Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..

Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 120.26 Кб (Скачать)

     В начале нашего эксперимента в данной детской группе отмечалось, что в  IV  и III статусной группе преобладало больше всего процентов детей, но в ходе эксперимента, после коррекционных упражнений, дети из «изолированной» статусной группы перешли в группу «принебрегаемые», что конечно не высокий показатель, но всё же, детей «приняли» в коллектив, и они стали полноценно функционировать, общаться со сверстниками, участвовать в разных коллективных мероприятиях, что до этого не наблюдалось.  Да и количество «предпочитаемых» ребят возросло с 20 % до 33%. Таким образом, в данном детском коллективе проблема межличностных взаимоотношений была решена.

     Как было уже сказано, до начала эксперимента в группе были «изолированные» ребята, которых не выбирали дети в ходе проведения методик. Очень важно  было поддержать их в этот момент, дать понять, что всё хорошо, это не страшно, что их не выбрали. Главное  не дать другим детям, с большинством выборов не дать акцентировать внимание на себе. В этом моменте мне помогли  воспитатели, которые помогали поддерживать дисциплину в ходе проведения всего эксперимента. В целом, совместная и сплочённая работа трудового коллектива в детском саду позволила мне провести работу, которая принесла свои результаты. В конце эксперимента в группе уже не было «изолированных» ребят, все ребята контактировали между собой хорошо, стали лучше понимать друг друга, особенно в процессе игровых упражнений. Родители стали замечать, что во время проведения коррекционных упражнений настроение детей с низким социальным статусом было уже более приподнятое, ребята с радостью играли в игры и дома с родителями (план коррекционных упражнений был роздан каждому родителю для закрепления результатов в домашней обстановке). В целом работа дала положительный результат, и имеет место для применения в целях укрепления взаимодействия между детьми в других группах данного учреждения, а так же как игровой материал для развивающих занятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.
  2. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагентство, 1994. - 68 с.
  3. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.
  4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
  5. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996;
  6. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией  Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997 г.
  8. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986.
  9. Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание.- 1986.
  10. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  11. Математические методы в психологии. 3-е издание., испр. и доп./ И.П. Мацкевич [и др]. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 188 с.
  12. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981;
  13. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  15. Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981.
  16. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978.
  17. Программа воспитания в детском саду.- М.: Просвещение.- 1978
  18. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е издание – СПБ «Речь», 2008 – 283 с. Е. Е. Алексеева.
  19. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984.
  20. Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание.- 1985.
  21. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
  22. Экспериментальная психология: учеб.- метод. комплекс / С.А. Беляев. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 168 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

     Детский коллектив группы «Фантазёры». 

     № п/п      Имя ребенка      Возраст
     Старшая группа
     1 Бондаренко  М.      7 лет
     2 Бантровский К.      6 лет
     3 Бородич Е.      6 лет
     4 Буторина А.      6 лет
     5 Бубен К.      5 лет
     6 Глагольев Р.      6 лет
     7 Дерик Д.      6 лет
     8 Казаченкова И      6 лет
     9 Жевнов А      6 лет
10 Маруга Д.      7 лет
11 Радиминович П.      6 лет
12 Хургина А.      7 лет
13 Шеко А.      6 лет
14 Шевчик Н.      6 лет
15 Тепикин В.      6 лет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2а.

               Результаты по методике «Секрет» 

№ п\п Ф. И. О. ребенка Отдает предпочтение
1 Бондаренко  М. Бубен К., Казаченкова И., Тепикин В.
2 Бантровский К. Хургина А., Радиминович  П., Дерик Д.
3 Бородич Е. Жевнов А., Бубен  К., Буторина А.
4 Буторина А. Бубен К., Бондаренко М., Тепикин В.
5 Бубен К. Бондаренко  М., Буторина А., Казаченкова И.
6 Глагольев Р. Дерик Д, Радиминович  П., Буторина А.
7 Дерик Д. Глагольев Р., Буторина А., Бантровский К.
8 Казаченкова И. Бубен К, Бондаренко М., Типикин В.
9 Жевнов А. Бондаренко  М., Казаченкова И., Типикин В.
10 Маруга Д. Казаченкова И., Бондаренко М., Типикин В.
11 Радиминович П. Дерик Д., Глагольев Р., Шеко А.
12 Хургина А. Дерик Д., Радиминович П., Глагольев Р.
13 Шеко А. Дерик Д., Глагольев Р., Радиминович П.
14 Шевчик Н. Дерик Д.
15 Тепикин В. Бондаренко  М., Бородич Е., Буторина А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ПРИЛОЖЕНИЕ 2б. 

              Социограмма 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Условные  обозначения

     

            Девочки     _________  Устойчивая симпатия

         Мальчики                       Симпатия с взаимностью 
 

               ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

         Социоматрица  по результатам методики «Два домика» 

Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Бондаренко  М. 1         1     2             3
Бантровский К. 2             3       2 1      
Бородич Е. 3       3 2       1            
Буторина А. 4 2       1                   3
Бубен К. 5 1     2       3              
Глагольев Р. 6       3     1       2        
Дерик Д. 7   3   2   1                  
Казаченкова И. 8 2       1                   3
Жевнов А. 9 1             2             3
Маруга Д. 10 2             1             3
Радиминович П. 11           3 1           2    
Хургина А. 12           3 1       2        
Шеко А. 13           3 2       1        
Шевчик  Н. 14             1                
Тепикин В. 15 1     2 3                    
Число полученных выборов   6 1 0 5 5 4 6 4 1 0 4 1 1 0 5
Число взаимных выборов   3 1 0 2 3 2 2 2 0 0 2 0 1 0 2
 
 
 
 
 
 

               ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

         Соотношение социометрических статусов в группе. 

Имена детей Колличество выборов Колличество взаимных выборов Социометрический  статус

в группе

Бондаренко  М. 6 3 «Звезда»
Бантровский К. 1 1 «Пренебрегаемый»
Бородич Е. 0 0 «Изолированный»
Буторина А. 5 2 «Звезда»
Бубен К. 5 3 «Звезда»
Глагольев Р. 4 2 «Предпочитаемый»
Дерик Д. 6 2 «Звезда»
Казаченкова И. 4 2 «Предпочитаемый
Жевнов А. 1 0 «Пренебрегаемый»
Маруга Д. 0 0 «Изолированный»
Радиминович П. 4 2 «Предпочитаемый»
Хургина А. 1 0 «Пренемрегаемый»
Шеко А. 1 1 «Пренебрегаемый»
Шевчик  Н. 0 0 «Изолированный»
Тепикин В. 5 2 «Звезда»

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция