Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа
Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71
На последней — пятой
стадии — внутри коллектива формируются
прочные связи. Людей принимают
и оценивают по достоинству, а
личные разногласия между ними быстро
устраняются. Отношения складываются
в основном неформально, что позволяет
демонстрировать высокие
Опора на коллектив позволяет
в большинстве случаев
Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.
С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.
Конфликтность небольшой
группы (если ее не образуют близкие
по духу люди) не в последнюю очередь
объясняется тем, что в любом
трудовом коллективе существуют 8 социальных
ролей, и если сотрудников недостаточно,
то кому-то приходится играть не только
за себя, но и за «того парня», что
и создает конфликтную
На основании вышеизложенного
материала можно сделать
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Психологи выделяют разнообразные формы межличностного взаимодействия, которые характеризуются специфическими позициями.
В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей.
Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.
Одна из разновидностей социальных групп - изучаемая в курсовой работе - малая группа. Это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. В малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы. Малая группа рассматривается как особого рода психологический феномен, как промежуточное звено в системе «личность – общество».
Коллектив является одним
из видов малой группы. В коллективе
собираются люди, каждый из которых
обладает индивидуальностью, имеет
присущий ему темперамент и характер,
определенный склад ума и интеллекта,
мир своих ценностей и
2.Методики для
изучения межличностных
Проблема межличностных отношений в коллективе вызывает огромный интерес к их изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К ним относятся и вопросы, связанные с определенной спецификой межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации. В данной работе рассматривается несколько методик изучения межличностных отношений в коллективе.
1) Методика социометрического
измерения – основоположник
Социометрическая техника
применяется для диагностики
межличностных отношений в
2) Следующая методика
изучения межличностных
3) Необходимой методикой
является также А.В.
4) Методика диагностики
межличностных отношений –
Заключение
Изучение литературы по проблеме исследование позволило сделать следующие выводы:
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей.
Человек как личность формируется
в коллективе, он является непосредственным
и опосредованным выразителем внутригрупповых
отношений. Значимость коллектива для
личности прежде всего в том, что
коллектив – это определенная
система деятельности, заданная его
местом в системе общественного
разделения труда. Коллектив сам
выступает субъектом
Структуру межличностного общения,
или обмена деловой и личностной
информацией, именуют каналами коммуникаций,
нравственно-эмоциональный тон
Выяснено, что для изучения на практике межличностных отношений в коллективе наиболее удобными могут быть такие методики, как:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение социально-
Приложения
Тест №1
1.Межличностные отношения — это…
А) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Б) переживания по поводу раздора в коллективе
В) отношения между людьми
Г) взаимосвязи между людьми которые обеспечивают человека положительными качествами
2.К разнообразным
формам межличностного
А) любовь, соревнование, привязанность, злость
Б) привязанность, дружба, любовь,
соревнование
В) дружба, любовь, конфликты, вражда
Г) дружба, любовь, взаимопонимание, вражда
3.К феноменам
межличностных отношений
А) взаимопонимание
Б) взаимопомощь
В) стремление конфликтовать
Г) коллективистическое самоопределение
4. Конформизм – это…
А) свойство человека, которое
способствует развитию конфликта в
коллективе
Б) умение внушать
В) сознательная уступчивость человека
мнению большинства группы, для избегания
конфликта с ней
Г) сознательное игнорирование коллектива
5. Конформность разделяется на…
А) первую и вторую
Б) внутреннюю и внешнюю
В) истинную и ложную
Г) правильную и неправильную
6. Коллектив является
одним из видов…
А) малой группы
Б) большой группы
В) группы
Г) собрания трудящихся
7. Количественный состав группы называется…
А) количеством
Б) работники
В) размером
Г) числом работников
8. Индивидуальный состав группы называется…
А) личности
Б) личностный состав
В) размером
Г) композицией
9. Структура межличностного
общения называется…
А) каналы коммуникаций
Б) план
В) параметры коммуникаций
Г) план коммуникаций
10. Нравственно-эмоциональный
тон межличностных отношений называется…
А) климат группы
Б) психологический климат группы
В) характером группы
Г) психологической ситуацией в группе
11. Общие правила
поведения, которых придерживаются члены
группы, называются…
А) правилами
Б) групповые порядки
В) групповые нормы
Г) нормами поведения
12. Важные условия
для формирования социальных групп в общем
случае заключается в том, что…
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе