Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.

Оглавление

Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 813.38 Кб (Скачать)

Те же действия рекомендуем  женщинам, когда в роли "пожирателя сердец" выступает сам руководитель организации. 

 

3.Проблемы, связанные  с получением очередного отпуска  и их разрешение 

 

Практические рекомендации разрешения проблемы.

Следует познакомить женщин и с некоторыми психологическими приемами беседы с руководителем, когда  дело касается получения выходного  дня или очередного отпуска: вроде  бы Вы вовремя подняли вопрос или  отпуск запланирован, а руководитель не пускает, мотивируя необходимостью интенсивной работы именно на этот период времени, или тем, что слишком  много сотрудников одновременно идут в отпуск...

Предположим, что Вы:

·       при устройстве на работу проговорили и вопрос расписания рабочего времени, и выходных дней, и отпуска;

·       указали в своем трудовом договоре, что сверхурочные часы по просьбе организации Вам компенсируют двойной оплатой, но это чисто добровольное решение, работать или нет в сверхурочное время;

·       не забыли указать в договоре, что обе стороны - и работодатель и служащий, согласовывают заранее вопрос об отпуске, а ответственность за Ваше замещение на время этого отпуска лежит на работодателе.

Если все эти правила  были соблюдены при устройстве на работу, то отдел кадров и руководитель обязаны подписать Ваше заявление  об отпуске. Естественно, что к Вашей  работе не было претензий, замечаний  со стороны администрации до этого  дня (т.е. нет принципиальных причин для отказа).

В случае, если все вышеизложенное Вами не было заранее оговорено, Вам  следует договориться о взаимовыручке  с кем-то в коллективе:

·       на время отпуска подготовленный специалист по той же или смежной специальности, выполняет Ваши функции;

·       идете на прием к начальнику или администратору с этой информацией и заявлением об отпуске.

При этом у Вас должна быть серьезная мотивировка потребности  в отпуске:

·       Вы быстро утомляетесь, необходим оздоровительный режим иначе, Вам угрожает стационарное лечение, что невыгодно (ни Вам, ни организации), поскольку лечение не аннулирует отпуск и время Вашего отсутствия увеличивается вдвое, кроме того, лечение очень дорогое удовольствие и организация должна оплатить расходы по лечению;

·       Вам необходимо провести отпуск со своими детьми, так как их не с кем оставить;

·       Вы приобрели путевку на очень выгодных условиях и не можете себе в этом отказать, поскольку другая возможность не представится, а Ваши материальные возможности не позволяют купить путевку по полной стоимости.

Конечно Вы должны все излагать спокойно, без тени раздражения и  нетерпения, но не должны идти на уговоры  или откладывание решение своего вопроса в "долгий ящик", будьте настойчивы и не выходите за рамки  вежливости.

Эти же правила подходят и мужчинам. 

 

4. Проблемы, возникающие, возникающие в результате различия вероисповеданий  

 

Допустим люди работают в  коллективе, где находятся представители  различных вероисповеданий. Следует  ли из-за этого чувствовать себя дискомфортно, придавать этому факту  особое значение и строить свои взаимоотношения  в зависимости от того, кто какую  веру предпочитает. Наверное не стоит. Не углубляясь в философские дебаты, все же следует заметить некоторые особенности общения, дабы случайно не оказаться вовлеченным в т.н. религиозно-атеистический конфликт. Ведь никто не ставит под сомнение право человека на существование, так почему должны обсуждать другое право, на духовное существование, это ведь равнозначные понятия. Следовательно, к этому необходимо относится с уважением как к само собой разумеющемуся явлению.

Бывают, однако, в коллективе любители спорить, особенно на темы национальной или религиозной принадлежности. Не следует поддаваться этим провокациям, их затевают невежды, примитивные и, как правило, атеисты, готовые разрядить  собственную агрессию, враждебность на первого попавшегося человека.

Необходимо оставаться в  рамках интеллигентности - терпимости к себе подобным, тем более если они своей верой никому не угрожают, не наносят вред, никого не унижают.

Дело в том, что изначально безобидные вроде беседы могут перерастать  в острые споры - высказываются обидные  вещи. Когда оппоненты выяснили в  конце концов позиции друг друга, будет поздно ретироваться, никакие  извинения не помогут, они искусственно разделили себя на почти враждебные группы. Значит самое разумное - всегда избегать сомнительные по своей конечной цели споры: победителей не будет, останется  неприятный осадок, неудовлетворенность  собой, а может и чувство стыда, и отчуждение с теми, кто еще  вчера мог быть верным другом. 

 

5. Проблемы, возникающие в случае увольнения по инициативе сотрудника  

 

Если назрела ситуация, при которой у Вас нет больше интереса или стимула работать в  данной организации, Вы заранее беспокоитесь об этом, активно ищите другую подходящую организацию. Дальнейшая процедура  всем известна. Однако может так случиться, что Вы работу нашли, Вам дали месяц для оформления своих документов, а Вас не хотят рассчитать, уволить, выдвигая примерно такие причины:

·       Вы владеете конфиденциальной информацией и по роду своей деятельности, Вы обязаны отработать год, два... пока данная информация не устареет;

·       необходим более длительный срок для введения в курс дела нового специалиста, который будет занимать Вашу должность или пока не будет найден другой специалист на Ваше место, Вы свои документы получить не можете и т.д.

Тщательно подготовьтесь  для дальнейших действий (можете обращаться и в письменной форме) и укажите  объективные причины увольнения (к примеру):

·       нет перспективы роста;

·       Вы переросли свою должность еще... тому назад, не в Вашем стиле кого-то подсиживать;

·       обязанности и ответственность расширяются, как и нагрузка, а обещанная высокая зарплата - нет;

·       есть подходящая должность и удовлетворяющие Вас условия в другой организации. Специфика деятельности нового места работы в корне отличается от той, чем Вы занимались до сих пор. Таким образом конфиденциальная информация не может служить причиной для отказа в увольнении.

Администрация обязана реагировать  на Ваше заявление (лучше письменное):

·       если они очень заинтересованы в Вас, они либо предложат Вам новую должность со всеми вытекающими последствиями (повышение оклада, улучшенные условия труда), либо,

·       спустя две недели после подачи заявления, подписав его, произвести расчет и отдать документы.

Сложнее оспаривать свои права, когда требуется расторгнуть  трудовое соглашение, по которому Вы обязаны  еще долго работать. Вам не обойтись без хорошего адвоката для того, чтобы доказать и отвоевать каждое невыполненное обязательство со стороны организации, в связи  с чем Вы собственно и вынуждены  были искать новую работу.

Не следует упускать из виду - согласится ли другая организация  ждать пока Вы отсудите свои права. Иначе Вы можете оказаться ни с  чем.

Законодательство должно соблюдаться обоюдно!

 

Педагогические  задачи

1. Психологический анализ сложной ситуации в коллективе, возникшей не по вине нового сотрудника  

 

Итак, Вы уже прошли первый и самый важный этап - Вы устроились на работу, удовлетворены условиями  работы, зарплатой, должностью, коллективом  и руководством. Означает ли это  что все проблемы решены? Сегодня - да. А завтра?... Завтра Вы узнаете, что  муж (жена, дочь, сын, зять... - неважно) главного бухгалтера, который работает с момента  создания этой организации и пользуется большим авторитетом у руководства, потерял работу (ну, хотя бы, по сокращению штатов), и главный бухгалтер ходатайствует  о приеме его на работу. Пока, вроде  бы, ничего плохого в этом нет. Но потом вдруг оказывается, что  у Вас с ним совпадают специальности, а вакантной должности больше нет... Знакомая ситуация? Если да - то Вы уже знаете продолжение: его все-таки принимают на работу, но временно и  на более низкую должность. Ситуация накаляется тем, что весь коллектив  будет сочувствовать не Вам, новичку, а главному бухгалтеру. Впоследствии к Вам и Вашей работе начинают относиться придирчиво, Вы уже реально  ощущаете надвигающуюся опасность. И как же Вам поступить в  этом случае? Принять срочные меры в самом начале или ждать, пока недвусмысленные намеки перерастут в открытое недовольство Вами, а  затем и в конфликт?

2.Ситуация в  коллективе при авторитарном  и властном начальнике 

 

Рассмотрим ситуацию, когда  Вас вполне устраивает работа, Вы ее любите и у Вас хорошие успехи, достаточный заработок, неплохой коллектив, пробивной, активный, изобретательный, целеустремленный но очень сложный  по характеру начальник. Для всей группы он труден в общении именно своей резкостью. Он нетерпелив, мало с кем считается, чрезмерно недоверчив, проверяет и перепроверяет нужное и ненужное, злоупотребляет временем и терпением. После общения с ним не только снижается настроение - у многих страдает концентрация внимания, подолгу удерживается напряжение, появляется раздражительность и/или невротическое утомление. Можно сказать, что в таком коллективе имеется постоянный фрустрант, стрессор, поведение которого особенно отражается на чувствительных, не очень устойчивых к хронической экстремальной ситуации натурах. Многие не выдерживают и уходят, ущемляя себя в зарплате, но "подальше от самодура".

3.Ситуация "неприятия новичка" в коллективе  

 

Кому-то из сослуживцев Вы не симпатичны: задевают при любом  удобном случае, или демонстративно игнорируют, обращаются только по делу, в общие мероприятия не включают, стараются не замечать Ваши успехи...

 

4.Ситуация "холодных" отношений по вине самого сотрудника  в связи с особенностями его  характера 

 

Ситуация аналогичная - новый  коллектив, отношение к Вам холодное, Вы себя чувствуете "чужим", страдаете, считаете, что достойны другого отношения, стараетесь в работе, но никто не оценивает. Как преодолеть этот барьер? Для начала, как всегда посмотрим  на себя критически:

*     Поведение личности с чувством вины, комплексом неполноценности

Вы надменны, самоуверенны, чванливы, ироничны, шутки Ваши злые, никого и ничто не щадят. Вы считаете, что Ваши коллеги достойны только такого отношения или Вы нарочно  подчеркиваете дистанцию между  Вами? Даже если Вы и превосходите многих в интеллектуальных способностях, знаниях, эрудиции? В таком случае, следует  знать, как это выглядит со стороны: люди с достаточным багажом общения, как правило, относятся снисходительно к личностям с таким характером - "самоутверждается во всех своих проявлениях, несчастный, весь в комплексах..." и они будут правы.

Дело в том, что такое  поведение почти всегда служит забралом, камуфляжем своей слабости, ранимости, жажды власти и признания, комплекса  вины или даже неполноценности, больного самолюбия. Веди Вы себя скромнее, дружелюбнее, не подавая тем самым "сигналы" о своих внутренних проблемах, к  Вам было бы и другое отношение. Крайности  в характере всегда бросаются  в глаза, а маскированная агрессия, нечеловеколюбие в виде сарказма, иронии, подчеркивание чужих слабостей  и недостатков - всегда вызывают антипатию. Это естественная реакция, потому что  подчеркнутое самодовольство, превосходство - это показное, фальшивое. Эти качества чаще встречаются у молодых, некоторые  расстаются с ними со временем (зрелостью  и опытом), а многие нет.

5. Роль фактора совместимости у лиц с различным темпом психических процессов 

 

Несовпадение темпа подвижности  психических процессов - повод для  внутриличностного конфликта, повышения  тревожности.

Сложными становятся отношения  в коллективе, когда эффективность  деятельности определяется скоростью, быстротой, а к ее выполнению привлечены различные по темпераменту и подвижности  психических процессов лица (хотя и с одинаковой квалификацией). Немедленно выделяются те, кто "тормозит" весь процесс своей медлительностью, тщательностью, склонностью все  перепроверять, дабы не допустить ошибку из-за своей завышенной тревожности, ответственности и обязательности. Ни в коем случае не следует считать, что эти качества порицаются, наоборот, они прекрасны, однако поставленные как бы в зависимости от лиц  с ускоренными реакциями, они  становятся "обузой". И вот почему: под давлением тех, кто давно  готов завершить работу, "сверхточные" личности вместо ускорения деятельности, еще более замедляют ее. Так  они реагируют на прессинг (давление извне) - психическая деятельность дезорганизуется, они допускают просчеты, застревают на мелочах в попытке не допускать новые ошибки и так идут "по кругу". Здесь уже не ответственность определяет их топтание на месте, а растерянность, которая, если так продолжать длительное время, легко трансформируется в невроз.

 

Методики по данной теме

Методика 1 – социометрия.

Метод социометрии применяется  с целью выявления сплоченности коллектива и наличие неформальных лидеров.

Метод социометрии, был разработан, американским социальным психологом Джекобом Леей Морено (1892–1974 гг.), для объяснения множества сторон социальной жизни общества (экономических, политических) при помощи измерения состояния эмоциональных отношений между людьми.

В своем эксперименте применяется  параметрическая процедура, т.е. с ограниченным числом выборов. Испытуемым предлогается сделать строго ограниченное число выборов из всех членов данного коллектива. Для этого мы раздали каждому работнику бланк карточки.

В качестве определения диагностических  показателей социометрического  исследования и их интерпретации  выступают:

А) социометрический статус в системе межличностных отношений.

Статус определяется числом полученных им выборов.

Исследуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры»: 4 и более  выборов,

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе