Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:13, реферат

Краткое описание

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от
общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.
По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму
тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо
индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,
интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности
общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в
классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных
объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет
возможность оценить себя в системе отношений с другими

Оглавление

1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков.
1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных
взаимоотношений детей подросткового возраста.
1. Описание практической части.
Заключение

Файлы: 1 файл

Межличностные отношения в коллективе подростков.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

сопровождающиеся   стойкими   состояниями   тревоги    и    психологического

дискомфорта, могут оказаться  причиной неврозов.

      Как популярные, так и непопулярные  школьники отличаются  по  уровню

социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые  подходы  к

анализу  конфликтов.  Они  анализируют  ситуации  достаточно  объективно   и

рассматривают  их  даже  несколько   отстранённо.   Восприятие   событий   у

непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации.  Они  либо

уходят  от  решения,  либо,  ориентируясь  на  сиюминутный   результат,   не

задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

      Обостренная  потребность в  индивидуализации  личности  в  сочетании  с

максимализмом  в  оценках  окружающих,  которые  тоже  стремятся  обрести  и

продемонстрировать   свою   индивидуальность,   может   осложнять   процессы

группового  развития.  "Индивидуализация  рождает  напряженную  потребность,

которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением  во  внутренний

мир другого.

      Уровень  развития коллективных отношений  определяет специфику процессов

индивидуализации.  В  классах,  где  взаимоотношения основаны  на  доверии,

взаимопомощи,  ответственности,  проявления  самобытности,   независимо   от

статуса  членов  группы,  встречают  поддержку  и  способствуют   интеграции

личности в группе. Обогащенной оказывается не только  личность,  проявляющая

творческую инициативу, смелость в отказе от  отрицательных  традиций,  но  и

коллектив. В группах  с  низким  уровнем  коллективных  отношений  проявления

индивидуальности  пресекаются  без  учета   их   нравственного   содержания.

Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет  в

себе угрозу  для  персонализации  остальных.  В  классах  с  подобным  типом

межличностных  отношений  индивидуализация   одного   происходит   за   счет

деиндивидуализации других.

      Каждый подросток  психологически  принадлежит  к  нескольким  группам:

семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если  цели  и  ценности

групп не противоречат друг другу, формирование личности  подростка  проходит

в  однотипных  социальных  условиях.  Противоречивость  норм   и   ценностей

различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор  может

сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

      Из множества  сфер общения  подростком  выделяется  референтная  группа

сверстников, с  требованиями  которой  он  считается  и  на  мнение  которой

ориентируется в значимых для себя ситуациях.

      Потребность  в общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить

родители, возникает у  детей очень рано и  с  возрастом  усиливается.  Уже  у

дошкольников отсутствие общества  сверстников  отрицательно  сказывается  на

развитии  коммуникативных  способностей   и   самосознания.   Поведение   же

подростков по своей  сути является коллективно-групповым.

      Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по  нему

подростки узнают многие необходимые им вещи, которые  им  по  тем  или  иным

причинам не сообщают взрослые,  например,  подавляющую  часть  информации  о

вопросам пола подросток  получает  от  сверстников,  поэтому  их  отсутствие

может задержать его  психосексуальное развитие  или  придать  ему  нездоровый

характер.

      При  сходстве внешних контуров социального  поведения глубинные  мотивы,

скрывающиеся  за  юношеской  потребностью  в  аффиляции,   индивидуальны   и

многообразны. Один ищет в обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения,

признания своей человеческой ценности. Другому важно  чувство  эмоциональной

сопричастности, слитности  с группой. Третий черпает  недостающую  информацию

и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет  потребность  властвовать,

командовать  другими.  Большей  частью  эти   мотивы   и   переплетения   не

осознаются.

      Следует  отметить, что коммуникативные черты  и стиль общения  юношей  и

девушек  не  совсем одинаковы.  Это касается  и уровня  общительности   и

характера аффиляции.

      На первый  взгляд мальчики во всех  возрастах   общительнее  девочек.  С

самого раннего возраста они активнее девочек вступают в  контакт  с  другими

детьми, затевают совместные игры и  т.д.  чувство  принадлежности  к  группе

сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

      Однако  различия  между  полами  в   уровне  общительности  не  столько

количественные, сколько  качественные. Содержание совместной  деятельности  и

собственный успех означает для мальчиков  больше,  чем  наличие  симпатии  к

другим участникам игры.

      С ранних  возрастов мальчики тяготеют  к более экстенсивному, а   девочки

– к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а

девочки – по двое или  по  трое.  Разные  способы  социализации  мальчиков  и

девочек, существующие во всех человеческих  обществах,  с  одной  стороны  –

создают и воспроизводят  психологические половые различия. Причем  речь  идет

не просто  о количественных различиях в степени  общительности  мальчиков  и

девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их  общения  и

жизнедеятельности.

      Юношеские   группы  удовлетворяют  в   первую  очередь   потребность   в

свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение  –  не

просто способ проведения досуга, но  средство   самовыражения,  установления

новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается

что-то интимное, исключительно свое.

      Разные  виды общения могут существовать, выполняя  разные  функции,  их

удельный   вес   и   значимость   с   возрастом   меняется.    Меняются    и

привилегированные места  встреч. У подростков это чаще всего  двор  или  своя

улица.

      Разные формы и места общения не только  сменяются друг  друга,  но  и

сосуществуют, отвечая  разным психологическим потребностям.

      Если  компании  формируются  лавным   образом   на   базе   совместных

развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми,

обычно  остаются  поверхностно.  Качество  совместного   времяпрепровождения

часто оставляют желать лучшего.

      Некоторые  из таких компаний перерастают  в антисоциальные.

      Юношеские  группы и  их  соперничество   –  всеобщий  факт  человеческой

истории. Явление это  многоуровневое.  Саамы  глубинный,  универсальный  его

пласт – противопоставление. «Мы» и  «Они»  по  территориальному  принципу  –

существуют практически  везде.  Однако  ослабление  влияние  семьи,  особенно

отцовского  начала,  повышает  степень  идентификации  мальчика-подростка  и

группой, создавая та называемый «эффект стаи».

 

 

 

2.1.1. Социометрический  эксперимент. Метод социометрии.

 

      Для  того чтобы использовать количественные  характеристики при изучении

социальных   взаимодействий   в   группе    применяется    так    называемая

социометрическая процедура, или социометрия  (впервые  предложенная  в  30-х

годах Д. Морено) [3].

      Социометрия   –  это  система  некоторых   приёмов,  дающих  возможность

выяснить   количественное   определение   предпочтений,   безразличий    или

неприятий, которые получают индивиды в  процессе  межличностного  общения  и

взаимодействия.

      Опрашиваемого   обычно  просят  установить  последовательность   своего

выбора, следуя порядку  предпочтения.  Порядок  выборов  имеет  при  анализе

характера и закономерностей  межличностного  общения. В группах до  10-15

человек более целесообразно  количество выборов не  ограничивать,  в  группах

же до 30-40 человек лучше  позволить делать 3-5 выборов.

      Результаты  ответов переносят на  так   называемые  матрицы  выбора.  Их

число соответствует  числу критериев. Для удобства  обработки  данных  каждый

член  группы  получает  свой  номер  и  далее  на  протяжении  всех   этапов

эксперимента фигурирует под ним.

      Исходя  из данных матрицы, можно определить  величину  социометрического

статуса любого члена  группы.  Она  равна  сумме  полученных  данным  членом

группы выборов, деленной на число членов без одного:

[pic]

 

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

 

Ri- - отрицательные.

 

      Индекс  групповой  "сплоченности",  согласно  социометрическим  данным,

определяется как отношение  числа взаимных выборов к теоретически  возможному

для данной группы их количеству.

      Однако  социометрический анализ может  дать лишь  самое  общее   описание

этой  коммуникативной  сети.  И  его  нельзя  использовать  для  определения

мотивов  тех  или  иных  выборов  одних  членов   группы   другими,   данный

эксперимент не привёдет нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

      Благодаря  введению  методической  процедуры   выделения  мотивационного

ядра возникает  возможность  перейти  от  исследования  поверхностного  слоя

общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным  ядром

здесь  понимается  система  мотивов,   образующая   психологическую   основу

индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами  в социометрическом

исследовании. Выявление  мотивационного ядра  предпочтительности  оказывается

полезным  всякий  раз,  когда  возникает  вопрос,  почему   социометрическая

картина в  данной  группе  именно  такова;  почему  такой  –то член  группы

предпочитает  такого  –  то;  почему  некоторая  часть  группы  числится   в

категории "лидеров",  а  другая  –  в  категории  "отверженных".  Содержание

мотивационного ядра выбора  партнера  в  структуре  межличностных  отношений

может служить показателем того уровня, которого достигла данная  группа  как

коллектив. На первых, начальных  этапах развития вновь  созданных  групп  при

выборе партнера члены  группы исходят из эмоционально –  личностных  симпатий,

но затем по  мере  становления  коллектива  содержание  мотивационного  ядра

изменяется –  выборы  обусловлены  ориентацией  не  на  внешние  достоинства

личности, а на её моральные  и деловые качества.

 

 

 

2.1.2. Методика изучения  самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

 

      Для  исследования была применена методика изучения  самооценки  качеств

личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

      Целью  данной методики является выявление  уровня  самооценки  школьника

по заранее заданным качествам личности; выбор тех  или иных качеств  личности

обусловлен целями исследования (например,  установленных  с  помощью  других

методов трудностей в  общении, для получения дополнительной информации  можно

предложить для оценки такое качество как общительность).

      Методика  предполагает   следующую   процедуру   проведения:   Ребенку

предлагается  ряд  шкал,  условно  обозначающих  проявление  различных  черт

личности,  и  следующая   инструкция:   "Допустим,   что   на   этой   линии

расположились все люди  мира  в  порядке  повышения  их  состояния  здоровья

(пример со шкалой здоровья): внизу – самые  больные  люди,  вверху  –  самые

здоровые (те, которые  никогда не болеют). Как ты  думаешь,  где  твое  место

среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

 

 

 

Пример шкалы:

                                          [pic]

Высота  самооценки  определяется  с  помощью  условного  разбиения  шкал  на

отрезки в соответствии с пяти-бальной системой. При  этом  одно  деление  на

шкале является равным 0,5 балла.  Исходя  из  этого  подсчитывается  средний

балл  самооценки.  "Нормальной",  "Средней"  самооценкой   принято   считать

самооценку со средним  баллом 2.5 и немного  выше;  "Высокой"  –  со  средним

баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.

 

 

 

2.2 Результаты социометрического  опроса.

В результате мы определили следующие диагностические показатели:

 

а). В результате статусные  категории каждого ребенка:

в экспериментальной  группе “А”:

лидеры – 9 человек.

предпочитаемые – 3 человека.

принебрегаемые – 8 человек.

отверженные – 5 человек.

в экспериментальной  группе “В”:

лидеры – 7 человек.

предпочитаемые – 7 человека.

принебрегаемые – 7 человек.

отверженные – 4 человек.

 

Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1.):

 

в экспериментальной  группе “А” более 50% детей имеют  неблагоприятный

статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;

в экспериментальной  группе “В” более 50% детей имеют  благоприятный статус,

т.е относятся к  первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и

четвертый статус.[pic]

Рассмотрев отдельно мальчиков и  девочек  по  определению  социометрического

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков