Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:13, реферат

Краткое описание

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от
общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.
По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму
тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо
индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,
интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности
общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в
классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных
объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет
возможность оценить себя в системе отношений с другими

Оглавление

1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков.
1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.2.3 Понятие “самооценка”.
1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных
взаимоотношений детей подросткового возраста.
1. Описание практической части.
Заключение

Файлы: 1 файл

Межличностные отношения в коллективе подростков.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

коллективных  отношений,  которые   проходят   определенные   этапы   своего

развития.  Развитие  коллектива  проходит  через   следующий   ряд   этапов:

номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

      От кооперации  до коллектива группа проходит  уровень автономизации, для

которого характерно довольно  высокое  внутреннее  единство  по  всем  общим

качествам, кроме интергрупповой активности.  Именно  на  этом  уровне  члены

группы идентифицируют себя  с  ней  (моя  группа).  Однако  группа-автономия

может  уйти  в  сторону  от   коллектива.   Возможно   развитие   группы   в

отрицательном направлении, когда развитие группы  приводит  ее  к  положению

замкнутой  из  вне  группы,  но  отличающейся  внутригрупповой   антипатией,

межличностным эгоцентризмом  и эгоизмом, агрессивностью.

      Социальная  коллективность заключается  в  том,  что,  объединяя  людей

общими социальными  и производственными интересами, она ставит  высшей  своей

целью  создание  условий  для  раскрытия  индивидуальности   каждого   члена

общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.  Термин  “

Социальная   психология”   так   обозначен   Л.С.   Выготским:   Психология,

исследующая  социальную  обусловленность   психики   отдельного   человека”.

“Коллективная” психология в его понятии, совпадает  с  традиционным  “Все  в

нас социально, но это не  означает,  что  все  свойства  психики  отдельного

человека присуще всем другим членам данной  группы”  [1,128].  В  результате

развития своих членов  развивается  и  сам  коллектив:  чем  ярче  и  богаче

индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем  более

дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и  коллектив

в  целом.  Суть  социального  коллективизма   не   сводится   к   совместной

деятельности для достижения общей цели. И даже не  сводится  к  умению  жить

сообща,  вместе  решая  все  вопросы.  Состояние   и   зрелость   социальной

коллективности  определяется   тем,   насколько   социальное,   общественное

прониклось личным, индивидуальным интересом.

      Любое  взаимодействие  людей,  даже  при  минимальном  их  количестве,

начинается с распределения  функций.  Без  этого  не  возможно  существование

группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так  как

человеческая личность является главным  материалом  для  ее  создания.  А.В.

Петровский [9,112] считает при классификации  групп  определять  степень  их

развития,  учитывая  характер  межличностных  отношений,   формирующихся   в

зависимости  от  ценностно-ориентационного  единства   группы   (оптимальное

совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия  реальных  контактных  групп  может  быть  представлена   следующим

образом:

Диффузная  группа  -  в  ней  взаимоотношения  опосредуются  не  содержанием

групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация  -  группа,  в  которой   взаимоотношения   опосредуются   только

личностно значимыми целями.

Корпорация  -   взаимоотношения   опосредуются   личностно   значимыми,   но

ассоциальным по своим  установкам содержанием групповой  деятельности.

Коллектив -  взаимодействия  опосредуются  личностнозначимым  и  общественно

ценным содержанием  групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

      В них  оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и  общественные

цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в  целом  ставит

своей задачей достижение максимального  сближения  во  взглядах  и  выборах,

стремясь  выработать  общую  позицию.   Однако   нам   известно,   что   это

предположение верно  лишь от части. В действительности при  множестве  разных

обстоятельств и особенно, если  требуется  изменение,  происходит  обратное:

преобладает  напряжение  и  расхождение  во  мнениях.   Значительное   число

социальных  установок  человека  имеет  отношение  к  одной  или  нескольким

социальным группам или связаны с  ними.  Характер  этой  связи  не  является

простым, ясным. С одной  стороны - установки человека связаны  с  социальными

установками, обычно проявляющимися в группах, к которым  он  принадлежит.  С

другой стороны - изменение  влияния престижа,  лидерства  мнений,  отвержение

членских групп теми кто занимает  в  них  низкий  статус,  а  также  влияние

внешних групп на уровень  притязаний  показывает,  что  социальные  установки

часто бывают связаны  с нечленскими группами.

      Как признание этого факта -  термин  “референтная  группа”,  впервые

употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения  любой группы,  с

которой индивид соотносит  установки. Одновременно  стала  развиваться  общая

теория референтных  групп. Это  понятие  используется  для  обозначения  двух

видов отношений между  индивидом и группой [14].

Замечена  закономерность:  чем  ближе  по  уровню  своего  развития   группа

находится к коллективу, тем более  благоприятные  условия  она  создает  для

проявления лучших  сторон  личности  и  торможения  того,  что  в  ней  есть

худшего. И напротив, чем  дальше группа по уровню своего развития отстоит  от

коллектива, (а ближе  к корпорации), тем больше возможности  она  представляет

для  проявления  в  системе  взаимоотношений  худших   сторон   личности   с

одновременным торможением  лучших устремлений.

 

 

 

1.2.3 Понятие “самооценка”.

 

Самооценка  –  это  оценка  личностью  самой   себя,   своих   возможностей,

способностей, качеств  и места среди других  людей.  Самооценка  относится  к

фундаментальным  образованиям   личности.   Она   в   значительной   степени

определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4,24].

      Различают  общую  и  частную  самооценку.  Частной  самооценкой  будет,

например, оценка своей внешности, различных черт  характера.  В  общей,  или

глобальной  самооценке  отражается  одобрение   или   неодобрение,   которое

переживает человек  по отношению к самому себе.

      Человек  может оценивать себя адекватно  и  неадекватно  (завышать  либо

занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой  и  низкой,

различаться по степени  устойчивости, самостоятельности, критичности.

      Процесс   формирования   глобальной    самооценки    противоречив    и

неравномерен. Это обусловлено тем, что частные  оценки,  на  основе  которых

формируется  глобальная  самооценка,  могут  находится  на  разных   уровнях

устойчивости   и   адекватности.   Кроме   того,   они   могут    по-разному

взаимодействовать между  собой: быть согласованными, взаимно  дополнять  друг

друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке  отражается

сущность личности.

      Итоговым  измерением  Я,  формой  существования   глобальной  самооценки

является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная  черта,

и поддержание его  на определенном уровне составляет важную заботу  личности.

Самоуважение личности определяется отношением ее  действительных  достижений

к тому, на что человек  претендует какие цели перед собой  ставит.

      Совокупность  таких целей образует уровень притязаний личности.  В  его

основе  лежит  такая  самооценка,  сохранение  которой  стало  для  личности

потребностью. Уровень  притязаний – это тот практический результат,  которого

субъект рассчитывает достичь  в работе.  В  своей  практической  деятельности

человек  обычно  стремится   к   достижению   таких   результатов,   которые

согласуются с его  самооценкой,  способствуют  ее  укреплению,  нормализации.

Как   фактор,   определяющий   удовлетворенность   или   неудовлетворенность

деятельностью,  уровень  притязаний  имеет   большое   значение   для   лиц,

ориентированных  на  избежание  неудач,  а   не   на   достижение   успехов.

Существенные изменения  в самооценке появляются  в  том  случае,  когда  сами

успехи  или  неудачи  связываются  субъектом  деятельности  с  наличием  или

отсутствием у него необходимых  способностей.

      Следовательно, функции  самооценки  и  самоуважения  психической  жизни

личности состоят в  том, что они  выступаю  внутренними  условиями  регуляции

поведения  и  деятельности  человека.  Благодаря  включению   самооценки   в

структуру  мотивации  деятельности   личность   постоянно   соотносит   свои

возможности, психические  ресурсы с целями и средствами деятельности.

      Знания,  накопленные  человеком  о  самом  себе,  а  также  глобальная

самооценка, формирующаяся  на основе  таких  знаний,  позволяют  сформировать

многомерное образование, которое называется «Я –  концепцией»  и  составляет

ядро личности. Я - концепция  — это более или менее осознанная,  переживаемая

как неповторимая система  представлений человека о себе,  на  основе  которой

он строит взаимодействие с другими  людьми,  осуществляет  регуляцию  своего

поведения и деятельности.

      Таким  образом, важнейший компонент  целостного  самосознания  личности,

каким является  самооценка,  выступает  необходимым  условием  гармонических

отношении человека как  с самим собой, так и с другими  людьми, с которыми  он

вступает в общение  и взаимодействие.

      Самооценка-отношение   человека  к  своим  способностям,  возможностям,

личностным качествам, а также к внешнему облику. Она  может  быть  правильной

(адекватной), когда мнение  человека  о  себе  совпадает   с  тем,  что  он  в

действительности  собой  представляет.  В  тех  же  случаях,  когда  человек

оценивает себя не объективно, когда его мнение о  себе  резко  расходится  с

тем, каким его считают  другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной.

      Если  человек  недооценивает  себя  по  сравнению  с  тем,  что  он  в

действительности есть, то у  него  самооценка  заниженная.  В  противном  же

случае самооценка у  него завышена.

      Неадекватная  самооценка  осложняет  жизнь   не  только  тех,  кому  она

свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации,  в  которых  оказывается

человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

      Знать  самооценку человека очень важно   для  установления  отношений   с

ним, для нормального общения.

      Самооценка является  сложным личностным образованием. В ней  отражается

то, что человек узнает о себе  от  других,  и  его  собственная  активность,

направленная на осознание  своих действий и личностных качеств.

 

 

 

      1.3.  Психологическая   характеристика  и   особенности   межличностных

взаимоотношений детей  подросткового возраста.

 

      Межличностные  отношения ребенка со сверстниками, возникающие  стихийно

или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные  социально

– психологические характеристики.

      Фаза  индивидуализации,   характеризуется   уточнением   и   развитием

представлений о самом  себе  –  формированием  образа  "Я".  По  сравнению  с

начальной школой у детей  интенсивно  развивается  самосознание,  расширяются

контакты  со  сверстниками.  Участие   в   работе   различных   общественных

организаций, кружков по интересам, спортивных секций  выводит  подростка  на

орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых  отношений  сочетается  с

интенсивным  формированием  личностных  взаимоотношений,  которые  с   этого

времени приобретают  особо важное значение.

      Взаимоотношения  со  сверстниками  становятся  более  избирательными  и

стабильными. При  сохранении  высоко  ценимых  свойств  "хорошего  товарища"

повышается  роль  нравственного  компонента  во  взаимооценках.  Морально  –

волевые   характеристики   партнера    становятся    важнейшим    основанием

предпочтений.  Статус   личности   более   всего   связан   с   волевыми   и

интеллектуальными  свойствами  ученика.   Высоко   оцениваются   сверстники,

которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как  и

в начальной  школе,  остается  одним  из  ведущих  оснований  межличностного

выбора.

      Выявлено, что "предпочитаемые"  и  "отверженные"  подростки   в  классе

отличаются разными  системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей  степени

ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают  угрозу  утраты

статуса,  их  стратегия  поведения  становиться  активной   и   деятельность

приобретает более интенсивный,  целенаправленный,  организованный  характер.

Ученики с неблагоприятным положением в классе  фиксированы  главным  образом

на  взаимоотношениях  со  сверстниками.  В  случае  угрозы  их  и  без  того

неблагополучному положению  в группе они аффективно реагируют  на  ситуацию  и

даже  готовы  вовсе  разорвать   отношения   со   сверстниками.   Значимость

эмоциональных связей в  группах сверстников столь велика, что  их  нарушения,

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков