Особенности проявления межличностных отношений в коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Объект исследования – межличностные взаимоотношения сотрудников.
Предмет исследования – влияние уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников.
Гипотеза заключается в предположении о том, что сотрудники с низким статусным положением в коллективе имеют более низкую самооценку, чем сотрудники, имеющие высокий статус. Наличие низкой или высокой самооценки прямопропорционально влияет на уровень развития межличностных взаимоотношений в коллективе.

Оглавление

Введение………………………..........................................................................3
Социально-психологическая характеристика групп………..…….…….…...6
Особенности отношений между индивидом и группой…….......................12
Структура межличностных отношений в трудовом коллективе.................15
Заключение........................................................................................................22
Литература........................................................................................................

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Как в социологии, так и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей социально-психологический климат является настроение. Социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.

Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «Я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива. С этой точки зрения самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.

Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить обо всех аспектах социально-психологического климата в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

В социально-психологическом климате коллектива важна роль непосредственного руководителя на производстве – мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями.

Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.


Заключение

 

Межличностные отношения в трудовом коллективе определяются самосознанием человека, выработкой собственной независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения, все более развивающимися способностями проникновения в свой собственный мир и т.д.

В процессе проведенного исследования влияния уровня развития группы на межличностные взаимоотношения сотрудников можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень развития группы, тем благополучнее складываются взаимоотношения сотрудников.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в трудовых коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между сотрудниками коллектива, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между сотрудниками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки сотрудникам, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.


Литература

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 368с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195с.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления). - М.: Издательство Московского университета, 1978. – 276с.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. – 312с.

5. Антонова Н.В. Личностная идентичности современного педагога и особенности его общения//Вопросы психологии. – 1997. - №6. – С. 23.

6. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояния зарубежной психологии. - М., 1974. – 338с.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 328с.

8. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.

23

 



Информация о работе Особенности проявления межличностных отношений в коллективах