Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа
Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71
А) люди должны выбирать лидера
Б) люди должны много времени уделять работе
В) начальник постоянно вмешивается в
работу коллектива
Г) люди изо дня
в день работают вместе, в непосредственных
контактах друг с другом
13. Каждая социальная
группа имеет свою социальную
структуру, которая
А) «китах»
Б) основаниях
В) проблемах
Г) факторах
14. Первый «кит» основывается на…
А) характеристиках людей
Б) профессиональных качествах
В) необходимости выполнения социальной
роли
Г) взаимоотношениях людей в коллективе
15. Второй «кит» основывается
на…
А) взаимоотношениях людей в
коллективе
Б) профессионально-
В) профессиональных качествах
Г) истории возникновения коллектива
16. Третий «кит» основывается на…
А) истории возникновения
коллектива
Б) характеристиках людей
В) составе группы
Г) половозрастном
составе группы
17. Психологи различают
три типа установки на
А) положительная, отрицательная,
равнозначная
Б) первая, вторая, третья
В) хорошая, плохая, средняя
Г) позитивная, негативная, адекватная
18. При позитивной установке
А) переоцениваются положительные
качества
Б) переоцениваются отрицательные качества
В) недооцениваются положительные качества
Г) недооцениваются отрицательные качества
19. При негативной установке
А) воспринимаются в основном
положительные качества
Б) не воспринимаются положительные качества
В) воспринимаются в основном отрицательные
качества
Г) не воспринимаются отрицательные качества
20. При адекватной установке
А) есть только положительные
качества
Б) есть как положительные, так и отрицательные
качества
В) есть только отрицательные качества
Г) не воспринимается человек вообще
Тест № 2
1.Из приведенных выводов выберите тот, который характеризует развитие коллектива на 2-ой стадии.
А) воспитанники не достаточно
хорошо знают друг друга, не проявляют
интереса к поведению членов коллектива
Б) все вопросы жизни коллектив решает
на общем собрании
В) образуются кланы и группировки, открыто
выражаются разногласия, выходят наружу
сильные и слабые стороны отдельных людей,
приобретают значение личные взаимоотношения
Г) воспитанники сообща решают вопросы
жизни коллектива
2.Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание:
А) воспитанный человек, гуманист,
природолюб
Б) знаток этики, эколог, семьянин
В) гражданин, патриот, интернационалист
Г) гражданин, работник, семьянин
3. Укажите группу, в которой названы основные составные части воспитания
А) умственное воспитание, физическое
воспитание, нравственное воспитание,
эстетическое воспитание, трудовое воспитание
Б) умственное воспитание, интеллектуальное
развитие, политехническое образование,
духовная зрелость, общая эрудиция
В) нравственное воспитание, духовное
совершенствование, энциклопедичность
знаний
Г) нравственное воспитание, физическое
воспитание, интеллектуальное богатство,
нравственная чистота, политехническая
подготовка
4. Инновационными называют учебные заведения, в которых:
А) внедряют нововведения или
их элементы
Б) нововведения обязательно улучшают
условия учебного и педагогического труда
В) нововведения всесторонне обоснованы
Г) все ответы правильные
5. В инновационных учебных заведениях повышение эффективности обучения и воспитания достигается за счет:
А) внедрения более совершенных
технологий в учебный процесс
Б) отбора учителей и учащихся
В) увеличения длительности обучения
Г) смены названия и специализации учебных
заведений
6. Возраст детей в период старшего школьного возраста
А) от14 до 18
Б) от15 до16
В) от 15 до 17-18 лет
Г) 18 лет
7. Что определило развитие педагогики как науки?
А) прогресс науки и техники
Б) забота родителей о счастье детей
В) биологический закон о сохранении рода
Г ) объективная потребность в подготовке
человека к жизни и труду
8. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
А) воспитание, обучение подрастающего
поколения
Б) познание законов воспитания, вооружение
педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного
процесса
В) изучение воспитания как фактора духовного
развития людей
Г) исследование человеческой природы
9. В каком году создана методика диагностики межличностных отношений?
А) 1950 г.
Б) 1954 г.
В) 1960 г.
Г) 1970 г.
10. Автор методики
«Ценностно-ориентационного
А) А. С. Макаренко
Б) В. А. Сухомлинский
В) А. В. Петровский
Г) Н. И. Пирогов
11. Автор методики
«Оценка психологической
А) И. Ф. Гербарт
Б) Ж.-Ж. Руссо
В) Е. С. Кузьмин
Г) Ф. Фидлер
12. Основоположник
методики социометрического
А) Дж. Морено
Б) Я. А. Коменский
В) Д.Локк
Г) А. Дистерверг
13. На какой
стадии развития внутри
А) пятая
Б) первая
В) вторая
Г) шестая
14. На какой
стадии развития коллектива
А) первая
Б) четвертая
В) третья
Г) пятая
15. Какая стадия
развития коллектива
А) первая
Б) такой стадии не существует
В) третья
Г) четвертая
16. Какая стадия
развития коллектива
А) пятая
Б) первая
В) вторая
Г) такой стадии не существует
17. Какая стадия
развития коллектива
А) такой стадии не существует
Б) шестая
В) вторая
Г) первая
18. Сколько стадий
зрелости коллектива
А) 3
Б) 6
В) 4
Г) 5
19. Силу всякого коллектива составляет его…
А) работники
Б) сплоченность
В) количественный состав
Г) важность
20. Что такое «шкала престижа» в коллективе?
А) работники занимают места
в данной шкале в соответствии
с их служебным положением
Б) работники занимают места в данной шкале
в соответствии с признанием коллег
В) и А) и Б) верны
Г) такой шкалы не существует
Схемы
Схема №1
1 По характеру взаимодействия | ||||
а) Деловые отношения |
б) Неофициальные межличностные | |||
Могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств |
Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек | |||
2 По форме взаимодействия | ||||
а) психомоторные |
б) интеллектуальные |
в) перцептивные |
г) коммуникативные | |
Осуществление практических совместных действий |
При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.) |
При решении задач на опознание и декодирование сигналов |
Посредством речевых функций и других средств общения |
Схема №2
Схема№3
Автор (источник) |
Определение |
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., 1988 |
Организация – это группа людей, деятельность
которых сознательно |
2. Виханский О.С., Наумов А.И., 1999 |
Организация – это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [34; С. 12]. |
3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., 1997 |
Организация – это группа людей, ведущих себя определенным образом [33; С. ] |
Схема№4
Схема№5
Педагогические ситуации
1.Ситуации навязчивых ухаживаний за женщиной, как один из вариантов нарушения прав человека на службе
Навязчивые ухаживания со стороны рядового сотрудника
Сложная ситуация, когда
на службе женщину "преследует" влюбленный
сотрудник, против, конечно же, ее желания.
Женщине свойственно от природы
кокетничать, флиртовать и это надо
воспринимать как проявление одной
из черт характера, а не как повод
для того, чтобы реагировать на
ее поведение - "она специально так
себя ведет, она провоцирует мужчин,
значит легко доступна...", каким-то
подчеркнутым способом или немедленным
ухаживанием. Это глупо, примитивно,
но факт. К сожалению, некоторые и
без таких "сигналов" со стороны
женщины способны надоедать, выматывать
нервы своими знаками внимания, телефонными
звонками или даже ревностью, слежкой,
активным вмешательством в жизни "жертвы"
своей любви. Идеально, когда мужчина,
убедившись, что он не может питать
иллюзий в отношении взаимности
со стороны данной женщины, тактично
ретируется. Совсем беспросветна ситуация,
когда отказ женщины
Поскольку не обойдется без вмешательства администрации в конечном счете, то на переговорах не следует угрожать, негодовать и вызывать сильное противостояние - негативная реакция всегда вызывает желание сделать наоборот. Ведь причина преследования не асоциальная установка, а любовь законом не запрещается, так что милосердие уместнее, чем сердитость или агрессивность. Администрация также не может наложить взыскание или уволить такого человека и никто не гарантирует, что после внушительной беседы с ним, он перестанет любить. Возможны перемены в его поведении, ослаблении навязчивости, но по крайней мере без угроз в плане насильственных действий.
2. Навязчивые ухаживания начальника, руководителя организации
Совсем другое дело, когда "влюбленный" является начальником или руководителем организации и он такими же способами преследует свою сотрудницу. В его руках еще и рычаги воздействия.
Как же быть женщине, которую
преследует, "ненавистный" как
мужчина, начальник. Как правило, в
таких ситуациях свидетели
Если открытый отказ не дает желаемый результат, следует обратиться вначале к юристу, узнать подробней свои права, которые защищают честь и достоинство человека, поговорить с начальником в подобном ключе и предупредить о том, что если появятся обвинения в ее нерадивости, как специалисте, или разговоры, унижающие ее, то следующий шаг - обращение в суд. Конечно это нежелательный выход, но другого пока нет, если женщина не желает потерять работу и чувствовать себя униженной.
Психологические рекомендации оптимального разрешения ситуации. Если не хотите двусмысленных к себе отношений на службе:
· не оставайтесь наедине с начальником после работы без особой служебной надобности;
· не позволяйте фамильярного обращения к себе, подчеркните дистанцию, не участвуйте в дискуссиях, бесцеремонно разбирающих чьи-то интимные отношения;
· не выставляйте на общее обсуждение свои семейные дела, даже если они плохие. Помните, когда Вам хочется поделиться лишь с подругой и то Вы рискуете тем, что Вы добровольно становитесь зависимой от ее желания и способности хранить тайны, от ее порядочности в целом. А тут коллеги, сослуживцы - недолго будет греть Вас сочувствие чужих людей, а свои проблемы так и останутся нерешенными;
· не принимайте дорогих подарков, даже в день своего рождения, они обязывают и, кроме этого, дают повод рассчитывать на возможные отношения;
· не одевайтесь вызывающе, особенно если природа одарила Вас неординарной внешностью;
· под любым предлогом откажитесь от приглашения в ресторан или другое место для досуга наедине с начальником, если это не коллективное посещение, конечно.
Если ситуация обострилась и женщине приходится уже решать проблему поиска новой работы, то остается сделать последнюю попытку: записаться на беседу к директору организации или начальнику отдела кадров, кому Вы больше доверяете, предварительно посоветовавшись с адвокатом. Любому руководителю не понравится, по прихоти кого-то из подчиненных, потерять хорошего специалиста. Более того, если женщина грамотно изложит факты - акцент делается на знания закона, последовательно, спокойно, без обвинительных заключений и угроз, руководитель поймет, что у него появилась новая головная боль (перспектива выступления в суде ему или юристу организации, компенсировать моральный ущерб, а может и материальный, если не сможет предложить женщине аналогичное рабочее место, служебное положение в другой организации и т.п.), он обязан решить эту проблему в пользу женщины, не дожидаясь судебного разбирательства.
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе