Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..

Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 120.26 Кб (Скачать)

     Проведение  методики «Два домика».

     Для проведения методики «Два домика» было  необходимо 2 рисунка с изображением домика. Один из них – большой  красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

     В процессе исследования я индивидуально  беседовала с каждым из детей, а воспитатель  решал вопросы дисциплины.

     В начале исследования я показала каждому  ребенку обе картинки и  пояснила: «Посмотри на эти домики. В красном  – много разных игрушек, а в  черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном  домике?». Детям было предложено сделать 3 выбора. Результаты проведённый методики отображены в Приложение 3.

     Статус  ребёнка определяется путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого  к одной из четырёх статусных  категорий:

     I  – «Звёзды» (5 и более выборов);

     II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора);

     II – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора);

     IV – «Изолированные» (0 выборов);

     Проведение  методики «Варежка».

     В эксперименте учавствовало 2 ребёнка  с социометрическим статусом в группе  - «Звёзды». Целью эксперимента было изучение отношений детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.

     Набор цветных карандашей делится между  детьми поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами  и проявления взаимных уступок сверстнику.

     В процессе раскрашивания детьми варежек  отмечались следующие особенности  их поведения:

  • интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним;
  • ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаши;
  • реакция ребенка на поощрения и порицания партнера.

     Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.

     Наблюдения  за ходом эксперимента представлены в Приложение 5.

 
---

     Заключение  по методике «Варежка».

     В эксперименте участвовало два «лидера» данного детского коллектива. В ходе наблюдения за детьми, было установлено, что дети между собой контактируют достаточно напряжённо. Бондаренко М.  всегда пытается спровоцировать конфликт с Дерик Д. Отсюда,  решили установить наблюдение за данной «Звёздной парой». Методика показала, что Дерик Д. достаточно дружелюбно настроен по отношению к другой «Звезде» - Бондаренко М. Но попытки им пойти на уступки, всячески грозили конфликтом.

     В ходе диагностики   и наблюдения были выявлены негативные моменты между  детьми, которые позволяют подобрать  нужные коррекционные упражнения для  достижения удачного взаимодействия между  детьми.

     Как выяснилось в ходе эксперимента, высокое  статусное положение ребёнка  влияет на его положение в иерархии взаимоотношений. Столкновения «Звёзд»  весьма очевидно и прогнозируемо, и  поддаётся коррекции. Благодаря  успешной диагностике планируется  составление плана коррекционных  упражнений, для достижения оптимального баланса взаимоотношений в данной дошкольной группе.

     Для проведения данных игр, я обратилась за помощью к руководителю по физвоспитанию, для закрепления результатов было решено внести их в программу музыкальных занятий,  уже под редакцией музыкального руководителя.

     Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую  от непосредственного наблюдения картину  межличностных взаимоотношений  в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников  без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка  и помощь в психологической адаптации  к детскому саду. 
 

     
    1. Результаты  социометрических процедур и выводы

     Исходя  из данных проведённых методик, можно  сделать соответствующие выводы. Остановимся на описании социометрических показателях межличностных отношений  в данной группе детей. 

     
  • Социометрический  статус ребёнка в системе межличностных  отношений.

     Статус  ребёнка определяется путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого  к одной из четырёх статусных  категорий:

     I  – «Звёзды» (5 и более выборов): Бондаренко М., Буторина А., Бубен К., Дерик Д., Тепикин В.

     II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора): Глагольев Р., Казаченкова И., Радиминович П.

     II – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): Бантровский К., Жевнов А., Хургина А., Шеко А.

     IV – «Изолированные» (0 выборов): Бородич Е., Маруга Д., Шевчик Н.

 

     Дифференциация  испытуемых по статусным группам  позволяет определить диагностические  индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей  в данной группе детского сада.

  1. Коэффициент благополучия отношений.

     КБО = (С1 + С2)/n,

     где С1 – количество «звезд»,

     С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в группе.

     КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

     Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого коллектива  определяется как высокий.

  1. Коэффициент оптимальности отношений.

     КОО = (С2+ С3)/n,

     где С2 – количество предпочитаемых в этих.

     КОО = 3+4/15 = 0,46

  1. Коэффициент «звездности».

     КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3

  1. Коэффициент «изолированности».

     КИ = С4/n,

     где С4 – количество «изолированных» в группе.

     КИ = 3/15 = 0,2

  1. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

     КВ = SВВ/SВ.

     В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

     Коэффициент взаимности выборов детей в группе характеризуется как высокий.

  1. Коэффициент осознанности.

     КО = R0/Rx*100%,

     где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

     а Rx – число ожидаемых выборов.

     В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

  1. Коэффициент сплочённости группы.

     КС =

     КС = 20/46 × 100% = 0,43

  1. Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ребенка в группе – маргинальное значение полученного количеств баллов.

     Маргинальное  значение высчитывалось по формуле:

     

     где m – суммарная оценка полученных выборов, N – число детей в группе.

     Индекс  социометрического статуса для  каждого члена группы представлен  в Приложении 7.

     В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне  нравится в детском саду», которая  проводилась как занятие с  детьми по ИЗО.  По результатам исследования было выявлено, что 9 испытуемых (60%) на заданный вопрос нарисовали сам детский сад; 3 человека (20%) нарисовали спортивный зал; 2 человека (13,3 %) - себя и друзей; 1 человек (6 %) - себя и группу. Из этого следует, что только   60 % детей с детским садом ассоциируют не только пребывание в нём, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен  20 % у  детей.

  • Выводы из результатов, полученных после проведения проективных методик.

     После проведения проективных методик  в данном детском коллективе, можно  сделать вывод, что всё же  гипотеза, поставленная в начале эксперимента, подтверждается. На примере конфликта  пары «Звёзд», можно заявить о  том, что статус ребёнка, в системе  межличностных отношений, имеет свою роль. Эти выводы были сделаны на основе проведения проективной методики «Варежка», где исследовалось поведение детей пары,  с социометрическим статусом «Звезда».  На основе данных результатов был составлен план коррекционных упражнений. Коррекционные занятия проводились в течение месяца (июнь 2011 г.). Данная коррекционная программа была направлена на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

     Таким образом,  в процессе диагностики  были выявлены:

     - важные диагностические показатели  состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

     - важность общения и межличностных  отношений детей детском саду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4  Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.

     Цель  программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи  программы:

     1.Формирование  у детей представления о внутреннем  мире человека, о его месте  в окружающем мире.

     2. Воспитание интереса к окружающим  сверстникам, развитие умения  чувствовать и понимать другого.

     3. Развитие умения эмоционально  выражать свои чувства.

     4. Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

     5. Развитие творческих способностей  и воображения, любознательности  и наблюдательности.

     6. Развитие способности к индивидуальному  самовыражению детей.

     7. Сплочение детского коллектива.

     Рекомендации  по осуществлению программы:

  1. Занятия проводятся в кругу, не за столом.
  2. Не делать замечаний.
  3. Не говорить на занятиях слишком громко.
  4. Никто не должен мешать, ходить мимо.
  5. Желательно проводить занятия в небольшом помещении.
  6. Использовать наглядные средства.
  7. Вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей.
  8. Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным.
  9. Упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни

     (была  проведена беседа с родителями  и педагогическим персоналом). 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция