Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования: межличностные отношения.
     Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников……………………………………………………………………… 
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников…………………………………………………………………….... 
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе………………………………………………………………………………. 
     2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
     2.1 Социометрические исследования  межличностных отношений в группе  детей дошкольного возраста……………………………………………..
Проведение социометрических исследований……………………. 
Результаты социометрических процедур и выводы……………… 
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………............. 
Математическая обработка результатов исследования………… 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В начале нашего эксперимента в данной детской группе отмечалось, что в IV и III статусной группе преобладало больше всего процентов детей, но в ходе эксперимента, после коррекционных упражнений, дети из «изолированной» статусной группы перешли в группу «принебрегаемые», что конечно не высокий показатель, но всё же, детей «приняли» в коллектив, и они стали полноценно функционировать, общаться со сверстниками, участвовать в разных коллективных мероприятиях, что до этого не наблюдалось. Да и количество «предпочитаемых» ребят возросло с 20 % до 33%. Таким образом, в данном детском коллективе проблема межличностных взаимоотношений была решена.
     Как 
было уже сказано, до начала эксперимента 
в группе были «изолированные» ребята, 
которых не выбирали дети в ходе 
проведения методик. Очень важно 
было поддержать их в этот момент, дать 
понять, что всё хорошо, это не 
страшно, что их не выбрали. Главное 
не дать другим детям, с большинством 
выборов не дать акцентировать внимание 
на себе. В этом моменте мне помогли 
воспитатели, которые помогали поддерживать 
дисциплину в ходе проведения всего эксперимента. 
В целом, совместная и сплочённая работа 
трудового коллектива в детском саду позволила 
мне провести работу, которая принесла 
свои результаты. В конце эксперимента 
в группе уже не было «изолированных» 
ребят, все ребята контактировали между 
собой хорошо, стали лучше понимать друг 
друга, особенно в процессе игровых упражнений. 
Родители стали замечать, что во время 
проведения коррекционных упражнений 
настроение детей с низким социальным 
статусом было уже более приподнятое, 
ребята с радостью играли в игры и дома 
с родителями (план коррекционных упражнений 
был роздан каждому родителю для закрепления 
результатов в домашней обстановке). В 
целом работа дала положительный результат, 
и имеет место для применения в целях укрепления 
взаимодействия между детьми в других 
группах данного учреждения, а так же как 
игровой материал для развивающих занятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
     Детский 
коллектив группы «Фантазёры». 
| № п/п | Имя ребенка | Возраст | 
| Старшая группа | ||
| 1 | Бондаренко М. | 7 лет | 
| 2 | Бантровский К. | 6 лет | 
| 3 | Бородич Е. | 6 лет | 
| 4 | Буторина А. | 6 лет | 
| 5 | Бубен К. | 5 лет | 
| 6 | Глагольев Р. | 6 лет | 
| 7 | Дерик Д. | 6 лет | 
| 8 | Казаченкова И | 6 лет | 
| 9 | Жевнов А | 6 лет | 
| 10 | Маруга Д. | 7 лет | 
| 11 | Радиминович П. | 6 лет | 
| 12 | Хургина А. | 7 лет | 
| 13 | Шеко А. | 6 лет | 
| 14 | Шевчик Н. | 6 лет | 
| 15 | Тепикин В. | 6 лет | 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2а.
       
Результаты по методике «Секрет» 
| № п\п | Ф. И. О. ребенка | Отдает предпочтение | 
| 1 | Бондаренко М. | Бубен К., Казаченкова И., Тепикин В. | 
| 2 | Бантровский К. | Хургина А., Радиминович П., Дерик Д. | 
| 3 | Бородич Е. | Жевнов А., Бубен К., Буторина А. | 
| 4 | Буторина А. | Бубен К., Бондаренко М., Тепикин В. | 
| 5 | Бубен К. | Бондаренко М., Буторина А., Казаченкова И. | 
| 6 | Глагольев Р. | Дерик Д, Радиминович П., Буторина А. | 
| 7 | Дерик Д. | Глагольев Р., Буторина А., Бантровский К. | 
| 8 | Казаченкова И. | Бубен К, Бондаренко М., Типикин В. | 
| 9 | Жевнов А. | Бондаренко М., Казаченкова И., Типикин В. | 
| 10 | Маруга Д. | Казаченкова И., Бондаренко М., Типикин В. | 
| 11 | Радиминович П. | Дерик Д., Глагольев Р., Шеко А. | 
| 12 | Хургина А. | Дерик Д., Радиминович П., Глагольев Р. | 
| 13 | Шеко А. | Дерик Д., Глагольев Р., Радиминович П. | 
| 14 | Шевчик Н. | Дерик Д. | 
| 15 | Тепикин В. | Бондаренко М., Бородич Е., Буторина А. | 
     ПРИЛОЖЕНИЕ 
2б. 
    
Социограмма 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Условные обозначения
            Девочки     ______
     
    Мальчики                     
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
     Социоматрица 
по результатам методики «Два домика» 
| Имена детей | № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
| Бондаренко М. | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
| Бантровский К. | 2 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
| Бородич Е. | 3 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
| Буторина А. | 4 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
| Бубен К. | 5 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
| Глагольев Р. | 6 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
| Дерик Д. | 7 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
| Казаченкова И. | 8 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
| Жевнов А. | 9 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
| Маруга Д. | 10 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
| Радиминович П. | 11 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
| Хургина А. | 12 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
| Шеко А. | 13 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
| Шевчик Н. | 14 | 1 | |||||||||||||||
| Тепикин В. | 15 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
| Число полученных выборов | 6 | 1 | 0 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 1 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||
| Число взаимных выборов | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
     Соотношение 
социометрических статусов в группе. 
| Имена детей | Колличество выборов | Колличество взаимных выборов | Социометрический 
  статус в группе | 
| Бондаренко М. | 6 | 3 | «Звезда» | 
| Бантровский К. | 1 | 1 | «Пренебрегаемый» | 
| Бородич Е. | 0 | 0 | «Изолированный» | 
| Буторина А. | 5 | 2 | «Звезда» | 
| Бубен К. | 5 | 3 | «Звезда» | 
| Глагольев Р. | 4 | 2 | «Предпочитаемый» | 
| Дерик Д. | 6 | 2 | «Звезда» | 
| Казаченкова И. | 4 | 2 | «Предпочитаемый | 
| Жевнов А. | 1 | 0 | «Пренебрегаемый» | 
| Маруга Д. | 0 | 0 | «Изолированный» | 
| Радиминович П. | 4 | 2 | «Предпочитаемый» | 
| Хургина А. | 1 | 0 | «Пренемрегаемый» | 
| Шеко А. | 1 | 1 | «Пренебрегаемый» | 
| Шевчик Н. | 0 | 0 | «Изолированный» | 
| Тепикин В. | 5 | 2 | «Звезда» | 
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция