Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..
Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В начале нашего эксперимента в данной детской группе отмечалось, что в IV и III статусной группе преобладало больше всего процентов детей, но в ходе эксперимента, после коррекционных упражнений, дети из «изолированной» статусной группы перешли в группу «принебрегаемые», что конечно не высокий показатель, но всё же, детей «приняли» в коллектив, и они стали полноценно функционировать, общаться со сверстниками, участвовать в разных коллективных мероприятиях, что до этого не наблюдалось. Да и количество «предпочитаемых» ребят возросло с 20 % до 33%. Таким образом, в данном детском коллективе проблема межличностных взаимоотношений была решена.
Как
было уже сказано, до начала эксперимента
в группе были «изолированные» ребята,
которых не выбирали дети в ходе
проведения методик. Очень важно
было поддержать их в этот момент, дать
понять, что всё хорошо, это не
страшно, что их не выбрали. Главное
не дать другим детям, с большинством
выборов не дать акцентировать внимание
на себе. В этом моменте мне помогли
воспитатели, которые помогали поддерживать
дисциплину в ходе проведения всего эксперимента.
В целом, совместная и сплочённая работа
трудового коллектива в детском саду позволила
мне провести работу, которая принесла
свои результаты. В конце эксперимента
в группе уже не было «изолированных»
ребят, все ребята контактировали между
собой хорошо, стали лучше понимать друг
друга, особенно в процессе игровых упражнений.
Родители стали замечать, что во время
проведения коррекционных упражнений
настроение детей с низким социальным
статусом было уже более приподнятое,
ребята с радостью играли в игры и дома
с родителями (план коррекционных упражнений
был роздан каждому родителю для закрепления
результатов в домашней обстановке). В
целом работа дала положительный результат,
и имеет место для применения в целях укрепления
взаимодействия между детьми в других
группах данного учреждения, а так же как
игровой материал для развивающих занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Детский
коллектив группы «Фантазёры».
№ п/п | Имя ребенка | Возраст |
Старшая группа | ||
1 | Бондаренко М. | 7 лет |
2 | Бантровский К. | 6 лет |
3 | Бородич Е. | 6 лет |
4 | Буторина А. | 6 лет |
5 | Бубен К. | 5 лет |
6 | Глагольев Р. | 6 лет |
7 | Дерик Д. | 6 лет |
8 | Казаченкова И | 6 лет |
9 | Жевнов А | 6 лет |
10 | Маруга Д. | 7 лет |
11 | Радиминович П. | 6 лет |
12 | Хургина А. | 7 лет |
13 | Шеко А. | 6 лет |
14 | Шевчик Н. | 6 лет |
15 | Тепикин В. | 6 лет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2а.
Результаты по методике «Секрет»
№ п\п | Ф. И. О. ребенка | Отдает предпочтение |
1 | Бондаренко М. | Бубен К., Казаченкова И., Тепикин В. |
2 | Бантровский К. | Хургина А., Радиминович П., Дерик Д. |
3 | Бородич Е. | Жевнов А., Бубен К., Буторина А. |
4 | Буторина А. | Бубен К., Бондаренко М., Тепикин В. |
5 | Бубен К. | Бондаренко М., Буторина А., Казаченкова И. |
6 | Глагольев Р. | Дерик Д, Радиминович П., Буторина А. |
7 | Дерик Д. | Глагольев Р., Буторина А., Бантровский К. |
8 | Казаченкова И. | Бубен К, Бондаренко М., Типикин В. |
9 | Жевнов А. | Бондаренко М., Казаченкова И., Типикин В. |
10 | Маруга Д. | Казаченкова И., Бондаренко М., Типикин В. |
11 | Радиминович П. | Дерик Д., Глагольев Р., Шеко А. |
12 | Хургина А. | Дерик Д., Радиминович П., Глагольев Р. |
13 | Шеко А. | Дерик Д., Глагольев Р., Радиминович П. |
14 | Шевчик Н. | Дерик Д. |
15 | Тепикин В. | Бондаренко М., Бородич Е., Буторина А. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2б.
Социограмма
Условные обозначения
Девочки ______
Мальчики
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Социоматрица
по результатам методики «Два домика»
Имена детей | № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Бондаренко М. | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
Бантровский К. | 2 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
Бородич Е. | 3 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
Буторина А. | 4 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
Бубен К. | 5 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
Глагольев Р. | 6 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
Дерик Д. | 7 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
Казаченкова И. | 8 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
Жевнов А. | 9 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
Маруга Д. | 10 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
Радиминович П. | 11 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
Хургина А. | 12 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||
Шеко А. | 13 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||
Шевчик Н. | 14 | 1 | |||||||||||||||
Тепикин В. | 15 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
Число полученных выборов | 6 | 1 | 0 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 1 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||
Число взаимных выборов | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Соотношение
социометрических статусов в группе.
Имена детей | Колличество выборов | Колличество взаимных выборов | Социометрический
статус
в группе |
Бондаренко М. | 6 | 3 | «Звезда» |
Бантровский К. | 1 | 1 | «Пренебрегаемый» |
Бородич Е. | 0 | 0 | «Изолированный» |
Буторина А. | 5 | 2 | «Звезда» |
Бубен К. | 5 | 3 | «Звезда» |
Глагольев Р. | 4 | 2 | «Предпочитаемый» |
Дерик Д. | 6 | 2 | «Звезда» |
Казаченкова И. | 4 | 2 | «Предпочитаемый |
Жевнов А. | 1 | 0 | «Пренебрегаемый» |
Маруга Д. | 0 | 0 | «Изолированный» |
Радиминович П. | 4 | 2 | «Предпочитаемый» |
Хургина А. | 1 | 0 | «Пренемрегаемый» |
Шеко А. | 1 | 1 | «Пренебрегаемый» |
Шевчик Н. | 0 | 0 | «Изолированный» |
Тепикин В. | 5 | 2 | «Звезда» |
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция