первоначально  стремился к общению, но отошел от него несмотря на доброжелательность сверстников. В первом строе основное усилие коррекции  должно быть направлено на устранение недоброжелательности сверстников. Во втором -  на развитие и формирование социальных мотивов у ребёнка. Эффективными приёмами выступают: прием эмоционального комментария взрослым наблюдаемого ребёнком взаимодействия других детей; прием комментария происходящего самим ребёнком; приемы  арттерапии: восприятие художественных произведений и их анализ с целью выявления постижения (осознания, переживания) дошкольниками особенностей проявления человеческих взаимоотношений, способов воздействия людей друг на друга; театральная деятельность - упрощение ребёнка в  накоплении типов выразительных экспрессивно-межличностных движений, интонаций.

     Некоторые дети могут иметь  низкий социометрический статус, узкий круг общения, новый путь общений, избирательность, но достаточно высокий оценочный статус личности или отдельных личностных качеств. Объективной причиной такому явлению является индивидуально типологические особенности ребёнка, его физический облик.

      Внешне  наблюдаемым симптомом непринятости ребёнка в группе может быть жесткая фиксированность его признанной роли «подчиненного» во всех видах совместной деятельности и общения. Коррекционная робота направляется в данном случае «расшатывание» (терм.Т.А.Репиной) фиксированной позиционной структуры объединения. Эффективным приемом коррекции может стать групповая игротерапия: организация воспитателем  сюжетно-ролевых игр с детьми, занимающими позиции подчиненных (исполнителей), в которых они обучаются игровым, организаторским умениям; организация оценочной деятельности детей в ходе группового общения  конфликтных ситуаций; подключение детей к устойчивым игровым диадам доброжелательных сверстников; создание ситуаций совместных игр настольных группировок. Предметом коррекции в межличностном взаимодействии ребёнка дошкольников должно стать их  открыто конфликтующее поведение.

     Следует обратить  внимание и  на такие нарушения в развитии личности, причины которых лежат в характере межличностного общения, взаимоотношений и взаимооценивания в группе сверстников как аффект неадекватности и симптом усталости:

     Аффект неадекватности развивается в результате систематического завышения ребёнком оценки себя. Это может привести к стойким эмоционально-личностным расстройствам. Коррекционная работа должна иметь целью формирование у дошкольника адекватной (педагогически целесообразной - терм Панько Е.А.)  самооценки. При этом конкретные тактические шаги будут различны, в зависимости от причины, опосредующих завышение ребёнком своего «Я». Причинами же могут

быть: осознание  своей непринятости в системе межличностных отношений и общения; принятие «на веру» завышенных оценок родителей и других значимых взрослых; несформированность оценочной и самооценочной деятельности; социальная некомпетентность и др.

    «Симптом усталости» проявляется в том, что иногда у ребёнка наступают приступы усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Эти состояния возникают в условиях максимального эмоционального напряжения. Поведение становится деструктивным, ибо регулируется исключительно эмоциями. Ребёнок чувствует полное и глубокое истощение, не способен осмысливать окружающее, «забывает» программу взаимоотношений с другими. Дошкольник пытается помочь себе в таких фрустрационных ситуациях либо в форме агрессивности, либо торможения (плач, отказ от контактов).

    Коррекция ребёнка должна быть направлена на снятие факторов эмоциональной напряженности. Основным направлением коррекционной работы должно стать создание условий для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Если младшие будут рады любой ситуации, представляющей   возможность общения со старшими, что для последних надо «сделать» ее привлекательной. Следует предусмотреть возможность для реализации старшими детьми мотивы положительного доминирования. Важно постепенное и последовательное увеличение взаимной зависимости детей в совместной деятельности. Это может быть успешно достигнуто не только в сюжетно-ролевой игре, но и в изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности путём создания «разрывов» (нарушения ритмичности совместной деятельности) в рабочей цепочке последовательно связанных друг с другом старших детей. Таким образом, вся коррекционная работа направляется на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

Глава 2. Эксперементальные исследования межличностных отношений в детском коллективе.

     2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста

     При выборе возраста детей я  исходила из социально-психологических данных, полученных в работах Я. Л. Коломинского и Т. А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения. В этом возрасте можно также наблюдать определенную стабильность статусных отношений и объединений детей.

     В процессе исследования, была поставлена следующая цель: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

     Для подтверждения гипотезы было проведено  психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ  № 454 в период с мая по июль 2011 года. В нем принимали участие педагоги старшей  группы, а также узкие специалисты, работающие с детьми. Подробная характеристика выборки представлена в Приложение 1.

    1. Проведение социометрических исследований.
     План  практической части.
 
     
  1. Провести  социометрический эксперимент, рекомендованный  Я.А.Коломинским.

     а) провести игру «Секрет» (выбор в  действии);

     б) провести игру «Два домика»;

     в) провести занятие ИЗО на тему «Варежка».

     г)  занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду».

     г) выводы по проведённым методикам:

  1. Составить план проведения коррекционных занятий.
     Методика  проведения игры «Секрет».

     Перед началом игры я давала каждому  ребенку инструкцию: «Сейчас я  дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых  нет сегодня». Результаты заносились в заранее заготовленную таблицу. Данные по данной методике представлены в Приложение 2а, б.

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция