Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа
Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Факультет психологии
Кафедра «Психология»
Курсовая работа
По дисциплине «Педагогика»
На тему: «Межличностные отношения в коллективе»
Выполнила:
Ст.гр. ЗПЛ-112
Какунина И. С.
Проверила:
Проф. Зыкова З. Н.
Владимир 2013
Содержание.
Введение ……………………….……………………………
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения
межличностных отношений в
Заключение …………………………………………………
Список литературы……………..………………
Приложения……………………………………………………
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….
Схемы…………………………………………………………………
Педагогические ситуации…………………
Педагогические задачи………………………
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь……………………………………………………………
Тренинги…………………………………………………………
Ключ – ответы……………………………………………
Презентация по данной теме
Введение
В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации.
Проведённое исследование ряда
предприятий показало, что около
80 % коллективов с хорошим уровнем
взаимоотношений между
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Объект – коллектив.
Предмет – межличностные отношения в коллективе
1.1 Определение
и основные понятия
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта потребность, будучи обусловлена
биологически-социальными
Из всего вышесказанного видно, что человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.
Соответственно, можно выделить
разнообразные формы
Различные формы взаимодействия
людей характеризуются
Если двух и более людей
многое связывает, формируется фактор
близости, если их связи улучшаются,
они делают друг для друга приятное
- формируется симпатия; если они
видят друг в друге достоинства,
признают право за собой и другими
быть такими, какие они есть, - формируется
уважение. Такие формы взаимодействия,
как дружба и любовь, удовлетворяют
потребность людей в приятии.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение,
однако здесь всегда присутствует четко
фиксированный партнер, по отношению
к которому испытывается симпатия.
Дружба включает фактор симпатии и
уважения, любовь отличается от дружбы
усиленным сексуальным
Социальное влияние имеет
место в том случае, если в результате
взаимодействия повторный ответ
человека на некую проблему более
сближается с ответом другого
человека, чем с собственным
1.2 Феномены межличностных отношений
В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей. Вот некоторые из них:
Коллективистическое самоопределение.
Избирательное отношение
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а) внутренняя конформность
– действительное преобразование индивидуальных
установок в результате внутреннего
принятия позиции окружающих, которая
оценивается человеком как
б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление
поступать вопреки позиции
Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Социально-психологический
климат. Относительно устойчивый эмоциональный
настрой, преобладающий в группе,
в котором соединяются
1.3. Межличностные отношения в коллективе
Коллектив является одним из видов малой группы. «Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы».
Как во всем обществе в целом,
так и в отдельных организациях
социально изолированный
Каждое из самых малочисленных
подразделений организации
Руководители подразделений
играют важную роль в такой организационной
системе. Основная часть взаимоотношений
между широко разбросанными подразделениями
организации и между
Поступив в организацию, человек вскоре обнаруживает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контактов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще одну, более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.
«Немногочисленная группа людей,
которые каждодневно работают вместе,
составляет настоящую социальную группу
(коллектив). Члены ее называют друг
друга обычно по имени. Они лучше
узнают друг друга в результате тесных
личных контактов. Они общаются между
собой не как частные личности,
т. е. не просто как сотрудники, а
как полноценные личности со своими
надеждами и опасениями, честолюбием
и притязаниями, склонностями и неприятиями,
семейными и социальными
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе