Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью исследования явился анализ социально-психологических особенностей семейного неблагополучия.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Проанализировать современные представления и теории социально-психологического паритета взаимных интересов и предпочтений в браке.
2. Проанализировать различные основополагающие особенности формирования конфликтных ситуаций в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН, СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШНИЙ В БРАКЕ...................................................7
1.1.Межличностные отношения в браке и социально-психологические источники супружеских конфликтных ситуаций.............................................7
1.2.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1. Контингент, цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Методика "Ролевые Ожидания Партнеров" (РОП) по А. Н. Волковой. 35
2.2.2. Методика PARi Шеффер и Белла 37
2.3. Результаты и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
Оптимальный эмоциональный контакт,
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
Излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков (их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):
ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
ощущение самопожертвования в роли матери (5);
семейные конфликты (7);
сверхавторитет родителей (11);
неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
доминирование матери (19);
зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21);
побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
партнерские отношения (14);
развитие активности ребенка (15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
раздражительность, вспыльчивость (8);
суровость, излишняя строгость (9);
уклонение от контакта с ребенком (16).
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
преодоление сопротивления, подавление воли (4);
создание безопасности, опасение обидеть (6);
исключение внесемейных влияний (10);
подавление агрессивности (12);
подавление сексуальности (18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
20 – максимальная оценка признака;
18, 19, 20 – высокие оценки;
8, 7, 6 – низкие оценки;
5 – минимальная оценка признака.
Интерпретация результатов теста
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
1.хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
2.межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
3.отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие показатели по шкале 7 (семейные конфликты) могут свидетельствовать о конфликтности, и возможном переносе семейного конфликта на производственные отношения. В этом случае психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 (зависимость от семьи) свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки). Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку (3), характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
По результатам проведения методики данной методики было составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации каждой супружеской паре.
В данной работе мы анализируем групповые статистические параметры изученных ролевых аспектов супружеских пар.
Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, мы остановимся на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре.
Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.
Таб. 1. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеских пар. Согласованность семейных ценностей супругов
Семейные ценности | Интимно- сексуаль- ная | Личностная иденти- фикация | Хозяйственно -бытовая | Родитель- ско -воспита- тельная | Социаль- ная актив- ность | Эмоцио- нально -психо- терапевти- ческая | Внешняя прив- лекатель- ность |
ШСЦмуж | 4,21±0,03 | 9,11±0,02 | 5,8±0,01 | 6,5±0,05 | 5±0,02 | 6,5±0,05 | 6±0,02 |
ШСЦжен | 3,43±0,01 | 9,03±0,01 | 6,5±0,02 | 8±0,06 | 8±0,07 | 6±0,02 | 7±0,03 |
ССЦ | 1,23±0,02 | 0,7±0,02 | 1,5±0,03 | 1,5±0,02 | 3±0,02 | 0,5±0,02 | 1±0,02 |
Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены в нашей выборке позволяют сделать следующие заключения:
Для исследованных нами супружеских пар характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях.
Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности–не более 3 баллов).
Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены.
Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.
По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны определенные обязанности; внимательные, заботливые к теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что о большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи.
С точки зрения молодоженов, обратившихся с ролевыми семейными проблемами в центр «ВЫБОР», сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни.
Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.
Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, мы тут приходим к выводам, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругом. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.
Таб. 2. Ролевая адекватность супружеской пары (средние округлены до целых)
Семейные ценности | Ролевые установки | РАм | Ролевые установки | РАж | ||
Пж | Ом | Пж – Ом | Пм | Ож | Пм - Ож | |
Хозяйственно-бытовая | 6±0,04 | 7±0,03 | 1±0,03 | 3±0,03 | 7±0,03 | 4±0,04 |
Родительско-воспитательная | 8±0,05 | 8±0,03 | 0±0,02 | 5±0,05 | 8±0,02 | 3±0,03 |
Социальная активность | 8±0,07 | 3±0,05 | 5±0,04 | 7±0,03 | 8±0,06 | 1±0,04 |
Эмоционально- | 4±0,01 | 9±0,04 | 5±0,05 | 4±0,02 | 8±0,04 | 4±0,03 |
Внешняя привлекательность | 7±0,01 | 7±0,04 | 0±0,06 | 5±0,04 | 7±0,04 | 2±0,03 |
|
|
| ∑РАм = 11±0,04 |
|
| ∑РАж = 14±0,023 |
Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности.
Таким образом, готовность испытуемых жен (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома.
Наименьшая ролевая адекватность женщин в нашем иссследовании наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание "психотерапевтической» атмосферы в семье. Т.е. молодая женщина стремится быть специалистом своего дела. Однако муж считает, про профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени.
Жена не хочет брать на себя функции «психологического диспетчера» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем, ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа.
Далее мы представляем данные и их анализ, полученные по методики PARI.
На этом, так же как и на предыдущем этапе по каждому статистическому ряду мы проводили дисперсионный анализ, с помощью статистического пакета SPSS (NCSS), затем по результатам дисперсионного анализа программа рассчитывала Т-критерий Стьюдента (статистическая гипотеза о достоверности различия 2 выборок). Результаты представлены в таблице 1. В правом столбике каждой из представленных ниже таблиц отмечена степень достоверности этого различия (- не достоверно, + слабо достоверно при Р<0,01, ++ достоверно при Р<0,05, +++ высоко достоверно при Р<0,001).
Таб. 3. Оптимальный эмоциональный контакт
(количество баллов)
Испытуемые | Количество | Среднее | Стандартная ошибка | Т-критерий | Достоверность |
Мужчины | 20 | 21,13 | 0,8387443 | 3,54 | ++ |
Женщины | 20 | 26,6 | 0,9651055 |
Как видно из проведенного нами исследования, наиболее оптимальный эмоциональный контакт был более выражен со стороны женщин. При этом данное ролевое поведение было в какой-то степени безответным со стороны мужчин.
Таб. 4. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
Испытуемые | Количество | Среднее | Стандартная ошибка | Т-критерий | Достоверность |
Мужчины | 20 | 15,13 | 0,9353719 | 3,13 | ++ |
Женщины | 20 | 10,06 | 1,318248 |