Особенности проявления межличностных отношений в коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Объект исследования – межличностные взаимоотношения сотрудников.
Предмет исследования – влияние уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников.
Гипотеза заключается в предположении о том, что сотрудники с низким статусным положением в коллективе имеют более низкую самооценку, чем сотрудники, имеющие высокий статус. Наличие низкой или высокой самооценки прямопропорционально влияет на уровень развития межличностных взаимоотношений в коллективе.

Оглавление

Введение………………………..........................................................................3
Социально-психологическая характеристика групп………..…….…….…...6
Особенности отношений между индивидом и группой…….......................12
Структура межличностных отношений в трудовом коллективе.................15
Заключение........................................................................................................22
Литература........................................................................................................

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

Психология и педагогика

Тема: Особенности проявления межличностных

отношений в коллективах

 

 

 

Выполнил:
студент группы Кп-311Д ИЭ
Коновалов А. В.

 

          Принял:

 

 

             

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 г.


Содержание

Введение………………………..........................................................................3

Социально-психологическая характеристика групп………..…….…….…...6

Особенности отношений между индивидом и группой…….......................12

Структура межличностных отношений в трудовом коллективе.................15

Заключение........................................................................................................22

Литература........................................................................................................23
ВВЕДЕНИЕ

 

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в школе, институте, на работе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Человек живет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В трудовых коллективах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, выделяют общие закономерности их становления и развития.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных ее социально -         психологических особенностей и характер ее влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Это, прежде всего, объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой и культурой.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития трудового коллектива существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов коллектива к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в трудовых коллективах. Так в рабочих группах могут быть выделены функционально–ролевые, эмоционально–оценочные и личностно–смысловые отношения между ленами группы.

Эмоционально–оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии членов группы, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением человека. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

По данной проблематике можно встретить работы таких авторов, как: Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, А.И. Донцов, Е.И. Ильин, Г. Крайс, Р.Л. Кричевский, В.А. Крутецкий, А.А. Крылов, Д. Майерс, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, В.В. Столин, В.А. Штроо и др.

Объект исследования – межличностные взаимоотношения сотрудников.

Предмет исследования – влияние уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников.

Гипотеза заключается в предположении о том, что сотрудники с низким статусным положением в коллективе имеют более низкую самооценку, чем сотрудники, имеющие высокий статус. Наличие низкой или высокой самооценки прямопропорционально влияет на уровень развития межличностных взаимоотношений в коллективе.


Социально-психологическая характеристика групп

 

Одним из важнейших вопросов социальной психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы людей созданы для длительного существования и стремятся к этому: ученики, жители, работники, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы.

Рассмотрим малые группы.

За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению «малой группы», сформулировав при этом огромное количество всевозможных порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. И это неудивительно: в своих попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априори, чаще же выявляемых чисто эмпирическим.

Вероятно, наиболее демонстративно отмеченная тенденция обнаруживает себя в работе М. Шоу. Рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, он расклассифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни:

1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

2) с точки зрения мотивации членов группы;

3) с точки зрения групповых целей;

4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы;

5) с точки зрения взаимозависимости;

6) взаимодействия членов группы.

Интересно, что сам М. Шоу, основывающийся в трактовке группы на последнем из выделенных им моментов, определяет группу как «двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица». Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее характеристик, а именно:

1) некоторая продолжительность существования;

2) наличие общей цели или целей;

3) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры.

К ним следует добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Конечно, если рассматривать малую группу как некую изолированную от мира данность, функционирующую по особым, только ей присущим законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Если же, однако, исходить из иного понимания малой группы, трактуя ее прежде всего как малую социальную группу, то есть как элементарное звено структуры социальных отношений, как своеобразную функциональную единицу в системе общественного разделения труда, в этом случае речь должна идти о принципиально ином определении. Наиболее лапидарный и вместе с тем точный и емкий его вариант предложен, на наш взгляд, Г.М. Андреевой: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Поэтому здесь мы считаем целесообразным подчеркнуть лишь следующее. Любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного субъекта». Но даже и в тех случаях, когда речь идет всего лишь о первичных этапах становления группы, разворачивающегося посредством взаимодействия отдельных ее членов, сопряжения их индивидуально-психологических особенностей, акцент в анализе должен быть сделан на поиске и в раскрытии собственно группового начала.

Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом в литературе справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности.

Что же касается верхнего количественного предела малой группы, то есть максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

Рассмотрим классификацию малых групп. Прежде всего, выделим оппозицию лабораторные - естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

Информация о работе Особенности проявления межличностных отношений в коллективах