Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа
Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.
Введение ……………………….…………………………………………….........3
1.Межличностные отношения.
1.1.Определение и основные понятия межличностных отношений………...4
1.2. Феномены межличностных отношений…………………………………..6
1.3. Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Методики для изучения межличностных отношений в коллективе……….21
Заключение ………………………………………………………………............23
Список литературы……………..………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………...……26
Тесты(2 теста по 20 вопросов)………………………………………………….26
Схемы…………………………………………………………………………….33
Педагогические ситуации……………………………………………………….37
Педагогические задачи…………………………………………………………..45
Методики по данной теме……………………………………………………….49
Рабочая тетрадь…………………………………………………………………..54
Тренинги………………………………………………………………………….57
Ключ – ответы……………………………………………………………………71
2 – «предпочитаемые» – 0–3 выбора,
3 – «пренебрегаемые» – (-1) – (-3) выбора,
4 – «отверженные» – свыше 4 отрицательных выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого человека в группе.
б) уровень благополучия
взаимоотношений (УБВ). Если большинство
людей группы оказывается в благоприятных
(1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется
как высокий, при одинаковом соотношении
– как средний, при преобладании
в группе с неблагоприятным статусом
– как низкий, означающий неблагополучие
большинства человек в системе
межличностных отношений, их неудовлетворенность
в общении, признании коллегами;
Группу можно считать благополучной,
если в ней нет изолированных,
или их число достигает 5–6%. Менее
благополучной считается
На начальном этапе создания коллектива выборы обусловлены эмоциями и симпатиями, а в устоявшихся коллективах определяются не внешние достоинства личности, а её моральные и деловые качества, что мы и попытались выявить в нашем эксперименте.
Методика 2 – «Удовлетворенность работой и коллективом»
Данная анкета позволяет
определить факторы формирования, управления
коллективом и
Обработка тестовых бланков проводится на основе следующего ключа:
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
2. Хотели бы вы перейти на другую работу?
1 |
5 |
3 |
3. Оцените, пожалуйста, по
5-балльной шкале степень
5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито
Минимально 10 баллов
Максимально – 50 баллов
4. Как вы считаете, пользуется ли ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5. Предположим, что по
каким-либо причинам вы
5 |
1 |
3 |
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные ЛЮДИ |
5 |
В нашем коллективе есть всякие люди |
3 |
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
1 |
7. Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе?
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована ваша работая?
По-моему, наша работа организована очень хорошо |
5 |
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения |
4 |
Трудно сказать |
3 |
Работа организована неудовлетворительно,
много времени расходуется |
2 |
По-моему, работа организована очень плохо |
1 |
9. Укажите, пожалуйста, в
какой степени вы
Условие |
5. – Полностью удовлетворен |
4. – Пожалуй, удовлетворен |
3. – Трудно сказать |
2. – Пожалуй, не удовлетворен |
1. Полностью не удовлетворен |
1. Состояние оборудования |
|||||
2. Равномерность (расписание) |
|||||
3. обеспечения работой |
|||||
4. Размер зарплаты |
|||||
5. Санитарно-гигиенические условия |
|||||
6. Отношения руководителей |
|||||
7. Возможность карьеры |
|||||
Сумма = |
Результаты по всем вопросам суммируются
Интерпретация результатов
94 – 124 – высокий уровень удовлетворенности
55 – 93 средний уровень
удовлетворенности
24 – 54 – низкая удовлетворенность деятельностью и коллективом
Рабочая тетрадь
1.Считает, что межличностные
отношения – это взаимная
2.Предлагает концепцию
межличностных отношений, в
3. Расширенное понимание
системы межличностных
4. Субъективно переживаемые
взаимосвязи между людьми, объективно
проявляющиеся в характере и
способах взаимных влияний,
5. Привязанность, дружба,
любовь, соревнование, уход, времяпровождение,
операция, игра, социальное влияние,
подчинение, конфликты, ритуальное
взаимодействие являются
6.Различные формы
______________________________
7. Устойчивое взаимодействие
людей может быть обусловлено
появлением взаимной симпатии-_
8. В межличностных отношениях
проявляется ряд феноменов,
9. Непроизвольная податливость
человека мнению группы (человек
и сам не заметил, как
10. Сознательная уступчивость
человека мнению большинства
группы, для избегания конфликта
с ней это-____________________
11. Коллектив является
одним из видов________________
12. Общие правила поведения,
которых придерживаются члены
группы, называют______________________
13. Каждая социальная группа
имеет свою социальную
14. Психологи различают
три типа установки на
15. Сколько стадий зрелости
коллектива выделяют психологи?
16. Коллектив лучше функционирует,
17. ________________________ метод позволяет
выразить отношения в
18. Методика которая допускает
анонимное обследование, так как
в целях исследования это
______________________________
19. Необходимой методикой
по изучению коллектива
20. Методика диагностики
межличностных отношений –
Тренинг межличностных отношений
ДЕНЬ 1
Блок 1. Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Потребуются листки бумаги для именных табличек. Ведущий: «Предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Начинаем».
Упражнение 1. Учимся расслабляться. Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем проводятся упражнения на релаксацию.
«Сядем удобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая – до девяти». По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, почувствовали, выполняя упражнение. Можно я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытывал.
Упражнение 2. «Глаза в глаза» Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого. Вывешивается плакат с правилами, который присутствует на всех дальнейших занятиях. Дается обещание соблюдать правила.
Блок 2. Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.
Упражнение 3. «Части моего «Я». Потребуется бумага, наборы цветных карандашей. Ведущий предлагает вспомнить, какими бывают участники в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько не похожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, символически.
После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Они обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их у себя) с условием, что они не будут никому показаны, но участники могут их посмотреть до и после занятий.
Упражнение 4. «Таможня». Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (используется какой-либо маленький предмет). Итак, кто хочет быть таможенником?» Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы (по желанию) прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто «контрабандист». Чтобы облегчить задачу ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали двое-трое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе