Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

    По  сведениям Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина:

  • число здоровых детей с каждым годом уменьшается. Так, только 32% детей в стране признаны здоровыми, 52 – имеют функциональные отклонения, из них более 16% - хронические заболевания.
  • Ежегодно детское население России снижается на 1 млн. человек
  • Число детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4-6 тысяч человек в год
  • Общее число детей-сирот достигло 200 тысяч человек

    Подумайте и выскажите свое мнение:

  • Каковы причины роста подростковой преступности?
  • Экономические или политические причины преобладают в росте подростковой безнадзорности и преступности?

    Беседа 1. «Каковы пути преодоления  подростковой преступности?»

    Дела  о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного, особого внимания во всех судах России. В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации 14  февраля 2000 г. Утверждено постановление Пленума №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

    На  протяжение последних двух десятков лет в России наблюдается рост преступности среди населения, что  безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

    Многие  исследователи детской преступности (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002 №20 (176) приходят к выводу, что в настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России за последние десять лет росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общая численность этой возрастной группы.

    За  последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, возросло почти на 2%, а число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях, на 2,1%. Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%.

    Очень опасна тенденция все более широкого участие подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми. По данным криминологических исследований, более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Чаще всего взрослые вовлекают в преступную деятельность молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, и не редко эти лица ранее уже были судимы. Приобщение подростков к наркотикам и алкоголю создает дополнительный мотив для преступления.

    В настоящее время наиболее распространенным преступлением среди подростков остаются кражи. На втором месте стоит  такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж (ст. 161 УК РФ).  Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тысяч подростков.

    Судебная  практика показывает, что подавляющее  большинство подростков, осужденных за или иные преступления, совершали их впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые уже ранее направлялись в спецшколы и спецпрофтехучилища, освобождались от отбывания наказания и вновь совершали преступления.

    Статистика  свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тысячи подростков в возрасте 14-15 лет, то в 2000 году их число составило уже около 48 тыс. В связи с этим наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а так же подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

    Особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушения, состоят в том, что к ним могут быть применены не только уголовное или административное наказание, но и принудительные меры воспитательного воздействия.

    В соответствии с новым Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязанность по рассмотрению материалов о помещении несовершеннолетних в Центры временной изоляции для несовершеннолетних и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа возложено на суды. Ранее эти обязанности исполнялись органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних. 

    В соответствии со ст. 15 п. 4 Закона в специальные  учебно-воспитательные учреждения воспитательного типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

    Для постановки вопроса органами внутренних дел о направлении несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа необходимо совершение подростком общественно-опасного деяния и заключение о том, что он нуждается в особых условиях воспитания. Факт совершения общественно-опасного деяния несовершеннолетним подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела или отказе в его возбуждении.

    В соответствии со ст. 27 п.3 Закона все  материалы должны быть представлены для ознакомления несовершеннолетними, их родителями или законными представителями.

    Согласно  ст. 8 п.2 Закона несовершеннолетний имеет право на обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в вышестоящие органы указанной системы, а так же в органы прокуратуры и суд.

    Задание: Подумайте над следующими вопросами и ответьте.

    1. Не ущемляют ли права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?
    2. Каковы пути преодоления роста подростковой преступности?

    Беседа 2. «Наказание несовершеннолетних – это правовая или моральная норма?»

    Рассмотрим ситуацию о наказании несовершеннолетних. Что при этом преобладает – моральная или правовая норма?

    16 декабря 2003 г. вступили в силу  Федеральные законы «О внесение  изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации»  №162 – ФЗ и «О проведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс российской Федерации»» №161 – ФЗ.

    Эти законы внесли существенные изменения в действующие законодательства.

    Для несовершеннолетних, возраст которых  достиг 14-15 лет, максимальные сроки лишения свободы будут составлять шесть лет, а для более старших (16-17 лет) – десять лет лишения свободы, не зависимо от максимальной санкции, которая определена Особенной частью УК РФ. Безусловно, такое решение гуманно учитывая крайнюю уязвимость несовершеннолетних, лишенных свободы.

    Сегодня очевидно что лишение несовершеннолетнего  свободы должно рассматриваться  как крайняя, вынужденная совершенно необходимая мера наказания в целях исправления самой личности и для безопасности общества. Этот вывод закреплен в измененных положения главы 14 УК РФ: за впервые совершенное подростком 14-15 лет преступление не большой и средней тяжести, а не совершеннолетним 16-17 лет – преступление не большой тяжести наказание в виде лишения свободы применяться не будет.

    Педагоги, психологи, юристы справедливо полагают, что впервые оступившийся молодой человек должен извлечь уроки благодаря специальной индивидуальной психолого-педагогической работе с ним. Вместе с тем для выполнения этого решения необходимо дополнительно подготовить специалистов, организовать центры консультации или иные учреждения или организации, целью которых и была бы помощь несовершеннолетних по различным проблемам. Им необходимо разобраться в сложившейся ситуации наладить человеческие отношения с кем-либо, решить вопросы с продолжением образования, найти работу, временное жилье и, наконец, построить планы будущей жизни в рамках закона.

    Задание: подумайте над следующими вопросами и ответьте.

    1. Что общего и в чем различие между нормами права и морали?
    2. Всегда ли нормы права моральны?
    3. Можно ли привлечь к уголовной ответственности за несоблюдение моральных норм?

    Мини-итог классного часа. 

Приложение 11

Тема: «Правовое просвещение подростков»

     Цель: донести до подростка понятие правонарушение, ее виды, а так же права несовершеннолетних.

     Задачи:

    • Информировать учащихся о видах правонарушений
    • Уметь распознавать административное и уголовное правонарушение
    • Дать понять, что существует ответственность за преступление, познакомить с законодательством РФ
    • Познакомить с правами несовершеннолетнего при задержании правоохранительными органами

     Ход урока:

     Ведущий: Современная школа выпускает  в жизнь людей не знающих свои права и не умеющих их защищать. Как это не обидно, пока этот жесткий тезис находит больше подтверждений, чем опровержений. В одной из школ проводился конкурс сочинений среди старшеклассников на тему «Права человека в современном мире» Прочитав всё эти сочинения нам особенно запомнилась вот такая цитата: «Одним из главных прав человека является – уголовное право» к сожалению тема прав человека для большинства школьников и педагогов остается мало известной и трудно понимаемой.

     Хотелось  бы спросить, совершали ли вы поступки за которые приходилось нести административную или уголовную  ответственность. (ответы детей) Скажи мне, что относиться к административным нарушениям(ответы детей), а что к уголовным нарушениям(ответы детей записываются на доске)

     Молодцы! А теперь я вам буду зачитывать ситуации, а вы должны будете сказать мне какую ответственность понесет школьник (подросток)

  • Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. А
  • Полина и Федор, ученики девятого класса, возвращаясь с дискотеки, разбили стекло в троллейбусе. А
  • Света, ученица девятого класса, убежала из дома, но продолжает ходить в школу. Родители сообщили об этом директору школы. А
  • Эдик, ученик седьмого класса, был замечен в школе с газовым пистолетом.
  • Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики. У
  • На вечеринке друзья Наташи, ученицы десятого класса, курили марихуану, но сама Наташа наркотик не употребляла. А
  • Коля, учащийся одиннадцатого класса, принес в школу немного марихуаны для того, чтобы отдать ее своим друзьям. У
  • От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по школьному коридору. А
  • Супруги Ивановы преднамеренно подожгли принадлежащий им гараж для того, чтобы получить страховку. У
  • Несколько учеников средней школы слонялись без дела около ресторана поздно вечером. А
  • Даша с подругой не посещали школу в течение недели, скрыв это от своих родителей. А
  • Учащиеся совершили кражу. Продавец магазина самообслуживания позвонил в милицию и сообщил об их задержании. У
  • Один учащийся школы угрожал другому тем, что изо- 
    бьет его. У
  • Мальчик принес в школу нож. А
  • Женя была задержана за то, что переходила улицу в неположенном месте. Когда она попыталась увернуться от близко проезжавшей автомашины, то у нее из кармана выпала сигарета с марихуаной. АУ
  • Ученик опаздывал в школу почти каждый день. Взрослый член семьи постоянно избивал ребенка, соседи сообщили об этом в милицию. У
  • Ученик угрожал учителю, если тот поставит ему неудовлетворительную оценку за четверть. У
 

 А если  бы вы нарушали закон, какие  бы вы имели права? (ответы детей)

Права несовершеннолетнего:

  • Согласно части 1 статьи 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Поэтому несовершеннолетний может отказаться от дачи показаний.
  • С момента задержания, заключения под стражу и предъявления  объяснения подросток имеет право на защитника. Обеспечение несовершеннолетнего защитником – обязанность следователя, но несовершеннолетний или его законные представители вправе сами выбирать защитника. Обязанность следователя – известить родителей несовершеннолетнего о просьбе иметь конкретного защитника (ст. 423 УПК РФ)
  • Если родители несовершеннолетнего могут найти адвоката самостоятельно, то лучше избежать услуг предоставляемого следователем адвоката. Для этого достаточно написать заявление о предоставлении защитника с указанием фамилии желаемого адвоката.
  • Согласно статье 426 УПК РФ несовершеннолетний имеет право на ознакомление с материалами дела, которое ему предоставляется при подписании протокола и по ходатайству в ходе дальнейшего расследования дела.
  • Несовершеннолетний имеет право на отводы и жалобы в отношении действий и решений лица, производящего дознание. Жалобы рассматриваются прокурором в течение трех суток по получении.

Вы  должны знать:

  • В чем вас подозревают или обвиняют (при задержании несовершеннолетнему обязательно должны объяснить по какому делу его допрашивают и в чем обвиняют))
  • Знать свои права( если вас задержали , прокурор или следователь должны обязательно разъяснить права)

     А если вас задержали сотрудники милиции, вы знаете, что  нужно делать? (ответы детей)

     Следует начать с того, что существует две  формы задержания: административное и уголовно-процессуальное.

     Административное  задержание производиться работниками органов милиции, если вы совершили какое либо административное правонарушение.

     Административное  задержание производиться в следующих  случаях:

  • Установление личности
  • Если вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • Составление протокола об административном правонарушении, если составление протокола является обязательным и только в том случае, если  его невозможно составить на месте
  • Пресечение административного правонарушения, если исчерпаны другие меры воздействия

Информация о работе Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению