Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников………………………………………………………………………
Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников……………………………………………………………………....
Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе……………………………………………………………………………….
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Социометрические исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста……………………………………………..
Проведение социометрических исследований…………………….
Результаты социометрических процедур и выводы………………
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….............
Математическая обработка результатов исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
День помощника
Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.
Как мы уже подчеркивали, кроме игр, во время 5-го этапа необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Попросите их помочь воспитателю младшей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Когда вы увидите, как хорошо дети справляются с этим заданием, попросите их заменить воспитательницу младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.
6-й ЭТАП. ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ.
Комплименты
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Волшебные очки
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
Праздник вежливости
«Сегодня в нашей группе — говорит воспитатель, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
7-й
ЭТАП. ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ
Рукавички
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.
Угадай-ка
Дети
разбиваются на пары или тройки.
«Сейчас мы с вами поиграем в игру
«Угадай-ка», — говорит воспитатель,
— вы договоритесь между собой, какой
рисунок выложить на дощечке. Чтобы
никто не услышал, надо подвинуться
друг к другу ближе, обнять за плечи,
наклониться и говорить шепотом.
Потом вы все вместе выкладываете
свой общий рисунок, а когда он
будет готов, остальные попытаются
угадать, что вы изобразили». Дети договариваются
друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают
его. После этого вся группа угадывает,
какой рисунок задумали ребята. Подобное
задание того же типа можно провести
на материале рисунка или
Информация для составления коррекционных упражнения была взята с источника № 13 [Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).]. Всего использовано 22 упражнения, которые проводились ежедневно в течении июня 2011 года. В выполнении упражнений участвовали воспитатели данной группы детского сада, а так же учитель - дефектолог, педагог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физвоспитанию. Так же план коррекционных упражнений был роздан родителям каждого ребёнка в группе, для ознакомления и закрепления результатов в домашней обстановке. В целом упражнения послужили хорошим подспорьем для проведения других развивающих занятий, что успешно сказалось на их проведении. На каждое упражнение отводилось от 15 до 30 минут, упражнения повторялись в различной очередности в течении дня.
2.5 Математическая обработка результатов исследования.
После
проведения коррекционных упражнений
была проведена повторная
И так, в ходе повторного исследования выяснилось что:
I – «Звёзды» (5 и более выборов): 3 человека;
II – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): 7 человек;
IV
– «Изолированные» (0 выборов): 0 человек;
Дифференциация
испытуемых по статусным группам
позволяет определить диагностические
индивидуальные и групповые показатели
межличностных отношений детей
в данной группе детского сада.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число детей в группе.
КБО = 3 + 5 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого коллектива определяется как высокий.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество «предпочитаемых». С3 – количество «пренебрегаемых»;
КОО = 5+7/15 = 0,8
КЗ = С1/n = 3/15 = 0,2
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 0/15 = 0
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/45*100% = 44, 4%
Коэффициент взаимности выборов детей в группе характеризуется как высокий.
КС =
КС = 20/45 = 44,4%
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Маргинальное значение высчитывалось по формуле:
где m – суммарная оценка полученных выборов, N – число детей в группе.
Индекс
социометрического статуса для
каждого члена группы представлен
в Приложении 7.
Корреляционный анализ по результатам диагностик.
В ходе исследования мной был проведён корреляционный анализ Ч. Спирмена с помощью ЭВМ, на определение коэффициента корреляции между показателями индекса социометрического статуса каждого члена группы до и после коррекционных упражнений.
Присвоим ранги признаку Y и фактору X. Найдем сумму разности квадратов d2.
По формуле
вычислим коэффициент ранговой корреляции
Спирмена.
X | Y | ранг X, dx | ранг Y, dy | (dx - dy)2 |
0.088 | 0.07 | 7 | 7 | 0 |
0.01 | 0.01 | 3 | 2 | 1 |
0 | 0.02 | 1 | 3 | 4 |
0.06 | 0.06 | 5 | 6 | 1 |
0.07 | 0.06 | 6 | 6 | 0 |
0.05 | 0.05 | 4 | 5 | 1 |
0.07 | 0.06 | 6 | 6 | 0 |
0.05 | 0.05 | 4 | 5 | 1 |
0.009 | 0.009 | 2 | 1 | 1 |
0 | 0.009 | 1 | 1 | 0 |
0.05 | 0.05 | 4 | 5 | 1 |
0.009 | 0.01 | 2 | 2 | 0 |
0.01 | 0.02 | 3 | 3 | 0 |
0 | 0.009 | 1 | 1 | 0 |
0.6 | 0.04 | 8 | 4 | 16 |
0 | 0 | 0 | 0 | 26 |
Связь между признаком Y фактором X сильная и прямая
Оценка параметров уравнения регрессии.
Значимость коэффициента
корреляции
По таблице Стьюдента находим tтабл:
tтабл (n-m-1;a) = (13;0.05) = 1.771
Поскольку Tнабл > tтабл , то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента корреляции. Другими словами, коэффициент корреляции статистически - значим.
Интервальная
оценка для коэффициента
корреляции (доверительный
интервал).
Доверительный интервал для коэффициента корреляции
r(0.9121;0.9951)
Исходя
из полученных данных, можно сделать
вывод, что данные полученные до и
после коррекционных упражнений
статистически значимы, т.е гипотеза
подтверждается. Своевременная коррекция
взаимоотношений в детском коллективе
позволяет улучшить психологический климат,
а так же взаимоотношения между детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимоотношения
детей в группе детского сада немаловажная
часть их жизни. Именно в детском
саду дети учатся общаться, дружить, и
стараются быть замеченными в
своём коллективе, хотят быть значимыми
среди своих сверстников. Немаловажную
роль в этом играют родители и воспитатели,
которые могут дать детям нужное
направление, научить их быть дружелюбными,
вежливыми, добрыми к окружающим.
Именно тут, в детском саду, и формируется
правильное представление о
Исходя из этого эксперимента, я сделала выводы, что в данном коллективе детей диагностика и коррекция межличностных взаимоотношений принесла свои результаты. Дети стали более открыты друг другу, более доброжелательны. Агрессивный настрой сменился на доброжелательный, и в целом ситуация в группе улучшилась. Коррекционные упражнения и работа воспитателей сплотили ребят. Я рада, что всё же гипотеза подтвердилась, и принесла результат. Ведь самое главное – это детское благополучие, и их счастливое детство без разочарований.
Информация о работе Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция