Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:13, реферат

Краткое описание

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от
общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.
По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму
тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо
индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,
интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности
общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в
классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных
объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет
возможность оценить себя в системе отношений с другими

Оглавление

1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков.
1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных
взаимоотношений детей подросткового возраста.
1. Описание практической части.
Заключение

Файлы: 1 файл

Межличностные отношения в коллективе подростков.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Межличностные отношения  в коллективе подростков

План

 

1.1     Роль  семейных  отношений  в  формировании  коммуникативных  качеств

подростков.

1.2.    Психологическая  характеристика группы и коллектива.

1.2.1. Социально-психологическая  характеристика групп.

1.2.2  Социальная коллективность. Отношения между индивидом и  группой.

1.2.3  Понятие “самооценка”.

1.3   Психологическая    характеристика    и    особенности    межличностных

взаимоотношений детей  подросткового возраста.

  1. Описание практической  части.

Заключение

Приложение

 

 

 

Введение

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида  в  отрыве  от

общества, в котором  он живет, от системы отношений в  которые он  включается.

По словам К. Маркса, общество "не состоит из  индивидов,  а  выражает  сумму

тех связей и отношений, в которых эти  индивиды  находятся  друг  к  другу".

Природа  межличностных  отношений  сложна.  В  них  проявляются  как  сугубо

индивидуальные качества личности –  её  эмоциональные  и  волевые  свойства,

интеллектуальные возможности, так и усвоенные  личностью  нормы  и  ценности

общества. Вступая в  межличностные отношения самых  разнообразных  по  форме,

содержанию, ценностям, структуре  человеческих общностях – в детском  саду,  в

классе, в дружеском  кругу,  в  различного  рода  формальных  и  неформальных

объединениях,  -  индивид  проявляет  себя  как  личность   и   представляет

возможность оценить  себя в системе отношений с  другими.  Анализ  социальной

ситуации развития позволяет  раскрыть содержание  межличностных  отношений в

детских группах. В  детских  и  подростковых  группах  могут  быть  выделены

функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и  личностно  –  смысловые

отношения между сверстниками.

В последнее время,  с  притоком  новых  социальных  взглядов,  когда  многое

меняется и нажитое  за последние десятилетия переходит  в  небытие  необходимо

находить новые цели, новые  способы  деятельности,  которые  бы  давали  нам

больше,  позволяли  бы  более  продуктивно  работать  в  новой   сложившейся

ситуации.  Отход  от  тоталитарного  общества  и  попытки  прийти  к   более

демократичному укладу  жизни  требует  от  нас  пересмотра  многих  аспектов

окружающей нас действительности.

В данной работе планируется  подойти  к  решению  некоторых  из  обозначенных

проблем и оказать  реальную помощь в которой нуждается  практика  современной

общеобразовательной школы.

 

Цель работы: изучить  влияние  статусного  положения  ребенка  в  группе  на

формирование уровня его самооценки.

 

В данной работе нами решались следующие задачи:

 

1) Проанализировать литературные  источники по данной проблеме.

2) Рассмотреть формы  организации общения в подростковой  среде.

3) На основе анализа  источников построить схему исследования  межличностных

отношений и самооценки детей подросткового возраста.

4) Подготовить и провести  необходимые исследования, позволяющие  подтвердить

или опровергнуть гипотезу.

 

Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его  самооценка

 

Предмет исследования: межличностные  отношения в коллективе подростков.

 

Объект исследования:

 

 

 

      1.1 Роль  семейных отношений в формировании

      коммуникативных  качеств подростков.

 

 

      Мы хотим  кратко рассмотреть влияние семейных  отношений в

 

 формировании коммуникативных  качеств подростка.

      Одной  из самых главных особенностей  подросткового  возраста  -  смена

авторитетов и перестройка  взаимоотношений со взрослыми.

          Ребенок принимает различие двух  миров - детского и взрослого  -  и

то, что отношения между  ними  неравноправны,  как  нечто  бесспорное,  само

собой   разумеющееся.   Подростки   стоят   где-то   "посередине",   и   эта

промежуточность положения  определяет многие свойства их психологии,  включая

и самосознание.

           Французскими  психологами (Б.  Заззо,  1969)  был  поведён   опрос

детей от 5 до 14 лет, на предмет того, считают  ли  они  себя  "маленькими",

"большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом  выяснилась

эволюция самих  эталонов   "роста".  Дошкольники  часто  сравнивают  себя  с

младшими и потому утверждают, что они "большие".

      Школьный  возраст дает ребенку готовый  количественный эталон  сравнения

- переход из класса  в класс; большинство детей  считают  себя  "средними",  с

отклонениями преимущественно  в сторону " большого ".С 11  до  12  лет  точка

отсчета меняется; ее эталоном  все  чаще  становиться  взрослый,  "расти"  -

значит становиться взрослым.

      Советские психологи,  начиная с Л. С.  Выготского,  чувство  взрослости

считают  главным  новообразованием  подросткового   возраста,   но   попытка

сравнения себя со взрослыми  и ориентация на их ценности  показывает  ребенку

его несамостоятельность. Однако он не считает  такое  положение  нормальным,

стремясь  его  преодолеть.  Отсюда  противоречивость  чувства  взрослости  -

подросток претендует быть взрослым и в то же время знает,  что  уровень  его

притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

В  дальнейшем  нами  будет  рассмотрены  способы,  которыми  дети   пытаются

показать или доказать себе свою взрослость.

      Главной  потребностью переходного возраста как раз и является это

«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.

      Из всех  факторов  социализации  самым   важным  и  влиятельным  была  и

остается родительская  семья как первичная ячейка  общества,  влияние  семьи

ребёнок  испытывает  с  самого   раннего   возраста,   когда   он   наиболее

восприимчив. Семейные условия, включая социальное  положение,  род  занятий,

материальный уровень  и уровень образования родителей, в  значительной  мере

предопределяют   жизненный    путь    ребенка.     Кроме     сознательного,

целенаправленного  воспитания,  которое  дают  ему  родители,   на   ребенка

воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект  этого  воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

      По  данным  ленинградского  социолога  Э.  К.  Васильевой  (1975),   у

родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью  (средний

балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с  образованием  родителей  ниже

семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших классах, хотя  дети  уже

имеют навык самостоятельной  работы.

      Следующий  важный фактор – это атмосфера  семейных отношений.

      Неблагоприятные   семейные   условия   характерны   для   подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

      Значительное  влияние  на  личность  подростка   оказывает  стиль   его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их  социальным

положением.

      Родители  влияют на своих детей посредством нескольких механизмов.  Во-

первых, подкрепление: поощрение  поступков ребёнка, которые  родители  читают

правильными и наказание  в противном случае.  Родители  внедряют  в  сознание

ребенка   определенную   систему   норм,   соблюдение   которых   постепенно

становиться для ребенка  привычкой  и  внутренней  потребностью.  Во-вторых,

идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать  такими как они. В-

третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко  откликаясь  на  его

проблемы, родители тем самым формируют его самосознание  и коммуникативные

качества.

      Семейная  социализация  не  сводиться   к  непосредственному  «парному»

взаимодействию ребенку  с родителями. Так, эффект  идентификации  может  быть

нейтрализован встречной  ролевой взаимопомощи: например,  в  семье,  где  оба

родителя  хорошо  ведут  своё  хозяйство,  ребёнок  может  и  не  выработать

подобных навыков, хотя у  него  перед  глазами  хороший  образец.  Семья  не

нуждается  в  проявлении  этих  качеств  и  не  требует  от  ребёнка  этого;

напротив, в семье, где  мать бесхозяйственна, эту роль может  взять  на  себя

старшая дочь. Не  менее  важен  механизм  психологического  противодействия:

юноша, чья свобода  резко ограничена,  как  правило  вырабатывает  повышенную

тягу к самостоятельности, а тот,  кому  все  разрешают,  вырасти  зависимым.

Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе  невыводимы   ни  из

свойств его родителей  (ни по сходству, ни по  контрасту),  ни  из  отдельно

взятых методов воспитания  (Д. Баумринд, 1975).              

      Вместе  с тем весьма важны эмоциональный  тон семейных взаимоотношений  и

преобладающий в семье  тип контроля  и дисциплины.

      Эмоциональный   тон  отношений  между   родителями  и  детьми  психологи

представляют в виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой   стоят  максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения   (родительская  любовь),  а  на

другом  -  далекие,  холодные  и  враждебные.  В  первом  случае   основными

средствами воспитания являются внимание  и поощрение, во втором -  строгость

и  наказание.  Множество  исследований   доказывают   преимущества   первого

подхода. Ребёнок, который  в детстве был лишён родительской любви и  внимания

вырастает с низкой самооценкой  и недоверчивостью к людям. Изучение юношей и

взрослых,    страдающих    психофизиологическими    и     психосоматическими

нарушениями,   невротическими   расстройствами,   трудностями   в   общении,

умственной  деятельности  или  учебе,  показывает,  что  все   эти   явления

значительно  чаще  наблюдаются   у   тех,   кому   в   детстве   недоставало

родительского внимания  и  тепла.  Недоброжелательность  или  невнимание  со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у  детей.  Эта

враждебность может  проявляться как явно, по  отношению  к  самим  родителям,

так  и  скрытно.  Безотчетная,  немотивированная   жестокость,   проявляемая

некоторыми подростками  и  юношами  по  отношению  к  посторонним  людям,  не

сделавшим  им  ничего  плохого,  нередко  оказывается   следствием   детских

переживаний. Если же эта  бессильная агрессия направляется внутрь,  она  дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

      Таким  образом, вырастает индивид, как  правило потерянный для общества,

его недоверчивость может  подкрепляться фобиями, если же  психика достаточно

сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется  пограничная  шизофрения

(отсутствие основных  или же всех чувств и эмоций) .

      Эмоциональный  тон семейного воспитания существует  не сам по себе, а  в

связи  с  определенным  типом  контроля  и   дисциплины,   направленных   на

формирование соответствующих  черт  характера. Разные  способы  родительского

контроля также можно  представить  в виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой

высокая активность, самостоятельность  и инициатива ребенка, а  на  другом  -

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

      За этими  типами отношений стоит не  только распределение власти,  но  и

разное   направление   внутрисемейной   коммуникации:   в   одних    случаях

коммуникация направлена преимущественно или  исключительно  от  родителей  к

ребенку, в других - от ребенка к родителям.

      Разумеется, способы принятия решений в  большинстве семей  варьируют   в

зависимости от  предмета:  в  одних  вопросах  старшеклассники  имеют  почти

полную самостоятельность, в других  (например, в финансовых) - право  решать

остается за родителями. Кроме того, родители не  всегда  практикуют  один  и

тот же стиль дисциплины: отцы, как  правило,  воспринимаются  юношами  и  на

самом деле бывают более жесткими  и  авторитарными,   чем  матери,  так  что

общий семейный стиль  в известной  мере  компромиссный.  Отец  и  мать  могут

взаимно дополнять, а  могут  и подрывать влияние  друг друга.

      Наилучшие  взаимоотношения старшеклассников  с  родителями  складываются

обычно  тогда,  когда   родители   придерживаются   демократического   стиля

воспитания.

      Этот   стиль   в   наибольшей   степени     способствует    воспитанию

самостоятельности,  активности,  инициативы  и  социальной  ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае  последовательно   и  вместе  с

тем  гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих  требований

и поощряет их  обсуждение  подростком;  власть  используется   лишь  в  меру

необходимости; в ребенке цениться  как послушание,  так и независимость;

родитель устанавливает  правила и твердо проводит их в  жизнь, но не  считает 

себя непогрешимым; он  прислушивается  к  мнениям  ребенка,  но  не  исходит

только из его желаний.

 

 

 

1.2. Характеристика группы и коллектива.

 

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и  группой.

 

Коллектив – высшая форма  развития малой группы. Существуют  различные  формы

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков