Межличностные супружеские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования явился анализ социально-психологических особенностей семейного неблагополучия.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать современные представления и теории социально-психологического паритета взаимных интересов и предпочтений в браке.
2. Проанализировать различные основополагающие особенности формирования конфликтных ситуаций в семье.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН, СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШНИЙ В БРАКЕ...................................................7
1.1.Межличностные отношения в браке и социально-психологические источники супружеских конфликтных ситуаций.............................................7
1.2.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Контингент, цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой. 35
2.2.2. Методика PARi Шеффер и Белла 37
2.3. Результаты и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

Межличностные супружеские отношения2_.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:

 

Оптимальный эмоциональный контакт,

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

Излишняя концентрация на ребенке.

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков (их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

ощущение самопожертвования в роли матери (5);

семейные конфликты (7);

сверхавторитет родителей (11);

неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

доминирование матери (19);

зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21);

побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

партнерские отношения (14);

развитие активности ребенка (15);

уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу: 8, 9, 16):

раздражительность, вспыльчивость (8);

суровость, излишняя строгость (9);

уклонение от контакта с ребенком (16).

Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

 

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

преодоление сопротивления, подавление воли (4);

создание безопасности, опасение обидеть (6);

исключение внесемейных влияний (10);

подавление агрессивности (12);

подавление сексуальности (18);

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:

20 – максимальная оценка признака;

18, 19, 20 – высокие оценки;

8, 7, 6 – низкие оценки;

5 – минимальная оценка признака.

Интерпретация результатов теста

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

1.хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

2.межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);

3.отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие показатели по шкале 7 (семейные конфликты) могут свидетельствовать о конфликтности, и возможном переносе семейного конфликта на производственные отношения. В этом случае психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

 

Высокие оценки по шкале 3 (зависимость от семьи) свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки). Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку (3), характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

 

2.3. Результаты и их обсуждение

 

По результатам проведения методики данной методики было составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации каждой супружеской паре.

В данной работе мы анализируем групповые статистические параметры изученных ролевых аспектов супружеских пар.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, мы остановимся на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре.

Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.


Таб. 1. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеских пар. Согласованность семейных ценностей супругов

Семейные

ценности

Интимно-

сексуаль- ная

Личностная

иденти- фикация

Хозяйственно -бытовая

Родитель-

ско -воспита- тельная

Социаль-

ная актив- ность

Эмоцио-

нально -психо- терапевти- ческая

Внешняя

прив- лекатель- ность

ШСЦмуж

4,21±0,03

9,11±0,02

5,8±0,01

6,5±0,05

5±0,02

6,5±0,05

6±0,02

ШСЦжен

3,43±0,01

9,03±0,01

6,5±0,02

8±0,06

8±0,07

6±0,02

7±0,03

ССЦ

1,23±0,02

0,7±0,02

1,5±0,03

1,5±0,02

3±0,02

0,5±0,02

1±0,02

 

Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены в нашей выборке позволяют сделать следующие заключения:

Для исследованных нами супружеских пар характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях.

Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности–не более 3 баллов).

Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены.

Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.

По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны определенные обязанности; внимательные, заботливые к теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что о большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи.

С точки зрения молодоженов, обратившихся с ролевыми семейными проблемами в центр «ВЫБОР», сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни.

Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.

Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, мы тут приходим к выводам, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругом. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.


Таб. 2. Ролевая адекватность супружеской пары (средние округлены до целых)

Семейные ценности

Ролевые установки

РАм

Ролевые установки

РАж

Пж

Ом

Пж – Ом

Пм

Ож

Пм - Ож

Хозяйственно-бытовая

6±0,04

7±0,03

1±0,03

3±0,03

7±0,03

4±0,04

Родительско-воспитательная

8±0,05

8±0,03

0±0,02

5±0,05

8±0,02

3±0,03

Социальная активность

8±0,07

3±0,05

5±0,04

7±0,03

8±0,06

1±0,04

Эмоционально-психотерапевтическая

4±0,01

9±0,04

5±0,05

4±0,02

8±0,04

4±0,03

Внешняя привлекательность

7±0,01

7±0,04

0±0,06

5±0,04

7±0,04

2±0,03

 

 

 

∑РАм = 11±0,04

 

 

∑РАж = 14±0,023

 

Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности.

Таким образом, готовность испытуемых жен (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома.

Наименьшая ролевая адекватность женщин в нашем иссследовании наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание "психотерапевтической» атмосферы в семье. Т.е. молодая женщина стремится быть специалистом своего дела. Однако муж считает, про профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени.

Жена не хочет брать на себя функции «психологического диспетчера» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем, ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа.

Далее мы представляем данные и их анализ, полученные по методики PARI.

На этом, так же как и на предыдущем этапе по каждому статистическому ряду мы проводили дисперсионный анализ, с помощью статистического пакета SPSS (NCSS), затем по результатам дисперсионного анализа программа рассчитывала Т-критерий Стьюдента (статистическая гипотеза о достоверности различия 2 выборок). Результаты представлены в таблице 1. В правом столбике каждой из представленных ниже таблиц отмечена степень достоверности этого различия (- не достоверно, + слабо достоверно при Р<0,01, ++ достоверно при Р<0,05, +++ высоко достоверно при Р<0,001).

 

 

Таб. 3. Оптимальный эмоциональный контакт

(количество баллов)

 

Испытуемые

Количество

Среднее

Стандартная ошибка

Т-критерий

Достоверность

Мужчины

20

21,13

0,8387443

3,54

++

Женщины

20

26,6

0,9651055

 

 

Как видно из проведенного нами исследования,  наиболее оптимальный эмоциональный контакт был более выражен со стороны женщин. При этом данное ролевое поведение было в какой-то степени безответным со стороны мужчин.

 

Таб. 4. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

Испытуемые

Количество

Среднее

Стандартная ошибка

Т-критерий

Достоверность

Мужчины

20

15,13

0,9353719

3,13

++

Женщины

20

10,06

1,318248

Информация о работе Межличностные супружеские отношения