Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..
Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Необходимо
постепенно формировать у детей
умения сотрудничества сначала в
небольшой группе (2-3 ребенка), а затем
в группе с большим количеством
участников, специально учить детей
способам самостоятельной организации
совместной деятельности, умению определить
общую цель, спланировать работу (или
игру), договориться о ее распределении
между участниками; получить результат.
Воспитатель направляет взаимоотношения
детей, высоко оценивает факты взаимопомощи,
дружной общей работы. Это способствует
сплочению коллектива, создает атмосферу
доброжелательности в группе.
Наиболее типичной и частной является проблема «непопулярности» ребёнка в группе сверстников. Объективно такое положение дополнительно фиксируют: отсутствие или минимум (1-2) социометрических выбора, т.е. статус «непринятый - принятый»; узкий круг общения, отсутствие избирательных контактов неучастия устойчивых игровых объединений, пути оценки личностных качеств. В течение некоторого временного интервала (до 6 мес - по материалу А.А.Рояк) ребёнок не осознаёт этих объективных симптомов своей непопулярности. На втором этапе - этапе осознания своего объективного положения в системе взаимодействия и негативного его переживания - могут иметь место различные, порой противоположные, нормы эмоционального с поведенческого реагирования. Это этап открытого конфликта, формами его выражения являются: открыто агрессивное поведение (вербальные агрессии, физические агрессии, шутовство, привлечение, уход в себя, отказ посещать детский сад и прочее.
Цели и задачи коррекционной
работы должны быть соотнесены
с выявленными причинами «
Основным направлением
Устойчивая непопулярность дошкольника в системе межличностного взаимодействия детерминируют формирование заниженной самооценки - «Комплекса Золушки». Объективно он характеризуется негативным самовосприятием, симптомами отказа себе в достоинствах, безразличия к себе, небрежности к внешнему виду, безразличии в делах, равнодушием к оценкам, неуверенностью в голосе, отрешенностью. Основу коррекции должно составить формирование адекватной ориентации на свои возможности. Конкретными средствами для этого станут: обеспечение дошкольнику возможностей успешности деятельности внимание воспитателя и участие в активизации интересов, потребностей ребёнка, поддержка его начинаний, положительная оценка, «востребование» потенциальных возможностей ребёнка.
В группе «непопулярных» могут оказаться дети малообщительные, дети с отсутствием или слабой выраженностью игровых мотивов. У последних преобладает стремление не к игровой деятельности, а к рисованию или коллекционированию, или конструированию. Коррекционные усилия направленные на расширение круга общения детей, на развитие у них социальных мотивов, развитие ориентировки на совместную со сверстниками деятельность. Внимание взрослого должно быть направлено их к внутренним переживаниям ребёнка. Возможны несколько групп причин, обуславливающих малообщительность ребёнка: он первоначально стремиться к общению, но позже пришло это стремление из-за недоброжелательного, несправедливого отношения сверстников; первоначально стремился к общению, но отошел от него несмотря на доброжелательность сверстников. В первом строе основное усилие коррекции должно быть направлено на устранение недоброжелательности сверстников. Во втором - на развитие и формирование социальных мотивов у ребёнка. Эффективными приёмами выступают: прием эмоционального комментария взрослым наблюдаемого ребёнком взаимодействия других детей; прием комментария происходящего самим ребёнком; приемы арттерапии: восприятие художественных произведений и их анализ с целью выявления постижения (осознания, переживания) дошкольниками особенностей проявления человеческих взаимоотношений, способов воздействия людей друг на друга; театральная деятельность - упрощение ребёнка в накоплении типов выразительных экспрессивно-межличностных движений, интонаций.
Некоторые дети могут иметь низкий социометрический статус, узкий круг общения, новый путь общений, избирательность, но достаточно высокий оценочный статус личности или отдельных личностных качеств. Объективной причиной такому явлению является индивидуально типологические особенности ребёнка, его физический облик.
Внешне
наблюдаемым симптомом
Следует обратить внимание и на такие нарушения в развитии личности, причины которых лежат в характере межличностного общения, взаимоотношений и взаимооценивания в группе сверстников как аффект неадекватности и симптом усталости:
Аффект неадекватности развивается в результате систематического завышения ребёнком оценки себя. Это может привести к стойким эмоционально-личностным расстройствам. Коррекционная работа должна иметь целью формирование у дошкольника адекватной (педагогически целесообразной - терм Панько Е.А.) самооценки. При этом конкретные тактические шаги будут различны, в зависимости от причины, опосредующих завышение ребёнком своего «Я». Причинами же могут
быть: осознание своей непринятости в системе межличностных отношений и общения; принятие «на веру» завышенных оценок родителей и других значимых взрослых; несформированность оценочной и самооценочной деятельности; социальная некомпетентность и др.
«Симптом усталости» проявляется в том, что иногда у ребёнка наступают приступы усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Эти состояния возникают в условиях максимального эмоционального напряжения. Поведение становится деструктивным, ибо регулируется исключительно эмоциями. Ребёнок чувствует полное и глубокое истощение, не способен осмысливать окружающее, «забывает» программу взаимоотношений с другими. Дошкольник пытается помочь себе в таких фрустрационных ситуациях либо в форме агрессивности, либо торможения (плач, отказ от контактов).
Коррекция ребёнка должна быть направлена на снятие факторов эмоциональной напряженности. Основным направлением коррекционной работы должно стать создание условий для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Если младшие будут рады любой ситуации, представляющей возможность общения со старшими, что для последних надо «сделать» ее привлекательной. Следует предусмотреть возможность для реализации старшими детьми мотивы положительного доминирования. Важно постепенное и последовательное увеличение взаимной зависимости детей в совместной деятельности. Это может быть успешно достигнуто не только в сюжетно-ролевой игре, но и в изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности путём создания «разрывов» (нарушения ритмичности совместной деятельности) в рабочей цепочке последовательно связанных друг с другом старших детей. Таким образом, вся коррекционная работа направляется на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.
2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста
При выборе возраста детей я исходила из социально-психологических данных, полученных в работах Я. Л. Коломинского и Т. А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения. В этом возрасте можно также наблюдать определенную стабильность статусных отношений и объединений детей.
В процессе исследования, была поставлена следующая цель: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.
Для подтверждения гипотезы было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 454 в период с мая по июль 2011 года. В нем принимали участие педагоги старшей группы, а также узкие специалисты, работающие с детьми. Подробная характеристика выборки представлена в Приложение 1.
а) провести игру «Секрет» (выбор в действии);
б) провести игру «Два домика»;
в) провести занятие ИЗО на тему «Варежка».
г) занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду».
г) выводы по проведённым методикам:
Перед
началом игры я давала каждому
ребенку инструкцию: «Сейчас я
дам тебе три игрушки. Ты можешь положить
их те детям, которым ты хотел бы
их подарить, только каждому по одной.
Можешь положить и тем детям, которых
нет сегодня». Результаты заносились
в заранее заготовленную
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция