Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:07, лекция
Ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося.
Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механиз
Межличностные отношения в коллективе
Ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося.
Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.
Такие индивидуальные особенности педагога, как его психосоциотип, характер, стиль руководства может существенно влиять на характер взаимоотношений с учебной группой и на само функционирование ученического (студенческого) коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.
Такая особенность группы, как однородность возрастного состава, обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности учебной группы – учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается.
В студенческой
группе проявляются такие социально-
– «коллективные переживания и настроения» – эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности;
– «коллективные мнения» – сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы;
– явления подражания, внушаемости или конформизма;
– явления соревнования – форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха. Учебная группа может развиваться от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Основные условия развития коллектива
В развитии коллектива
особая роль принадлежит совместной
деятельности. Это определяет, во-первых,
необходимость вовлечения всех учащихся
в разнообразную и
Педагогическое
требование по праву считается важнейшим
фактором становления коллектива. Оно
помогает быстро навести порядок и дисциплину
в школе, вносит дух организованности
в деятельность воспитанников; выступает
как инструмент руководства и управления
учащимися, т.е. как метод педагогической
деятельности; возбуждает внутренние
противоречия в процессе воспитания и
стимулирует развитие учащихся; помогает
укреплять взаимоотношения и придает
им общественную направленность. Диалектика
педагогического процесса такова, что
педагогическое требование, будучи сначала
методом в руках педагогов, в своем развитии
становится методом деятельности воспитательного
коллектива и одновременно превращается
во внутренний стимул деятельности детей,
отражается в их интересах, потребностях,
личных стремлениях и желаниях.
Предъявление требований тесно связано
с приучением и упражнением учащихся.
При его реализации необходимо учитывать
настроение воспитанников и общественное
мнение коллектива, опираясь на них. Очень
важно, чтобы требования педагога поддерживались
если не всеми, то большинством. Достичь
такого состояния может актив, поэтому
так важно его воспитание.
Общественное мнение в коллективе
— это совокупность тех обобщенных оценок,
которые даются в среде воспитанников
различным явлениям и фактам коллективной
жизни. Характер и содержание общественного
мнения, его зрелость можно выявить только
наблюдая воспитанников в реальных условиях
жизнедеятельности или посредством создания
ситуаций свободного выбора. Принято выделять
два основных пути формирования общественного
мнения в коллективе: налаживание практической
деятельности; проведение организационно-разъяснительных
мероприятий в форме бесед, собраний, сборов
и т.п. Если организуется содержательная
деятельность школьников с активным участием
всех, они не только переживают радость
успеха, но и приучаются критически относиться
к недочетам и стремятся к их преодолению.
При наличии принципиальных, здоровых
отношений между учащимися всякое воздействие
на коллектив оказывает влияние на его
членов и, наоборот, воздействие на одного
ученика воспринимается другими и как
обращение к ним.
Большое значение для развития коллектива
имеет организация
перспективных устремлений
воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренкозакон
движения коллектива. Если развитие
и укрепление коллектива во многом зависят
от содержательности и динамики его деятельности,
то он должен постоянно двигаться вперед,
добиваться все новых и новых успехов.
Остановка в развитии коллектива ведет
к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым
условием развития коллектива является
постановка и постепенное усложнение
перспектив: близких, средних и далеких.
Их уместно в соответствии с требованиями
задачного подхода соотнести с оперативными,
тактическими и стратегическими задачами
и помочь каждому воспитаннику на фоне
общей коллективной перспективы выделить
и свою личную.
Важным условием развития коллектива
является организация
самоуправления. Оно не может создаваться
"сверху", т.е., начиная с создания
органов, оно естественно должно вырастать
"снизу", с самоорганизации тех или
иных видов деятельности. При этом самоуправление
в первичном коллективе и в масштабах
всей педагогической системы в своем формировании
должно подчиняться следующим довольно
жестким алгоритмическим шагам:
разделению конкретного дела на законченные
части и объемы;
формированию микрогрупп соответственно
частям и объемам;
выбору ответственных за каждый участок
деятельности;
объединению ответственных в единый орган
самоуправления;
выбору главного, ответственного лица.
Таким образом, органы самоуправления
и их количество в школе формируются в
зависимости от конкретных дел и видов
деятельности, подготовкой которых заняты
и в реализацию которых включены школьники
на данный момент. Другими словами, многие
органы самоуправления временны, создаются
с определенной целью и никогда не формируются
заранее. В этом и заключен большой педагогический
смысл, позволяющий варьировать отношения
руководства — подчинения.
Высшим органом школьного самоуправления
является собрание общешкольного коллектива
или его представителей (в больших школах),
которому подотчетен учком. При этом собрание
вправе принимать решения только в рамках
переданных школьникам полномочий. Педагогическое
руководство школьным самоуправлением
должно найти свое выражение только в
определении стратегических направлений
деятельности детей, оказании им помощи
в форме советов и рекомендаций.
Важно отметить основные педагогические
условия функционирования школьного самоуправления.
К ним относятся периодическая сменяемость
органов самоуправления и выборных уполномоченных
лиц; обязательное наличие системы ступенчатой
ответственности органов самоуправления
и их периодическая отчетность; наличие
игровых элементов, привнесение в систему
самоуправления соответствующей атрибутики.
С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.
Учебный коллектив имеет двойственную структуру:
– он является объектом и результатом сознательных целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.);
– учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям, требующее индивидуального подхода. Задача педагога – ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Преподаватель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива. Воспитание актива группы – важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы.Укреплению и развитию коллектива на втором этапе способствуют: вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.