Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.

Оглавление

Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 813.38 Кб (Скачать)

На последней — пятой  стадии — внутри коллектива формируются  прочные связи. Людей принимают  и оценивают по достоинству, а  личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет  демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Опора на коллектив позволяет  в большинстве случаев отказаться от тотального контроля и развивать  более эффективный самоконтроль, расширять границы полномочий в  процессе выполнения людьми своих обязанностей, отказаться от силового решения вопросов сверху, когда в этом нет большой  нужды. Коллектив — главная опора  для менеджера в его работе. Ведь коллектив потенциально может  добиться большего, чем каждый из его  членов в сумме. Кроме того, в коллективе люди, как правило, меньше подвержены стрессам, зато вырабатывают больше идей и лучше решают крупные междисциплинарные  проблемы. В коллективе всегда возникает  особый дух соревнования, подтягивающий  отстающих и существенно повышающий общую эффективность работы. Несмотря на это, коллективам часто не удается  задействовать даже малую часть  своего потенциала. Обычно приходится наблюдать, что взаимодействие в  коллективе безжизненно, направлено на защиту, не приносит удовлетворения, запутано и неэффективно. Вместе с тем коллективная работа может открыть огромные новые возможности. Коллектив однажды назвали «самым мощным орудием, известным человеку». Он потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду. Умение добиться полного раскрытия творческого потенциала коллектива свидетельствует о высоких организационных способностях руководителя.

Принято считать, что самая  оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые  психологи, практикующие в области  менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых  работают 12 человек. Дело в том, что  группы большой численности плохо  управляются, а коллективы из 7-8 человек  наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой  группы (если ее не образуют близкие  по духу люди) не в последнюю очередь  объясняется тем, что в любом  трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что  и создает конфликтную ситуацию.

На основании вышеизложенного  материала можно сделать следующие  выводы:

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Психологи выделяют разнообразные формы межличностного взаимодействия, которые характеризуются специфическими позициями.

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности  общности людей.

Человек как личность формируется  в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений.

Одна из разновидностей социальных групп - изучаемая в курсовой работе - малая группа. Это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. В малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы. Малая группа рассматривается как особого рода психологический феномен, как промежуточное звено в системе «личность – общество».

Коллектив является одним  из видов малой группы. В коллективе собираются люди, каждый из которых  обладает индивидуальностью, имеет  присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые  строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы. Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга. Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого. Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью.

 

2.Методики для  изучения межличностных отношений  в коллективе

Проблема межличностных  отношений в коллективе вызывает огромный интерес к их изучению со стороны исследователей. В настоящее  время стали появляться психологические  работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность  целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К  ним относятся и вопросы, связанные  с определенной спецификой межличностных  отношений в коллективе на разных этапах развития организации. В данной работе рассматривается несколько  методик изучения межличностных  отношений в коллективе. 

1) Методика социометрического  измерения – основоположник социометрии  известный американский психиатр  и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании  психологов связано с именами  Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и  др.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить  структурный аспект коллектива. Например, структуры лидерства, популярности, отверженности. Социометрический метод  позволяет выразить отношения в  коллективе в виде числовых величин  и графиков и таким образом  получить ценную информацию о состоянии  коллектива.

2) Следующая методика  изучения межличностных отношений  в коллективе – это «Оценка  психологической атмосферы в  коллективе», автором которой  является Ф. Фидлер. В основе  лежит метод семантического дифференциала.  Методика интересна тем, что  допускает анонимное обследование, так как в целях исследования  это может быть необходимым,  потому что не все участники  эксперимента могут искренне  отвечать на поставленные вопросы,  то есть боятся осложнений  в коллективе. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

3) Необходимой методикой  является также А.В. Петровского  «Ценностно-ориентационное единство»,  так как для подтверждения  гипотезы надо изучить сплоченность  группы и проследить, как меняется  ее уровень в коллективе на  разных этапах развития организации.

4) Методика диагностики  межличностных отношений – создана  Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком  в 1954 году. Данной методики связана  с тем, что используя ее можно  выявить преобладающие типы отношений  к людям и увидеть как они  меняются в коллективе в процессе  развития организации. Эта методика  получила применение в исследовании  взаимоотношений в производственных  коллективах.

 

Заключение

Изучение литературы по проблеме исследование позволило сделать  следующие выводы:

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности  общности людей.

Человек как личность формируется  в коллективе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений. Значимость коллектива для  личности прежде всего в том, что  коллектив – это определенная система деятельности, заданная его  местом в системе общественного  разделения труда. Коллектив сам  выступает субъектом определенного  вида деятельности и через него включен  во всю систему общественных отношений. В связи с этим коллектив выступает  как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в  рамках которого он образован и функционирует. Коллектив является одним из видов  малой группы.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных  отношений – психологическим  климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Выяснено, что для изучения на практике межличностных отношений  в коллективе наиболее удобными могут  быть такие методики, как:

    • методика диагностики межличностных отношений
    • методика «Ценностно-ориентационного единства»
    • методика  «Оценки психологической атмосферы в коллективе»
    • методика социометрического измерения

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дубровина И.В., «Практическая психология образования», М., 2000г.
  2. Журавлева А.Л., «Социальная психология», М., 2002г.
  3. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия», М., 2000г.
  4. Кишкель Е.Н., «Социология и психология управления», 2005г.
  5. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М., 2001г.
  6. Обозов Н.Н., «Психология межличностных отношений», 1990г.
  7. Петровский А. В., Ярышевский М. Г. «Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений», второе изд., М., 2001г.
  8. Под ред. Е.В. Шолоховой. Е.С.Кузьмина,О.И. Зотовой В.Е. Семенова..

Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью экспресс-методики // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / М., 1993 г

 

Приложения

Тест №1

1.Межличностные  отношения — это…

А) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний, оказываемых  людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Б) переживания по поводу раздора в коллективе

В) отношения между людьми

Г) взаимосвязи между людьми которые обеспечивают человека положительными качествами

2.К разнообразным  формам межличностного взаимодействия  относятся:

А) любовь, соревнование, привязанность, злость

Б) привязанность, дружба, любовь, соревнование 
В) дружба, любовь, конфликты, вражда 
Г) дружба, любовь, взаимопонимание, вражда

3.К феноменам  межличностных отношений  относится….

А) взаимопонимание 
Б) взаимопомощь 
В) стремление конфликтовать 
Г) коллективистическое самоопределение

4. Конформизм –  это…

А) свойство человека, которое  способствует развитию конфликта в  коллективе 
Б) умение внушать 
В) сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избегания конфликта с ней 
Г) сознательное игнорирование коллектива

5. Конформность  разделяется на…

А) первую и вторую 
Б) внутреннюю и внешнюю 
В) истинную и ложную 
Г) правильную и неправильную 
6. Коллектив является одним из видов…

А) малой группы 
Б) большой группы 
В) группы 
Г) собрания трудящихся

7. Количественный состав группы называется…

А) количеством 
Б) работники 
В) размером  
Г)  числом работников

8. Индивидуальный  состав группы называется…

А) личности 
Б) личностный состав 
В) размером 
Г) композицией 
9. Структура межличностного общения называется…

А) каналы коммуникаций 
Б) план 
В) параметры коммуникаций

Г) план коммуникаций 
10. Нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений называется…

А) климат группы 
Б) психологический климат группы 
В) характером группы 
Г) психологической ситуацией в группе 
11. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называются…

А) правилами 
Б) групповые порядки 
В) групповые нормы 
Г) нормами поведения 
12. Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключается в том, что…

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе