Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования: межличностные отношения.
     Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников……………………………………………………………………… 
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников…………………………………………………………………….... 
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе………………………………………………………………………………. 
     2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
     2.1 Социометрические исследования  межличностных отношений в группе  детей дошкольного возраста……………………………………………..
Проведение социометрических исследований……………………. 
Результаты социометрических процедур и выводы……………… 
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………............. 
Математическая обработка результатов исследования………… 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Проведение методики «Два домика».
Для проведения методики «Два домика» было необходимо 2 рисунка с изображением домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
В процессе исследования я индивидуально беседовала с каждым из детей, а воспитатель решал вопросы дисциплины.
В начале исследования я показала каждому ребенку обе картинки и пояснила: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике?». Детям было предложено сделать 3 выбора. Результаты проведённый методики отображены в Приложение 3.
Статус ребёнка определяется путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырёх статусных категорий:
I – «Звёзды» (5 и более выборов);
II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора);
II – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора);
IV – «Изолированные» (0 выборов);
В эксперименте учавствовало 2 ребёнка с социометрическим статусом в группе - «Звёзды». Целью эксперимента было изучение отношений детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.
Набор цветных карандашей делится между детьми поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами и проявления взаимных уступок сверстнику.
В процессе раскрашивания детьми варежек отмечались следующие особенности их поведения:
Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.
Заключение по методике «Варежка».
В эксперименте участвовало два «лидера» данного детского коллектива. В ходе наблюдения за детьми, было установлено, что дети между собой контактируют достаточно напряжённо. Бондаренко М. всегда пытается спровоцировать конфликт с Дерик Д. Отсюда, решили установить наблюдение за данной «Звёздной парой». Методика показала, что Дерик Д. достаточно дружелюбно настроен по отношению к другой «Звезде» - Бондаренко М. Но попытки им пойти на уступки, всячески грозили конфликтом.
В ходе диагностики и наблюдения были выявлены негативные моменты между детьми, которые позволяют подобрать нужные коррекционные упражнения для достижения удачного взаимодействия между детьми.
     Как 
выяснилось в ходе эксперимента, высокое  
статусное положение ребёнка 
влияет на его положение в иерархии 
взаимоотношений. Столкновения «Звёзд» 
весьма очевидно и прогнозируемо, и 
поддаётся коррекции. Благодаря 
успешной диагностике планируется 
составление плана 
Для проведения данных игр, я обратилась за помощью к руководителю по физвоспитанию, для закрепления результатов было решено внести их в программу музыкальных занятий, уже под редакцией музыкального руководителя.
     Таким 
образом, социометрическое исследование 
помогает воспитателю увидеть скрытую 
от непосредственного наблюдения картину 
межличностных взаимоотношений 
в группе, определить для себя круг 
детей, оставшихся со стороны сверстников 
без должного внимания и уважения, 
и которым необходима поддержка 
и помощь в психологической адаптации 
к детскому саду. 
 
     Исходя 
из данных проведённых методик, можно 
сделать соответствующие 
Статус ребёнка определяется путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырёх статусных категорий:
I – «Звёзды» (5 и более выборов): Бондаренко М., Буторина А., Бубен К., Дерик Д., Тепикин В.
II – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): Бантровский К., Жевнов А., Хургина А., Шеко А.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей в данной группе детского сада.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в группе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого коллектива определяется как высокий.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество предпочитаемых в этих.
КОО = 3+4/15 = 0,46
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов детей в группе характеризуется как высокий.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
КС =
КС = 20/46 × 100% = 0,43
Маргинальное значение высчитывалось по формуле:
где m – суммарная оценка полученных выборов, N – число детей в группе.
Индекс социометрического статуса для каждого члена группы представлен в Приложении 7.
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в детском саду», которая проводилась как занятие с детьми по ИЗО. По результатам исследования было выявлено, что 9 испытуемых (60%) на заданный вопрос нарисовали сам детский сад; 3 человека (20%) нарисовали спортивный зал; 2 человека (13,3 %) - себя и друзей; 1 человек (6 %) - себя и группу. Из этого следует, что только 60 % детей с детским садом ассоциируют не только пребывание в нём, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20 % у детей.
После проведения проективных методик в данном детском коллективе, можно сделать вывод, что всё же гипотеза, поставленная в начале эксперимента, подтверждается. На примере конфликта пары «Звёзд», можно заявить о том, что статус ребёнка, в системе межличностных отношений, имеет свою роль. Эти выводы были сделаны на основе проведения проективной методики «Варежка», где исследовалось поведение детей пары, с социометрическим статусом «Звезда». На основе данных результатов был составлен план коррекционных упражнений. Коррекционные занятия проводились в течение месяца (июнь 2011 г.). Данная коррекционная программа была направлена на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.
Таким образом, в процессе диагностики были выявлены:
     - 
важные диагностические 
     - 
важность общения и 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4 Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
     1.Формирование 
у детей представления о 
     2. 
Воспитание интереса к 
3. Развитие умения эмоционально выражать свои чувства.
     4. 
Воспитание желания помочь, поддержать, 
посочувствовать, порадоваться 
     5. 
Развитие творческих 
     6. 
Развитие способности к 
7. Сплочение детского коллектива.
Рекомендации по осуществлению программы:
     (была 
проведена беседа с родителями 
и педагогическим персоналом). 
 
 
 
 
 
 
 
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция