Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

2) Выявление страхов и тревожности у детей.

3) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.

4) Изучение приёмов и методов коррекционной работы.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6

1.1. Определение понятия «страх». Динамический ряд страха…………….6

1.2. Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14

1.3. Причины страха………………………………………………………….25

2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30

2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30

2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36

3. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39

3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65

Файлы: 1 файл

Страхи детей и их коррекция.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

Страхи  бывают возрастные и невротические.

     Возрастные страхи  отмечаются  у  эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.  Возникают они,   как    правило, под   действием    следующих    факторов : наличие   страхов   у родителей; тревожность   в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение его   от    опасностей   и    изоляция   от   общения   со сверстниками,   большое    количество    запретов   со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые  угрозы всех взрослых в семье; отсутствие   возможности  для ролевой  идентификации  с  родителем того  же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно   испытываемые   матерью нервно-психические   перегрузки   вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.  Очень  чувствительны дети  младшего  школьного   возраста  к  конфликтным отношениям родителей.   Если они видят, что родители часто ссорятся,  ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие.   Как мальчики, так и девочки   в возрасте   6 – 7   лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.                         Эмоциональная чувствительность  детей  к конфликту родителей     имеет    тенденцию      увеличиваться   с возрастом.      В  7  лет  у  мальчиков  и  девочек  число страхов    значительно   выше  в  неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к  разрыву  отношений между родителями.  Наиболее подвержены  страху  единственные  дети  в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и   перенимают  их   беспокойство,   если   оно     есть. Родители,   часто  охваченные  тревогой  что-либо  не успеть  сделать   для  воспитания  ребёнка,  стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у   детей   возникает   страх   не   соответствовать требованиям    родителей.   Возраст  родителей  также имеет   немаловажное   значение   для  возникновения беспокойства   детей.   У   молодых    жизнерадостных родителей,    дети    менее    склонны   к   проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети более   беспокойны.   Впитывая,   как губка,   тревогу   родителей,   они  рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе[11, с.53]. 

 Биологические предпосылки.

    Способствуют возникновению страха  некоторые типологические    свойства   высшей   нервной  деятельности. Это эмоциональная  чувствительность и связанная   с   ней     впечатлительность.   Повышенная впечатлительность   таких   людей   выражается   в   их эмоциональной ранимости и уязвимости,  когда они    « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ».

     Большинство детей проходят в  своём психическом развитии   ряд   возрастных   периодов   повышенной чувствительности   к   страхам.  Все  эти страхи  носят переходящий  характер,  но  они  способны  оживлять аналогичные   страхи,   сохраняющиеся   в   памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям   в семье.   Это наиболее   типичный  психологический    путь    передачи    страхов.   Вероятность появления страхов у детей всегда  выше  при наличии их   у    родителей,   особенно,    если   на   лицо общие  свойства   высшей   нервной   деятельности , а  так же, когда   родители   пользуются  у  детей  авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.     Большинство   страхов   передаются  детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям   навязываемой   или   системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования[11, с.67].

Невротические страхи.

Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

    Невротические страхи могут быть  результатом длительных и неразрешимых  переживаний. Чаще  всего боятся  подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями  дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.  С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны  личности. К моменту   поступления  в школу  у  детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности,  а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.   Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх « быть не тем », о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха « быть не тем » являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

И, так, первый раз в 1 класс.

      Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров. И вот, наконец, долгожданный  день наступил – ребёнок в  классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы   преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен,  увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям[12, с.69].

     Первоклассники, которые по разным  причинам не могут справляться  с учебной нагрузкой, со временем  попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит  как к неврозам, так и к школобоязни. Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.  

Контрольная работа.

Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными  и даже очень хорошие ученики  понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы, иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: « Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании[12, с.71].

Упражнение.

    Как избавиться от страха перед  контрольной работой. (Возраст: 8 –10 лет)

1. Глубоко вдохни и выдохни.

2. Скажи  себе: «Я постараюсь сделать это  как можно лучше».

3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.

    Учитель не может гарантировать,  что ученик получить самую  высокую отметку, но получит  прекрасную возможность показать, на что он способен.

     Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.

    «Ты плохой, потому что ты плохо  учишься», - говорят ребёнку. Он  соглашается, и возникает неразрешимый  внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

      Итак, большая часть страхов младших  школьников лежит в области  учебной деятельности : «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить пло- хую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов[12, с.76]. 

  
 
 
 
 
 

2.2.    Преодоление страха и тревожности у детей.

    Психологи выделяют два способа  преодоления тревожности у детей. 

    1. Выработка конструктивных способов  поведения в трудных для ребёнка  ситуациях, а также овладение  приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

     2.  Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

    Для преодоления школьной тревожности  у учащихся 1 класса, необходимо:

1.Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

3.   Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.

       1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.

        2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации[13, с.129].

    Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость  требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребёнок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы - игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо-плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.    Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью».

Информация о работе Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми